Святой источник

Евгений Терентьев 2
   
       Наше пребывание в Пюхтицком монастыре подходило к своему завершению. После утренней службы и литургии, мы не спеша обходили территорию этого старинного женского монастыря. В состав нашей паломнической группы входили: я, моя жена Ольга, ее брат Виктор со своей женой Зоей из Риги, и подруга Ольги Наталья из Печоры.
 
       С горы, на которой расположен монастырь, открылась нам панорама окружающего его лесного массива. Повсюду виднелись пики заснеженных верхушек елей, плотная облачность предвещала  скорый снегопад. Не было видно признаков какого-либо жилья в окрестностях монастыря, кроме дыма печных труб недалекого  поселка. В природе царило холодное спокойствие. Погода в это утро не  баловала нас, ночью выпал небольшой снег, к утру подморозило. Обход  монастыря не согрел нас,  хотелось тепла и горячего чая. На дворе стоял декабрь месяц, его последние  дни, близилось Рождество.
 
       Мы  думали о возвращении домой, но не побывали у  святого источника, что находился в нескольких сотнях метров от монастыря.  В традициях паломников здесь есть правило - перед возвращением домой обязательно искупаться в нем. Очистив машину от намерзшего снега, мы за считанные минуты прибыли к месту парковки. Но оказалось, что до источника нужно еще идти пешком  сто пятьдесят метров по открытому полю. Недалеко показалась вереница людей из поселка – везли они на санках емкости для воды. В моей душе шевельнулось чувство чего-то неизбежного.

       Святой источник был огражден невысоким бетонным бордюром, подходящие свободно могли брать воду из него, заполняя свои емкости. Я же думал - как же можно раздеваться при людях и купаться в этом маленьком бассейне?   Мой взгляд остановился на небольшом домике из досок  в нескольких метрах от открытого  бассейна. Домик был похож на подсобное, хозяйственное помещение. Мы спросили у людей – где купальня? Нам кивнули на этот домик. Именно из под него вытекал на волю благодатный поток студеной воды. Неизбежность чего-то нового, незнакомого мне становилась все реальнее. Подойдя  к нему,  я  взялся за ручку двери - заперто. Я успокоился, но  врата  тотчас распахнулись, а из темноты сооружения выглянул ... батюшка! Это он сегодня вел службу в монастыре, приехав на пару дней из Пскова. Конечно же,  перед отъездом – купание в святом источнике! Бодрым басом нас вопросили: - «Мужики есть?» Наш ответ был менее бодрым, но уверенным: «Да, это мы». Зашли внутрь, и  дверь за мной и Виктором захлопнулась. В темноте различили еще одного присутствующего – водителя батюшкиной машины. Оба  бодро снимали с себя одежды, укладывая их на деревянные скамейки, не обращая на нас внимания.  Вскоре стали различимы очертания внутренностей купальни. Вдоль ее стен стояли деревянные скамьи, по центру помещения - открытая вода, а далее вниз обледенелые деревянные ступени. Полумрак и пасмурная погода скрывали на лицах наши чувства. Оконные проемы были прикрыты деревянными решетками, ветер задувал на нас мелкий снег. Я пробовал шутить, спросив батюшку: - «А, сколько метров в глубину источник?».  Батюшка улыбнулся: - «пять метров». Он шутил, и этим подбадривал нас, поняв наше смятение.  Я начал снимать с себя одежду, а батюшка, стоя на полотенце, уже крестил источник перед смелым погружением в него. Еще в монастыре мы услышали от сестер-монахинь, что использовать полотенца можно только как подстилку под ноги. А мокрые тела после купания не вытираются. Через минуту я был готов к своему очищению.  Брызг воды от трехкратного погружения в воду батюшки я уже не чувствовал. За ним смело последовал его водитель, затем Виктор. Мой взгляд в тот момент фиксировал только трехкратное смыкание воды над их головами. Холодного ветра я уже не ощущал, но был наг, как в момент рождения.  Настал и мой черед. На исповеди в монастыре я изложил свои грехи, а теперь здесь, у кромки ледяной проруби - окончательное очищение. Держась за деревянные перила, по обледенелым ступеням достиг я поверхности  воды, она обожгла все мое тело по грудь, а затем я скрылся под водой. Далось мне это нелегко, мое погружение  было, скорее всего, жестом спасения, как будто сверху меня ждал огненный смерч. После первого выхода из воды хватило сил сказать: "Спаси Господи!" и перекреститься. Огненный смерч все же обжег меня. Второе погружение и всплытие отняло из души все мысли и чувства. После третьего погружения я ощутил только  одно – я чист и жив. Как я оказался наверху, уже не помню. Батюшка со своим водителем были уже одеты и собирались на выход, а я еще медлил, движения мои были чисто автоматическими. Ветра не было, или я его не чувствовал. Тело стало согревать какое-то внутреннее тепло. Мы все вышли, батюшка благословил нас на дальнюю дорогу, а  мы с Виктором побежали к машине. В купальню зашли наши женщины.

       Мощный мотор машины привел в действие калориферы кондиционера, мы понемножку стали согреваться. Особенно стало жечь наши замерзшие за время прогулки по монастырю ноги. Все тело продолжало согревать какое-то неведомое тепло. Тепло от машины не могло так греть. Это было для меня новым ощущением, признаком неведомого мне явления. Головы наши высохли за считанные минуты.  Я вспомнил  о наших спутницах, где они? Невдалеке они шли не торопясь по снежному полю к машине. Почему то подумал – не купались они! Но я ошибся - они  были в купальне и выполнили весь обряд очищения! Как же  часто мы ошибаемся, взяв на себя бремя суждения о поступках своих близких! Недалеко от нас разворачивал на выход свою машину батюшка, он перекрестил нас, и двинулись они  домой на восток, возможно по тому пути, по которому шли когда-то на Псков войска Тевтонского ордена.

       А нас ждал  долгий  путь  домой  на запад, в несколько сотен километров, через Эстонию и Латвию, к границе бывшей Восточной Пруссии.  Обледенелая лесная дорога не давала набрать большую скорость,  машина шла ровно и уверенно,  успокаивающе урчал мотор, окружающий дорогу лес был украшен медленно падающим снегом.  Все это,  в дополнение к воспоминаниям о  времени, проведенном в святой обители,  давало повод задуматься о наших планах в предстоящие праздники и после них. Я взглянул на заднее сиденье - наши паломницы спали. И не только румянец  на щеках  выдавал тепло их сердец:  в их лицах было какое-то особое спокойствие.  Похоже было, что  укрыты они не только теплыми одеждами, но еще чем-то  более надежным. Предо мной зримо предстал образ Пресвятой Богородицы ...   

  Евгений Терентьев. 
  Декабрь 2007 г.
  Пюхтицы (Эстония) – Таураге  (Литва).