2. Свое Отечество люблю и презираю

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Мой Ленинград - Санкт-Петербург.


                "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами,
                с преклоненной головой, с запертыми устами.
                Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране
                только в том случае, если ясно видит ее.
                Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, ...
                Я полагаю, что мы пришли после других для того,
                чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки,
                в их заблуждения и суеверия".
                П. Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего

                "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног,
                - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство".
                А. С. Пушкин. Письма П.А. Вяземскому

     Я вырос в России, воспитан русской культурой, и мой родной язык - язык Пушкина. Неудивительно, что, начиная свои воспоминания, я сразу же обратился к двум столпам русской культуры - Чаадаеву и Пушкину.
               
     Слова русского философа и публициста первой половины XIX века Петра Яковлевича Чаадаева, которые вы только что прочли в эпиграфе, столь же актуальны для нынешней России, как и тогда, 150 лет назад.

     А у его современника, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина я, к своему глубокому удивлению, нашел мысли о России, которые тоже очень точно соответствуют моим сегодняшним чувствам. И эти слова я тоже взял в качестве эпиграфа.

     Но мне очень жаль, что за 150 лет отношение людей к Отечеству, а, скорее, к его правителям, не изменилось!

      И почему России не везёт с правителями?

     Бедная Россия! Еще один великий русский поэт XIX века Н.А. Некрасов был абсолютно прав, когда так воспел свою страну:

                Ты и убогая,
                Ты и обильная,
                Ты и могучая,
                Ты и бессильная,
                Матушка Русь!

     Любовь к Отечеству - для меня отнюдь не пустой звук. Мне так хотелось что-нибудь сделать во славу России!

     В те уже далекие времена, мне иногда казалось что, кое-что удалось сделать. Да нет, не казалось, – у меня, на самом деле кое-что получалось.  Но авторитет лидера быстро тает, а те, кто был руководителем рангом повыше, те, кто должен был увидеть и оценить меня, оставались слепыми и равнодушными. Им почему-то важно было меня снять с той должности, которую я занимал, а мои успехи были, как кость в горле. Нет-нет, буду честным, не «почему-то»! Я довольно быстро понял «почему». Подчеркивать успехи руководителя-еврея!? И это в ту пору, когда евреев снимали со всех руководящих должностей в любой организации на любом предприятии! И, в конце концов, мое стремление прошло, остался только вопрос: «Так зачем же я так стараюсь?»

     Не прошло и полувека, а уже, как мне кажется, никому ничего из сделанного мной не видно. Вот-вот уйдут из жизни последние, из тех, кто меня знал, и мой след исчезнет тоже.

     А все же я кое-что сделал. И горжусь этим про себя. А ведь как было порой трудно: на протяжении всей моей жизни в глазах власть предержащих я не был полноценным гражданином. Вплоть до моего отъезда из страны. И судили обо мне не по делам. Для них главным было то, что я не был русским. И то, что у меня было собственное мнение. Поэтому я всегда чувствовал повышенное внимание к себе со стороны партийных функционеров КПСС. И не только внимание...

     А теперь там другая Россия... Коммунистов во власти больше нет, но опять есть те, которые могут судить и вершить. Опять не закон бал правит, а мнение и суждение. Телефонное право... И судят не по закону, а по понятию. И сегодняшний настрой российских властей вряд ли сулит серьезные изменения по отношению к человеку. Тоталитарный строй в СССР сменился авторитарным строем в России. Народу российскому, по-прежнему, нужен "царь-батюшка", крепкая рука. И что тогда мне с моим свободолюбием и гордостью там делать?

     Я - еврей, но воспитан все же не еврейской, а русской культурой, и мой родной язык - не идиш, которого я совсем не знаю, а русский. Покинув мою страну, я вспоминаю её постоянно. В той моей жизни случилось все же так много хорошего. И я скучаю по той стране, какою она была реально в моей жизни, какою была в моих мечтах, какою бы она могла стать, но не стала.

     В моей новой стране я продолжаю говорить по-русски, читать русские интернет-газеты, и следить за событиями в России и вокруг нее.

     Но обратно в Россию я не вернусь. В моей памяти сохранилось и все плохое, что там со мною случилось, все зло, которое мне причинили, главным образом, потому, что я был не русский, а еврей. И я не хочу, чтобы подобное случилось и с моими потомками.

     Почти все мои родные, все близкие мне люди теперь уже тоже живут в Америке. И им здесь лучше. Я точно знаю, что там им было бы хуже. Много хуже, чем здесь. И нам с Любочкой тоже было бы там хуже.

     Я благодарю страну, где я теперь живу, Отечество моих потомков, за то, что нам предоставлена возможность здесь жить, ни на кого не оглядываясь, ощущая себя человеком. Перед нами открылось так много возможностей. Возможность поверить в себя, возможность учиться, возможность работать. Возможность дышать воздухом свободы.

     Только здесь я понял, насколько там мне труднее дышалось. Да о чем говорить, меня здесь никто ни разу не обозвал, никто не дал почувствовать, что я человек второго сорта. Меня никогда не ограничивали в моих правах. Здесь совсем другая атмосфера.

     В этом воздухе выросли мои внучки, и я вижу, как они раскрепостились. Они уже не помнят, как было в той стране, которую я не могу забыть. Если же я им что-то начинаю рассказывать о той жизни, они удивляются и не понимают, как это вообще могло быть.

     Но и сейчас в России, к сожалению, во всех ветвях власти творится "беспредел". И правительство, и законодатели, и суды - все коррумпировано. Здесь, в Соединенных штатах власти достаточно успешно борются как с экономическими преступлениями, так и с преступлениями против личности. Государство не подавляет свободного человека, и закон торжествует. Люди далеко не ангелы, и на бытовом уровне произойти может все. Но нет здесь ни расизма на государственном уровне, ни государственного антисемитизма. Наоборот, то и другое, случающееся на бытовом уровне, решительно пресекается. Поэтому люди дышат воздухом свободы. И очень быстро забывают, как с ними было раньше. И уже не понимают, как может быть иначе.

     Моя Россия! Мое любимое и презираемое Отечество! Изменишься ли ты? Как мне больно видеть твою искалеченную душу! Как хочу я видеть твое общество излеченным от лихорадки великорусского величия и ностальгии по добрым царям! Как мечтаю о торжестве закона в моей стране, где я прожил 57 незабываемых лет, за которую воевал мой отец и где остались могилы моих предков!

     Почему у тебя такая печальная судьба? Нет, нет, я верю в твое будущее, верю в то, что ты справишься со своими хроническими болезнями. Только свободная Россия может стать великой. И ее величие будет определяться не территорией и военным диктатом, а проявлением силы разума, духа свободы и уважения ко всем народам внутри страны и вне ее.

     Время идет, мои современники уходят - они свое дело сделали. Как смогли. Хорошо ли, плохо ли, - рассудит история.

     А я снова и снова окунаюсь в ту, прошлую, жизнь, потому что она была моей и осталась в моей памяти, а теперь, может быть, останется и в твоей памяти, мой потомок, и в твоей, мой читатель. Я пишу историю того времени. Пусть крохотную частицу ее, но все же... Ничто не должно пропасть...

Продолжение пролога следует: http://www.proza.ru/2013/08/20/2165