О подлости и предательстве

Екатерина Кантая
        По степени пафоса в  момент произнесения слово «подлость» сродни пожалуй такому громкому словечку как «героизм». И это, на мой взгляд, совершенно незаслуженно.  Подлость - явление повсеместное, заурядное вытекающее из человеческой слабости. Явление это имеет непременным атрибутом своим сокрытие некого умысла, вредного для другого, тайный урон, вред при внешнем благообразии того, кто этот поступок совершает. Будь это действием открытым - говорили бы о наглости или жестокости. А тут иначе.
       Понимает человек что не совсем в общем то красиво с его стороны так поступать , но интерес свой имеется и если потихоньку то может и ничего… Как дурной запах изо рта после чесночной закуски – можно в сторону дышать или пожевать кофейное зерно. Глядишь, и не заметит никто. И здесь важно иметь гибкость и артистизм. Будучи застигнутым на вранье, изобразить праведный гнев и уязвленное самолюбие. Если проявить фантазию, то можно даже убедить самого себя, что подлость, она и не подлость вовсе, а шаг во имя блага другого, так, мол, для него гораздо лучше будет, хоть он пока и не готов это признать.
Несправедливо называть людей подлыми от того,  что они подлости свершают. Это не суть их, а защитная реакция на собственную слабость. Ведь хочется быть хорошим и чувствовать себя человеком достойным, даже если оснований к тому особенно и нет. Вот и приходится выкручиваться.
         Еще одно пафосное словечко - «предательство» зачастую совершенно ничего под собой из ряда вон выходящего не несет. Предают друг друга в мелочах  и по крупному практически все. А ведь предавать – значит всего на всего не оправдать позитивных ожиданий, которыми некто тебя наделил. Давал ты ему для того основания или не давал – вопрос бессмысленный, так как отношение к другим людям всегда явление  субъективное, и факторы его формирования анализу поддаются с трудом. Он думал ты – друг а ты совсем не друг, а практически враг. Изначального неприятеля в предательстве никто не обвинит.
        Альтернативой предательству являются оправданные ожидания. А значит, ответственность за последствия предательства лежит не только на том, кто предал, но и на том , кто слишком многого ждал.
       Единственный способ предательства, который вызывает во мне волну неприятия   – это предательство человеком самого себя, того что реально ему было дорого и ценно.  В этом случае ответственность человек полностью берет на себя и последствия тоже. Такое предательство есть духовная форма самоубийства.