Братья

Ольга Кульневская
Сказка о том, как в Великом Устюге поселился российский Дед Мороз. (кстати, символ города Великого Устюга – Водолей, сливающий воду из двух кувшинов – символизирующих реки Сухону и Юг, которые при слиянии образуют Северную Двину).



Давным-давно, в вологодском лесном краю, на высокой горе Гледен, что возле Великого Устюга, жили два брата – Водолей и Мороз. Ведали братья водами – дождевыми, речными, озерными, только каждый в свое время: брат Водолей – когда земля теплой  и ласковой была, а брат Мороз – когда земля остывала.
Так они и жили, мирно, не ссорясь. Водолей лил дожди на леса и поля, сливал малые речки в большие, а Мороз укрывал их снежным одеялом, заковывал реки и озера в ледяной панцирь.
Но как-то раз поссорились братья, из-за чего, сейчас уже никто и не помнит, да только поссорились крепко. Ушел брат Водолей с горы Гледен на другой берег Сухоны и стал жить там. Остался Мороз один. Назвал он оставшиеся владения своими и имя им дал – Морозовица. Но много ли, мало ли времени прошло – заскучал брат Мороз и решил покинуть родные места.
И пошел он бродить по белу свету.
Побывал на Крайнем Севере, полюбовался на северное сияние, познакомился с хозяевами тех мест. Вьюговей его на оленях покатал, а Студенец – на санях, запряженных собаками.
Потом Мороз в Сибирь махнул. Там хозяин, Стужайло, его кедровыми орешками угостил.
Из Сибири подался Мороз в южную сторону. Там сначала его Лютый встретил, потом Сечень, а Снежень по плечу Мороза похлопал и на прощание рукой в большой белой рукавице помахал: «Счастливого пути!»
Долго путешествовал Мороз, далеко забрел.
Чешский Микулаш дал ему свою баранью шапку примерить, немецкий Санта-Клаус на ослике позволил покататься, английский Санта-Клаус открытку на память подарил. С французским, которого Пэр Ноэль зовут, на Эйфелеву башню слазил, с итальянским Баббо Натале по Венеции в гондоле плавал… Даже в Японии Мороз побывал, где Сёгацу-сан ему ветку цветущей сакуры  подарил. С колумбийским папой Паскуале и кубинским Вальтасаром знакомиться Мороз не решился: больно жарко там, рисковать здоровьем не стал.
Много времени прошло в этих путешествиях, и понял Мороз, что соскучился по своей Морозовице так, что словами не описать. И повернул он домой.
И такими родными ему показались и Снежень, и Лютый, когда встретил их на пути, домой возвращаясь, что чуть не прослезился Мороз. А уж когда гору Гледен издали увидал – затрепетало, забилось птицей сердце в сильной груди Мороза.
Убрал он широкой ладонью со лба поседевшие за долгие годы странствий волосы, прищурил повлажневшие глаза и подумал: «Нет лучше места на свете, чем родина».
И пошел он к брату, забыв все обиды.
Встретились братья, обнялись.
– Что, – говорит Водолей, – поседели, брат, мы с тобой, совсем дедами стали. Я – седой Водолей, ты – Дед Мороз. Оставайся у меня в Великом Устюге: не город, а сказка. И народ здесь трудолюбивый, и мастера умелые, и красота вокруг дивная.
С тех пор и живет дед Мороз в городе Водолея – Великом Устюге.