Записная книжка

Людмила Ермакова
Все чаще молчит телефон. Нет, иногда он очень даже настойчиво звонит – это надоевшие до смерти рекламодатели с, набившей оскомину жизнерадостностью, предлагают абсолютно ненужные мне товары и услуги. В то время, когда они сладкими голосами вешают мне макароны на уши, сковородка на плите доходчиво дает понять, что ужина у меня сегодня уже не будет. Сгорел!

А так хочется поговорить с родным человеком, которому, не таясь, можно выплеснуть все то наболевшее, невысказанное, что горьким осадком лежало до поры – до времени - на самом донышке моей, далеко не юной уже, души. И Бог с ней, с этой подгоревшей едой, когда звонит дорогой твоему сердцу человечек!

А молчит телефон не потому, что у меня нет друзей. Это не так! Увы, в моей, некогда заполненной до последней странички записной книжке, появились пробелы. Многие мои друзья и приятели разъехались по городам и весям, растеряв при переездах старые адреса и телефоны.

Многие, к моему величайшему сожалению, ушли в тот, иной мир, куда уже не дозвониться и не достучаться. В прошлом году, будучи проездом в родном городе, всеми доступными средствами искала я одноклассницу, мою любимую подружку, Ирку - хохотушку, с которой не один год просидела я за одной партой, с которой делились пополам все наши девчоночьи секреты и проказы, и с невыразимой горечью и болью узнала про ее безвременную кончину. 

На одной из встреч выпускников нашего института я узнала сразу о нескольких печальных утратах: Таня, долгое время безнадежно лечившаяся в России от страшного заболевания, с последней надеждой приехала в Израиль, но никто и ничто уже не могло ей помочь.
Валентин, Валька, который в суровые зимние холода, в насквозь промерзшем трамвае, ездил провожать меня на другой конец города в каком-то легком прорезиненном плащике и без головного убора (форсил или, просто не имел денег на подходящую одежду?) - тоже ушел из жизни: несчастный случай.

Лариска – моя старшая (на 5 лет) институтская подруга, опекавшая в годы учебы меня - тогда еще совсем девчонку, самую юную из однокурсников, которые и называли-то меня «детским садом», - увы, спилась после неудачного брака с парнем намного моложе себя. Она его одела-обула, помогла получить высшее образование. Заимев вожделенный диплом, муж ушел от нее по-английски - не прощаясь! И она ушла - из жизни, насовсем… 

Замечательная подружка - однокурсница Зиночка - свидетельница моей первой и самой сильной в жизни любви, которая так поддерживала меня в дни разлуки с любимым – очень рано покинула нас:  медицина в те годы была, увы, несовершенна - как, впрочем, и сейчас. 

Бывший муж мой всем своим образом жизни сократил отведенный ему срок пребывания на этой земле… 

Постепенно все больше "белых пятен" появляется в моей записной книжке ...
Ушли многие мои замечательные старшие друзья: журналистка Алина Викторовна, старающаяся из любви ко мне взять на себя часть моих  жизненных проблем; замечательная, по-житейски мудрая, полная обаяния и сердечного тепла, Клавдия Михайловна; умерла моя любимая учительница русского языка и литературы Людмила Федоровна, которая написала мне в своем последнем письме (цитирую): «Людочка, твое имя вписано в лучшие страницы моей жизни...», а это дорогого стоит! Я тоже очень любила ее.

Эти прекрасные женщины, наградившие меня поистине материнской любовью – лишь часть скорбного списка моих душевных потерь. Жаль, что этих людей нет теперь в моей жизни. Есть иные – их много: приятелей и приятельниц. Они, в большинстве своем – хорошие, добрые люди, но ушедших – не заменить, как ни старайся!

И все-таки мне повезло: настоящие друзья у меня есть - там, далеко, в городе моего детства. Эта дружба проверена годами и десятилетиями. Она брала истоки из далекого  послевоенного детства, или из многолетней совместной работы, где люди видны, как на ладони – со всеми их достоинствами и недостатками.
И если эта необходимость видеть, слышать и понимать друг друга прошла испытания возрастом, разногласиями по некоторым вопросам и, наконец, разным  карьерным ростом – значит, это – настоящая дружба!

Родных у меня на этой земле осталось совсем немного, и я их очень люблю.
Правда, с одними мы далеки территориально, а с другими - хоть и живем достаточно близко, но иногда, к сожалению, оказываемся такими непонятыми и далекими друг от друга! И это «иногда» очень больно бьет по натянутым струнам души!

Хорошо, что технический прогресс подарил нам этот новый - замечательный вид связи – СКАЙП! Ого! - Это почище телефона!

Раньше о таком можно было только мечтать, а родители наши и мечтать не смели: лица всех ныне живущих на нашей планете друзей и родных я могу теперь созерцать на большом экране компьютера, могу свободно общаться, смеяться вместе с ними! Конечно, жаль, что и я, и все мои визави выглядят теперь совсем не так классно, как на фотографиях в семейном альбоме!

Только ни телефон, ни СКАЙП не помогут мне сказать все то, что накопилось за всю долгую жизнь единственному и так необходимому мне человеку, самому близкому, самому родному – моей любимой мамочке, которая очень рано ушла из жизни, так и не успев сказать мне нечто самое важное. Как и я не успела сказать ей свое последнее «прости!».   

Любовь моя – первая и единственная - живет далеко-далеко от меня и, наверно, давно вырвал листок с моими координатами не только из своей книжечки, но и из собственной памяти.

А я так и не могу расстаться со своей - старенькой, распухшей от записей и от вклеенных в нее дополнительных  страничек,  записной книжкой, хотя новенькая и чистая лежит в ящике письменного стола и ждет своего часа.

И я не только не могу, но и не хочу проститься с этими дорогими моему сердцу строчками, кои вместили в себя, увы, большую часть моей жизни. Кто-то великий сказал, что записная книжка убивает память. Но я с ним не согласна: книжка эта - и есть моя память, в которой все еще живы дорогие моему сердцу люди!

Волосы на голове постепенно покрываются белым инеем, морщинки у глаз становятся все глубже…  А жизнь? - Жизнь продолжается!

О, слышите? Звонит телефон! Бегу-бегу-у!