32. Впервые появились клещи

Михаил Самуилович Качан
На фотографии впившийся в кожу клещ (сильно увеличено) 

Каждый год я регулярно ходил в лес по грибы. И ни разу не приносил на себе клещей. Поэтому разговоры о том, что они тут есть, просто не воспринимал. Больше донимали комары.

Но в этом году клещи появились уже в мае. Первый раз я принес клеща на себе даже не из дальнего похода, а из близлежащего леска. Я знал, что не все клещи являются носителями энцефалита, поэтому сделал так, как меня учили ребята. Поднес горящую спичку к впившемуся клещу, и он отвалился. А если бы я попытался его оторвать, его головка с челюстями осталась бы в моем теле, и тогда пришлось бы их выковыривать.

Впоследствии я много раз снимал с себя клещей, а из шерсти нашей собаки вынимал их по десятку. Пришлось мне видеть и заболевших вирусным энцефалитом, и переболевших им. Это тяжелое заболевание. Оно возникает, когда вирус, возбудитель энцефалита, проникает в мозг и поражает его. Многие годы я жил с мыслью, – не дай бог, если клещ укусит кого-то из близких – дочку, внучек...

В это же время по Академгородку начали курсировать большие автомашины, которые выпускали облако какого-то газа, а, может быть, аэрозольное облако. Нас предупредили, что это против комаров. Машина ходила несколько вечеров. Количество комаров уменьшилось, но после этой операции в Академгородке практически не стало птиц.

Через много лет я прочитал, что Академгородок поставлен прямо в месте природного очага, эндемичного по клещевому вирусному энцефалиту. Но специалистов при выборе места под строительство Академгородка не спросили.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/06/299]