6. Пустые полки в магазинах

Михаил Самуилович Качан
Мы все с нетерпением ждали сдачи в эксплуатацию большого (он таким нам тогда казался) магазина-вставки на углу Академической и Обводной улиц. И вот он открылся. И оказалось, что кое-что в нем продается. Но многого нет. А иногда, вроде бы, поступило, и люди видели, как разгружали, но не продается. То «фактура не поступила, а без нее продавать нельзя». То, что-то «не довезли, и пока не привезут все полностью, мы продавать не можем». Объяснения всегда находились. Но, в конце концов, целый ряд продуктов, которые считались дефицитом, а на самом деле были продуктами первой необходимости, в продажу так и не поступали. Кроме парадного входа, у магазина был выход во двор, и оттуда пешком или на автомобилях уносили и увозили этот дефицит.

Жалобы людей начали поступать опять же ко мне. Я пришел в магазин, но директор магазина даже не стала разговаривать со мной. Дело в том, что магазины и столовые в Академгородке не входили в состав СО АН. Они вначале были частью «НовосибирскГЭСстроя», а потом стали входить в Отдел рабочего снабжения (ОРС) «Сибакадемстроя».

Мне подсказали, что надо переговорить с профкомом «Сибакадемстроя». Меня там приняли хорошо, но сказали, что на территории «верхней зоны» (так они называли микрорайон «А», в котором мы жили) они контролировать ОРС не будут, у них хватает и так дел. Но они могут предоставить нам такое право. Тут же мне выписали «Удостоверение общественного контролера», дающее право контролировать все магазины и предприятия общественного питания. Кроме того, со мной провели маленький «ликбез» (кто не знает этого слова, напомню, что оно было в ходу в 20-30-е годы и означало ликвидацию безграмотности; но еще долго употреблялось, когда вкратце что-либо объяснялось), и я теперь знал технологию контрольных покупок и вообще проверки магазинов.

Вооруженный этими знаниями, я с благородным стремлением накормить изголодавшихся жителей и отсечь жуликов, уносящих из магазина дефицит, с удостоверением в кармане пошел в магазин и сделал покупку. Когда продавщица объявила сумму и выбила на эту сумму чек, я объявил, что покупка контрольная. Дальше было то, что я никак не ожидал. Я еще не успел даже предъявить удостоверение, как продавщица схватила мою покупку и бросила ее обратно за прилавок. Потом она попыталась вырвать чек из моих рук. Правда, у нее это не получилось. Потом она начала кричать на весь магазин, как будто я пытался ее ограбить. Несколько посетителей магазина, стоящих за мной в очереди, смотрели на эту сцену с недоумением, но мне показалось, что они были на стороне продавца, ведь я задерживал очередь. На крик продавщицы вышла директор магазина.

– Вот этот,  - указывая на меня пальцем, громко вскричала продавщица, - купил товар и не хочет платить, –.

– Я объявил покупку контрольной, – спокойно сказал я, хотя был чрезвычайно взволнован, ведь такое случилось со мной впервые в жизни. Сердце билось так, что готово было выскочить из груди. Я пожалел, что пошел в магазин один, и не взял с собой никого в помощь.

– А Вы имеете на это право? – спросила директриса.
– Имею. Вот удостоверение.
– Что же Вы его раньше не предъявили?
– Не успел. Продавщица подняла крик и выхватила у меня покупку. Вот она лежит.

Продавщица больше не кричала. Я попросил проверить весы. Они были установлены неправильно. При каждом взвешивании в пользу продавца, шли 15-20 граммов. Но когда после этого, установив весы, мы взвесили каждый продукт, оказалось, что общий недовес составил порядка 60 граммов. В кабинете директора я сначала составил акт проверки, а потом объявил, что намерен проверить склад магазина. Я видел, как директору не хочется пускать меня на склад, но все же с явным неудовольствием пустила. На складе оказалось много разнообразных продуктов, которые в магазине открыто не продавались. Теперь директор передо мной лебезила.

– А вот у нас есть ... и она называла какой-нибудь дефицит. Еще не успели пустить в продажу. Хотите, я Вам взвешу?
– А вот это?
– А вот этого поступило очень мало. Бережем только для нужных людей. Взвесить Вам?

Я не хотел. Наоборот, сказал ей твердо, что все товары должны продаваться, а не лежать на складе, и составил второй акт. Она отказалась расписаться, но я в конце каждого акта написал, что директор подписать акт отказалась. Продавщица тоже отказалась подписать акт, и я тоже написал, об ее отказе. Поставил дату и время проверки. Оставил директору копии (я писал под копирку). Поехал в постройком «Сибакадемстроя» и спросил, что делать дальше. Они оставили акты у себя. Уже на следующий день этой продавщицы в магазине я не увидел. Директора тоже вскоре не стало.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/25/204]