Печорин в наши дни 1987 год. Н. Эпатова

Нинель Эпатова
Нинель  Эпатова

                Встреча перед Новым 1987 годом или          Печорин в наши дни.

   Однажды, в декабрьский вечер 1986г., когда над Обнинской землей, точно так же, как 1,5 века назад сияла яркая луна. А в трех комнатной квартире одного из полногабаритных домов построенных еще в поселке Малоярославец-1( будущий город Обнинск) немцами, неожиданно для всех и для себя, появился из вечности Григорий Александрович Печорин. Тот самый Лермонтовский Печорин «герой» его времени, портрет его современников, родившийся в 1810г., сконцентрировавший в себе пороки его времени. Как он появился? Для нас обнинцев – загадка. Быть может по велению высших сил, а быть может, виновата «машина времени»?
   Но, как ни странно, появился он именно в той квартире, где жил его далекий потомок. 1950г.рождения, т. е. между ними было от 3х до 5 поколений. Внезапно выйдя из запертой двери, Печорин в нерешительности остановился у входа. Он был почти такой же, как и прежде, если бы не смертельная бледность лица, да карие глаза приобрели  фосфорический блеск. Хотя и при жизни, их блеск был подобен, блеску холодной стали.
   Он был так же строен, так же тонок был его стан, так же прекрасно сложен и не смотря на маленькое кровавое отверстие, пробившее мундир на его груди (след персидской пули), белье его было ослепительно чистое, что говорило о привычках порядочного человека. Белокурые волосы по-прежнему обрамляли его благородный лоб и оттеняли его черные усы, и брови – признаки особой пробы в человеке.
   Он оглядел квартиру, все стены которой были забиты стеллажами с книгами, и все пространство которой, было забито последней, современной, импортной мебелью, и произнес:
   Печорин Лермонтовский «О Боже! Ни одного образа на стене. Дурной знак!»
   В ответ из кресла поднимается человек лет 35, высокий, непропорциональный, в отличии от Печорина, резко размахивающий руками, т. е. в нем не было скрытости  Жоржа Печорина, хотя при пристальном наблюдении между ними было несомненное сходство. Те же маленькие, тонкие руки, хотя у современного Печорина плечи были значительно уже, так же, как и лоб его уж нельзя было назвать благородным, да и признаки породы в человеке исчезли. У него были темно-русые волосы и чуть потемнее волос – брови, лицо – безусое. А вот глаза были абсолютно одинаковые с Печориным, только оставляли неприятное впечатление – нескромного вопроса, но вместо равнодушного спокойствия, в них были разлиты дерзость и цинизм, и он, современный, смотрел на всех дерзко из-под поднятых ресниц.
   Печорин Наш «Что? Что? Как Вы сюда попали? Кто Вы? Линяйте сейчас же отсюда!»
   Печорин Лермонтовский «Что за странный жаргон у моего потомка? Что за манеры? Где наш врожденный дворянский аристократизм? Ведь я Печорин. А ты потомок мой и княгини Веры. Правда, твои пороки, очевидно, обусловлены твоим рождением в грехе. О,, кабы знать!»
   Печорин Наш «Во буровит! А что б ты мог сделать, чтобы я не родился, а? В ваше время аборты были еще большим грехом, и противозачаточных средств и презервативов, которых и у нас не хватает, у Вас и в помине не было!»
   Печорин Лермотовский «Негодяй! Я сейчас вырву твой жалкий язык! Ты оскорбляешь весь свой род! Что за невежество. Если бы я был не из тлена и не прибыл сюда с другой миссией, я бы сейчас тебя застрелил на дуэли»
   Печорин наш «Кто ты? Привидение или аферюга?  Мне трудно определить кто ты, но прежде чем вышвырнуть тебя отсюда, хочу посмеяться над тобой! Дуэль! Кто это будет о тебя марать руки! Ты хоть знаешь кто я? И кто мой отец? Он не только мой отец, но и отец города. У него такой чин, что с ним  сними я сейчас телефонную трубку, и ты загремишь в дурдом или в места законом отдаленные… Я и сам могу свиснуть  своим пристяжным. Они тебя завалят, а я буду не причём. Да и если я тебя зарежу, то полечусь месяца два в псих  больнице и все… Ведь у меня всепрощающий диагноз… я шизофреник»
   Печорин Лермонтовский «Ну, что мой дорогой пра-пра-пра-пра-правнучек! Попробуй, подними на меня руку»
   Печорин наш кидается с ножом и кулаками на Печорина Лермонтовского. Но его нож издает звук, как будто бы удара о камень и ломается, а кулак ударивший Печорина Л. по голове, мгновенно вспухает.
   Печорин Лермотовский: «Ну что? Прошлое нельзя убить, его можно ненадолго исказить, забыть, но оно есть и будет вечно! И рано или поздно предстанет перед нами. Я в свое время был несчастен из-за своего характера, мне мой век, мое поколение казались мне препустыми и прескучными. Я страдал сам, делая несчастными других, но я не скатился до такого скотства, как ты. Ты мне представляешься животным, не занесенным в красную книгу»
   Печорин Наш: (потирая вспухший кулак) «Это  ты-то был несчастлив?. Ты был аристократ, а что ты нам оставил в завещании? Помнишь, что ты говорил о счастье? Ты же говорил, что счастье – это удача и ловкость, что счастье не в деньгах и богатстве. Но все же богатство ближе к счастью, чем бедность, это безвкусно быть довольным своей судьбой в скромной хижине, за чашкой гречневой каши? Это ты так говорил, и мы твои потомки,  все поколение,  помним это и взяли за основу своей жизни. Да еще Есенин к великий русский поэт в унисон тебе воскликнул устами своего «Черного человека»:
 «…Счастье, есть ловкость ума и рук. Все неловкие люди за несчастных всегда известны…».
И вот я достойный сын свого отца, это накрепко усвоил. Особенно это неплохо в наше время, когда поруганная тобой, гречневая каша, считается дефицитом и далеко не у всех есть «жалкая хижина». Я устроился не хуже тебя»
   Печорин Лермонтовский: «Может твое состояние и не меньше моего, но в наше время, чтобы попасть в Высший свет, что необходимо было каждому молодому человеку, иначе бы его нигде не принимали, нужно было имя, украшенное историческими воспоминаниями (какие бы они не были). Имя столь знакомое,  чтобы швейцар его не исковеркал и надо, чтобы вновь входящий в светскую гостиную человек был роднёй князю В. Или графу К. А сейчас? Где же твое имя? Ведь твоя бабушка по матери была из породы Шариковых, самого низшего скотского рода, Российское дворянство и культура безнадежно загублены»
   Печорин Наш «Можно подумать, что ваше поколение не причем? Не ты ли утверждал, что напрасно  учиться всем наукам. Не ты ли говорил, что в науках нет смысла, что с помощью их не достигнешь ни славы, ни счастья? Вспомни? В этом плане мы ваши достойные наследники. У нас не очень ценится ум и знания, такие люди как и всегда в России и в наше время часто сбиваются с ног и гибнут. Ты бросил Университет, а я окончил только 9 классов, благо моё социальное положение позволяет не работать. Но мать твою так! Не окончив никаких школ, благодаря отцу и его чинам я могу жить как хочу. Я занялся серьезным самообразованием и столько прочитал… В наше время и в моем положении, только в книгах душа и отдыхает. Ну, а что касается скотства в моем поведении, и речи, так в том не моя вина. С кем поведешься. Но Вообщем то Ваше светское лицедейство, не лучше моего скотства. Хотя конечно красивее внешне. А в наше время ценится только «руки» и чины, принцип «ты мне я тебе».
   Печорин Лермонтовский «Бог мой! Россия стала азиатской страной, её растоптали Азиаты. А ведь в мое время они были дикарями. Сейчас становится особенно жутко, если глянешь, что делается за железной оградой., возле питейных заведений, настоящий  круг ада »
   Печорин Наш: «Ну, мой дорогой, пра-пра-пра-пра-прадедушка! Не лицемерь! В Ваши дни и раньше, конечно, русского духа на русской земле было больше. Но разве не чувствовали себя в России хозяевами инородцы, начиная с Рюриков? Французы, немцы и прочие. Ведь тебе не меньше, чем мне знакома история России, вспомни слова почти твоего современника: А. Толстого:
 «Земля у нас богатая. Порядка только нет»
Чего же ты маялся и искал в свои дни? Мне кажется, я в твои дни жил бы по-другому»
   Печорин Лермонтовский «Учти что», такие как ты, незаконнорожденные и происходившие из семей простолюдинов -  Шариков, в наши дни никогда бы не могли  быть на моем месте. В этом сила революции, действительно: !кто был ничем, смог стать всем». Но, на миг возвратясь из тлена в жизнь, я не узнал русской земли. Конечно, ее главные города выросли в необыкновенные, хотя и стереотипные царства, это конечно заслуга этих полутора столетий. Но, где наша Вера? Где церкви? Где наш вечерний колокольный звон? Где вся русская природа? Все раздавил прогресс, во имя чего? Это грозит гибелью людям»
   Печорин Наш «Да! Вот оттого, что нам без конца грозит гибель, то вследствие взрыва ядерной или атомной бомбы, то экологическая смерть, то конец Света, мы воспитанные по крови, на Ваших пороках превратились в «Героев нашего времени». Мы не верим ни во что, ни в царей, ни в Бога, у нас нет элементарных понятий о чести и порядочности. Нашлись на нашей земле довольно влиятельные и умные люди, которые решили повернуть эволюционный процесс человека вспять, т. е. направить его по пути превращения в обезьяну. Ведь обезьяна не думает и ей легче «нажать на кнопку» – и отсюда качества «Героев наших дней». Вечная угроза гибели заставляет нас искать только наслаждения, в этом мы подобны варварам – язычникам. Мы топим свое разочарование и неверие в вине, мы отдаем должное наркотикам, ведь все равно скоро смерть, не лучше ли забыться и наслаждаться. И наконец: наши души тешит рок и поп музыка»
   Печорин Лермонтовский «Это бесовские пляски – пляски дикарей, как можно было опускаться до них. Я даже наши красивые мазурки считал актом, в котором не надо иметь ума! Я начал танцевать только тогда, когда понял, что мои остроты и ум, никогда не дадут мне светской славы. А ваш рок напоминает танец в адском огне»
   Печорин Наш. «А мы не можем без него. Вот я прошел все круги ада в земной жизни. Как и ты попробовал все искусы моего времени и в сексе, и в пьянке. Я  занимался рэкетом, . я играл в наперстки. Мне ничего не стоит убить человека, и  меня не будут мучить угрызения совести. Но мне, как и тебе, часто бывает скучно. Но я не поехал в Афганистан, как ты в Персию. Я, современный Печорин, разочарованный и скучающий, унаследовал твои пороки, а  жизнью своей дорожу. Это тоже пошло от тебя. Помнишь, ты смело ходил на кабана, а стука ставень боялся. Я кого угодно побью, убью, сделаю несчастным. И сам от этого страдать не буду. Главное – концы в воду, только не попасться. Такой я, современный Печорин»
   Когда наш Печорин закончил свою речь и решил  взглянуть на своего предка, он застыл, как пораженный. В комнате никого не было. Только на полу валялись обломки ножа, и болел вспухший кулак. Но поздним вечером над Обнинском поднялась метель, которая в России, как вольная птица, может летать, широко раскинув свои белые крылья. Некоторые увидели в небе, в свете фонарей, какой-то летящий в небе , черный предмет. Видимо, это улетали пороки прежних лет, т. к. на фоне пороков наших дней, они казались безгрешными.   
 30 декабря   1986 год