Сардалов Рустам. Творческий ор художника

Зура Итсмиолорд
                19 декабря 2012 г. в Центре современного искусства Айшат Адуевой в столице Чеченской Республики открылась выставка работ Рустама Сардалова. Экспрессивные работы художника, написанные карандашом (графика), привлекли внимание ценителей прекрасного своим глубоким философским содержанием. Немногословный Рустам оказался щедр на мысли о том, что беспокоит не только его одного.

          Да, немой ор художника заставляет думать, анализировать, вновь и вновь пытаться понять внутренний мир мастера карандашного рукотворного рисунка.
          Художники и теоретики искусства всегда пытались определить границы искусства графики.  Так, английский живописец, иллюстратор и дизайнер Крейн Уолтер (1845-1915), внесший наиболее ощутимый вклад в английскую книжную графику, разграничение понятий живописного и графического начала в искусстве обосновывал разной степенью  абстрагирования формы изображения.
         Немецкий художник - модернист Макс Клингер (1857–1920) в качестве обобщающего понятия графики предложил неприжившийся впоследствии технический термин «Griffelkunst" ("искусство грифеля"). Его  рисунки, офорты (разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами) и акватинты - (разновидность офорта, собственно одна из основных  манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте), явились новаторскими. Возвысив графику на уровень современного романа, мастер обосновал ее выдающуюся роль в книге "Живопись и рисунок" (1891; русское издание – СПб, 1908). Если живопись, согласно Клингеру, базируется на законах материального мира, то «графитное искусство»  призвано выражать свободный полет фантазии.
          Владимир Андреевич Фаворский (1886 — 1964) — русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, действительный член АХ СССР (1962), Народный художник СССР (1963), Лауреат Ленинской премии (1962) в  своих статьях определяющим признаком графического искусства называет "изобразительное пространство", создаваемое белым листом бумаги. В июле 1964 года для каталога собственной выставки художник написал: "Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой... А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир".

      Графика, как один из видов изобразительного творчества, основывается на особенных свойствах применяемых изобразительных средств, которые еще называют графическими: изобразительная поверхность (в большинстве случаев белый лист бумаги), линии, штрихи, контур, пятна, тона.

   Выразительность графического рисунка Рустама Сардалова достигнута  не только путем использования черного цвета. Искусство белого и черного обогащено цветным итальянским папиром в качестве фоновой «цветной подкладки», для которой особое значение имеют такие материальные качества, как текстура и фактура. Несмотря на  смелость художника в обращении с акварелью и пастелью, открытые участки поверхности листа бумаги и прозрачность красочного слоя  делают  цвет фона главным  изобразительным  средством.


        Графика и живопись отличаются друг от друга  разной степенью  гражданственности, которая идет от различного взгляда художника на изобразительную поверхность. В живописи поверхность превращается в концептуальное изобразительное пространство, глядя на которое зритель забывает о том, что перед ним всего лишь картина, а не реальность. В искусстве графики всегда ощущается предметность и материальность изобразительной поверхности с выполненными на ней пятнами, линиями, штрихами. Края графического изображения, благодаря ощущению толщины бумаги, обладают меньшей оптической глубиной,  которая по мере продвижения к середине листа увеличивается. Белый тон  в графике в отличие от живописи не ложится на изображение сверху, делая их объемными, а просвечивает снизу. С помощью белого в искусстве графики изображается глубина и пространство — земля, небо, вода, воздух.   Цвет  выполняет функцию уплощения формы, связывая ее с предметностью изобразительной поверхности.
      Границы между живописью и графикой очень нестабильны, и суть не в технике исполнения, а в методе творчества, который определяется спецификой изобразительного пространства,  насколько сильно используется цвет в рисунке, что преобладает больше  -  пятно или линия, и  какую  роль они играют.   Получается, если в живописи на плоскости создается объемное, трехмерное пространство, в архитектуре – двигательное пространство, в искусстве скульптуры – осязательное, то в  графике -  плоскостные и пространственные ощущения объединяются в одну целостность. 

         Уникальные темные контурные линии и штрихи Рустама Сардалова смело контрастируют с белой поверхностью бумаги - основой работы мастера. Дыхание бумаги придает тонус содержанию того, над чем  автор заставляет зрителя думать, сопереживать:  настроение, эмоции, видение мира, понимание жизни.

       
         Часть своей жизни Рустам провел в Ростове. Он  иллюстрировал  серию книг российских писателей-классиков, Я.Гашека и других авторов.   Надо сказать, что книжная графика является составной частью не только издательского дела, но частью культуры в целом. Мастеру книжной иллюстрации необходимо правильно выбрать формат  издаваемой книги, учесть размер и особенность шрифта, размещение текста и содержание книжного материала. Особенно значима роль художников-иллюстраторов, создающих внешнее оформление издания (обложку, суперобложку) и такие элементы внутреннего оформления, как авантитул - страница, предшествующая титульному листу (одна из первых страниц книги,  предваряющая текст произведения, на которой размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания; шмуцтитул, предваряющий часть, главу издания с  кратким названием этой части или главы, эпиграф и т. д, и, как правило, располагается на правой печатной полосе с пустым оборотом;  иллюстрации, которые поясняют и декорируют текстовое содержимое печатного издания.

          Давайте вспомним известного французского гравера, иллюстратора и живописца Поля Гюстава Доре; (1832- 1883), который в 1854 году иллюстрировал книгу-альбом «История Святой Руси» («Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора,  Сильвестра,  Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями»), «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Франсуа Рабле, «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака, «Ад» и «Рай» Данте,  сказки Шарля Перро, "Приключениям барона Мюнхгаузена" Рудольфа Эриха Распе, "Дон Кихот" Сервантеса.

       Нелишним будет вспомнить творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) -  немецкого живописца и графика, крупнейшего европейского мастера ксилографии, одного из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Это первый теоретик искусства, который посмел иллюстрировать Библию: картины апокалипсиса, жизни Иисуса,  историй Ветхого Завета. Болезнь, Война, Голод и Смерть в "Четырех всадниках" несутся на конях, преследуя грешников. Каждый всадник и конь под ним  имеют свою характеристику, свой образ, создают состояние драматического напряжения, ужаса.

       Через свою графику, живопись и другие виды изобразительного искусства, Сардалов передает нам богатство своих чувств: напряжение, взволнованность, тревогу. Эпическое спокойствие и лирическую грусть. Емкость образа, несмотря на  лаконичность, строгий отбор  выразительных средств  и концентрации с определенной недосказанностью, условностью изображенного определяет особую значимость графического искусства Рустама и стимулируют активность нашего зрительского воображения. Поэтому все его работы  имеют собственную  художественную ценность. Активность воображения зрителей достигается определенной недосказанностью, аллегоричностью изображаемого,  его гротеском и комическим трагизмом.


     Графика Рустама представлена в различных жанрах: и портрет, и пейзаж,  и натюрморт. Для образного изображения мира художник использовал неограниченные возможности изобразительного искусства.
      Как и любой мастер своего дела, в живописи  Рустам создает на плоскости объемное, трехмерное пространство,  а в его графике -  плоскостные и пространственные ощущения объединяются в одну целостность.

        Если сделать небольшой экскурс в прошлое, то увидим, что начиная с эпохи Возрождения, так называемого Ренессанса, «матерью всех искусств» считалась архитектура, а рисунок рассматривался как их «отец».   Поскольку  чувство формы,  формируемое рисунком, по сравнению с чувством цвета, присущим живописцам, универсально, считалось, что любой  художник (живописец, скульптор или архитектор) должен уметь рисовать. Из истории искусств известно, что не каждый хороший рисовальщик может стать художником-графиком. Художник-график должен уметь отвлечься от своего художественного мышления. Взаимодействие двух тенденций — живописности и графичности -  одна из сторон творческого метода. Это сродни дуализму синтетического и аналитического начал творческого мышления. Здесь графика представляет собой  яркое воплощение принципа графичности с преобладающей ролью синтеза пространства и формы, объемности и плоскостности. Графичность формы может быть присуща рисунку, гравюре, скульптуре, живописи, архитектуре. Во всех этих видах искусства преобладают   контур, линия, силуэт, плоскость, фактура, текстура. Несомненно, графичными  являются  фрески Древнего Египта и росписи ваз Древней Греции. А  крито-микенские росписи сосудов ахейцев живописны по композиционности их декора, т.е. по  отношению изобразительных элементов к телу сосуда. Если  дорический ордер в архитектуре является графичным, то живописными  — коринфский (характерной особенностью этого ордера является насыщенная декором колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта) и ионический (от дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей,  отличительной чертой этого ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют - архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре).
         Архитектура классицизма графичнее архитектуры барокко, а творения в стиле рококо, по сути, формообразованию, живописны.  Живопись Средневековья графична, равно как и живопись мастеров Северного Возрождения. Картины флорентийского художника Сандро Боттичелли (1445 —  1510), который привёл искусство кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения, которое знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры,  к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, так называемого реализма,  ставшего питательной средой для такого направления, как академизм)  на порог Высокого Возрождения,  живописны. Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — Филиппо Брунеллески (1377—1446) — великий архитектор, скульптор эпохи Возрождения,  Донателло(1386 — 1466) —  основоположник индивидуализированного скульптурного портрета, который  придерживался реалистических принципов (кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы; Рафаэль Санти (1483-1529)- живописец, график и архитектор, сын живописца и декоратора Джованни Санти (1435 —  1494); Микеланджело  Буонарроти (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель; Леонардо да Винчи(1452 -1519) - живописец, скульптор, архитектор и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которому приписывают изобретения  парашюта,  колесцового замка, велосипеда, танка, лёгких переносных мостов для армии, прожектора, катапульта, робота, двухлинзового телескопа. А помните  автопортрет Леонардо да Винчи, написанный им сангиной,  карандашом из цветных пигментов?

        Живописны произведения итальянского художника - Тициана Вечеллио (1476/1477 или 1480-е—1576), который писал портреты,  картины на библейские и мифологические сюжеты.  Короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья делали  ему заказы. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
        Преданный искусству Тинторетто (1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса занимался исторической живописью, хотя  охотно писал  и портреты, которые поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Скажем, что он  воспитал в любви к творчеству и своих детей: безвременно ушедшую дочь, Мариетту Робусти (1560—1590), которая  успешно занималась портретной живописью, и сына Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоивший себе  манеру отца и пользовавшийся известностью преимущественно как искусный портретист.
      Оригинальный, но близкий по манере портретного письма к Тинторрето, один из  виднейших живописцев венецианской школы Паоло Веронезе (1528 — 2588) -  сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. Его изящный рисунок богат  по замыслу. В нем блеск и теплота колорита.
         А манеры письма фламандцев  братьев Эйк (Хуберт ван (1370—1426) и  Ян ван (1385 или 1390—1441)  или  француза Никола Пуссена(1594 - 1665), стоявшего у истоков живописи классицизма, который писал  историко-мифологические сюжеты, одним из первых оценил монументальность локального цвета, менее живописны, чем работы  нидерландского художника, рисовальщика и гравера Рембрандта  Харменса ван Рейна (1606—1669) —  великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи, сумевшего воплотить в своих творениях весь эмоциональный спектр человеческих переживаний, которые открывают духовный мир чувств.  
          Питер Пауль Рубенс (1577 —  1640) — плодовитый фламандский живописец, виртуозный мастер портрета и пейзажа, сумевший превзойти всех в подвижности, безудержной жизненности и чувственности в эпоху барокко. Это сплав традиций реализма Питера Брейгеля (1525 — 1569) и достижений  венецианской школы. Этот южнонидерландский живописец и график  - самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников, мастер пейзажа и жанровых сцен, отец художников Питера Брейгеля Младшего (1564/65  — 1637/1638 прозвище — «Адский»), который описывал жизнь деревенских и городских мастеров, природу своей страны, и Яна Брейгеля Старшего (Райского)( 1568 -1625) —   знаменитого своими детальными изображениями  редчайших цветов  из королевских оранжерей в виде натюрмортов или цветочных венков.

               Уникальность графики Сардалова в том, что каждый рисунок – единственный и неповторимый в своей оригинальности, как и работы вышеупомянутых художников, творчеством которых питается наш современник.

              Уроженец города Грозного сегодня оказался далеко от Родины. Но в среде своих друзей-итальянцев Рустам нашел единомышленников. Его искусство понятно всем: чеченцу и итальянцу, китайцу и американцу. Это говорит уже о том, что его работы мы смело можем отнести к сокровищнице мирового искусства.    
              Пожелаем Рустаму дальнейших успехов в творчестве и личной жизни.

P.S.  Рустам Ахамдиевич Сардалов  1973 (25 апреля) года рождения  окончил  грозненскую среднюю школу № 49, художественную школу и поступил на  художественно-графического отделение Чеченского Государственного Педагогического Института.  Сполна испил чашу страданий вместе со своим народом. События, происходившие на его родине, так или иначе,  отражены в графике и акварели художника. Несмотря на километры, живет трагедией своего народа. Своими учителями считает художников эпохи Возрождения и верит в светлое будущего чеченского изобразительного искусства. Первая персональная выставка его работ прошла в  1997 году в Грозном. Потом выставки в Ростове, Москве,   Амуа (Бельгия),  Канелли (Италия).
      Помимо русского и чеченского языков владеет итальянским, французским и английским.