Тренер

Борис Артемов
На фото: Фёдор Антонович Якутович (1903-1992)

…Впереди траурной процессии, как и положено, несли подушечки с боевыми орденами. Их было так много, что располагались награды по нескольку штук. Советские, польские, чехословацкие. Звёзды, кресты. А он, воевавший с лета 41-го полковник Советской Армии и Войска Польского, при жизни, больше всего гордился номерным значком ГТО второй ступени и почётным знаком «Отличник физической культуры СССР». Удивительное было время. И люди удивительные...
 

Путь на перекладных от Бреста до Черкасс не близок. Но так уж судьба распорядилась. Не только семья Антона Якутовича, многие в те годы переселялись в глубь империи, подальше от нищеты Полесья и ужасов военного лихолетья.

Второй год мировая бойня собирала обильную дань с окопной черни, что гнила заживо под разрывами шрапнели, облаками ядовитого иприта и бомбами, сбрасываемыми германцами с диковинных аэропланов.

В воспетой Гоголем Малороссии было не в пример легче. Там Якутовичи нашли приют. Там пошёл в гимназию, а затем и в реальное училище сын Антона – Федор.

По молодости он не попал ни на империалистическую, ни в мясорубку братоубийственной гражданской.

 Войны тогда волнами захлёстывала Черкасщину. Рада. Гетьманат. Директория. Деникинцы. Разномастные атаманы. Красные. Эти последние и взяли верх к началу двадцатых.

Из окон дома Фёдор видел, как части чоновцев направляются добивать повстанцев мятежного Холодного Яра.

А вскоре к Якутовичам пришли люди в кожанках от местного военкома Андреева.

Чудное дело – разруха кругом, самого необходимого не достать, а они предлагают Фёдору спортивный кружок всеобуча из допризывников организовать. Да ещё всяческую поддержку обещают.

Новая власть крепко взялась за физическую подготовку пролетария. Не мудрено – для грядущей победы в мировой революции нужны закалённые и подготовленные солдаты.

Известно же: в здоровом теле – здоровый дух. Комиссаров – дух поддерживать у власти хватает. А вот спортсменов…да ещё таких, как Фёдор! С этим дело посложнее выходило.

 Все в Черкассах знали юного капитана футбольной команды реального училища неизменно в сухую громившей любого соперника. Того самого, что уложил на глазах восторженной публики сразу после победного матча прямо на поле хамовитого штемпа раза в два больше себя. По всем правилам французской борьбы – не опускаясь до подножек и ударов ниже пояса.


Федор за дело взялся рьяно: настоящий спорт, он ведь при любом цвете знамён занятие честное и благородное.

А что ни зала, ни площадки пристойной не имелось – не беда. Вон перед соборным кладбищем площадь! Да и погода позволяет: весна выдалась теплая и солнечная. На первые сборы допризывники пришли в драных портках, подпоясанных бечевой, да в свитках. Спортивной одежды не было. Да что одежды – почти все босые.

Зато хлопцы крепкие, задорные, с огоньком. Такие, коли чего и не умеют, учатся с желанием.

Необходимый спортивный инвентарь, пылившийся долгие годы за ненадобностью, Фёдор добыл в чуланах и кладовках бывшей гимназии и реального училища и, не медля, объявил о начале тренировок. Трижды в неделю.

Занимались тяжёлой атлетикой, борьбой, гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми. Вскоре Фёдор возглавил сборную футбольную команду города и Шевченковской округи. С успехом выступал за гандбольную и волейбольную команды. Всерьёз увлёкся настольным теннисом.

А в 1928 году стал участником и призёром I Всесоюзной спартакиады в Москве.

Неповторимое было время. В крови и муках страна рожала новых героев, чьи достижения в бою, труде, спорте ещё не скоро удастся превзойти.
Спортсменов универсалов такого уровня как Федор Якутович и сегодня на Украине по пальцам пересчитать можно!

Вскоре Федор оказался на Днепрострое. Огромное строительство это ведь не только кумачовое соревнование двух берегов и кубометры ударно уложенного за смену бетона, но и тысячи оторванных от родных домов молодых строителей, барачные бытовые неурядицы, пьянки, поножовщина.

Энергию людей надо было направить на созидание. Федор стал первым физкультурным организатором ударной стройки.

В 1930г. возглавил организационно-учебный отдел совета общества «Динамо». Поставил дело, а как только началось строительство металлургического завода, попросился в ряды строителей.

Вспоминал потом: «Энтузиазма было не занимать, работали ударно, с упорством и вдохновением. Хватало сил и на работу, и на спорт. В первенствах города по гандболу принимали участие более 90 команд! Проводили турниры по футболу и волейболу. Тренировались, сдавали нормы комплекса ГТО».

В 1931г. на Первенстве Украины по легкой атлетике в Харькове Фёдор занял 3-е место по прыжкам в высоту, участвовал в агитационной лыжной эстафете «От Днепростроя до Москвы».

А когда в 1932г. была введена вторая ступень комплекса ГТО, предъявлявшая повышенные требования к участникам программы, стал одним из первых в стране значкистов.

В Доме физкультуры им. Красной Армии, бывшей синагоге на Троицкой, ставшей первым спортзалом города, Федор тренировал штангистов и гимнастов. Среди его воспитанников братья Касьяники, Заслуженные Мастера Спорта СССР по гимнастике и тяжелой атлетике и известный запорожский гимнаст Павел Терлецкий, заведующий кафедрой института физкультуры.

По инициативе Фёдора на берегу Днепра в районе парка «Дубовая Роща» был построен никогда не пустовавший понтонный 50 метровый стадион "Динамо" на три тысячи мест, с вышкой для прыжков в воду,  качелями и аттракционами.

Осенью 1939г старшего лейтенанта Якутовича призвали в Красную Армию. А в первый бой он, командир роты 132 стрелковой дивизии, вступил 5 июля 1941г под Могилёвом на станции Чаусы.
Было кого защищать: в Запорожье осталась жена с только родившимся сынишкой Олегом.
Бои против танковой группы Гудериана были тяжёлыми. Окружение. Прорыв. В начале августа Федор уже капитан и помощник начальника дивизионной разведки. А дальше -  безнадёжное контрнаступление северо-восточнее Кричева, потопленное в крови воздушным флотом Кессельринга. Представление к награде и тяжелейшее ранение 20 августа за несколько дней до того, как дивизия вновь оказалась во вражеском кольце. Его успели отправили в тыл.

После долгого лечения получил назначение – начальником штаба 1-й отдельной Сталинской добровольной бригады. Но ранение снова дало себя знать – на фронт вернулся только в мае 1944г.

Направили в Войско Польское. Помощником начальника оперативного отдела штаба 1-й Армии. Воевал честно. Брал Варшаву, форсировал Одер, штурмовал Берлин.

После победы вернуться домой скоро не удалось. Жену с сыном к себе вызвал. В Польшу. Там пришлось служить в пограничных войсках. Продолжал упорно заниматься спортом. В 45 лет стал чемпионом погранвойск ПНР по гимнастике! На съезде спортивного общества "Гвардия" (польское «Динамо») его избрали заместителем председателя. А в 1953г. получил звание "Заслуженный деятель физической культуры ПНР".

Через два года полковник Федор Якутович ушел в отставку и возвратился в Запорожье. До 1968-го работал вместе с сыном тренером по настольному теннису в спортклубе "Металлург", а потом в областном совете ветеранов спорта руководил секцией по истории спорта Украины.

После смерти Федора Антоновича семейные архивы с редкими документами по истории запорожского спорта родные передали в Ленинский исполком. Только кому они были нужны в то смутное время. Так и сгинули бесследно. А может, и пылятся до сих пор где-то в подвалах. Ждут своего часа.

Как бы то ни было отца и сына Якутовичей в Запорожье помнят. Нет, не чиновники. Ветераны спорта, коллеги-спортсмены, уже сами маститые мастера, бывшие воспитанники этих удивительных людей. Благодаря их многолетним усилиям, совсем скоро, в феврале, состоится традиционный XII турнир по настольному теннису, посвящённый памяти тех, кого и при жизни, и до сегодняшнего дня многие продолжают называть коротким и емким словом: Тренер.