23. Руководители ОКП стали ближе к Академгородку

Михаил Самуилович Качан
На фотографии А.Н. Полякова "Парусная регата на Обском море".

Руководители ОКП стали чаще бывать в Академгородке

В Академгородке к весне 1961 года жило уже довольно много людей, и Объединенный Комитет Профсоюза получил под свою работу квартиру в жилом доме на улице Спортивной (ныне Жемчужная улица). Теперь у наших комиссий было место, где можно было собраться, обсудить важные вопросы нашей жизни, поговорить с людьми, пригласить на заседания ответственных лиц.

Александр Иванович Щербаков, освобождённый заместитель председателя ОКП, приезжал по-прежнему нечасто, но все же почаще, чем раньше – раза два в неделю. Кроме того, здесь начали проводиться, правда, изредка заседания Президиума ОКП СОАН.

В дни заседаний здесь появлялись штатные работники ОКП. Приезжала секретарь ОКП, выполнявшая также функции делопроизводителя, Глафира Васильевна Дождикова. Она знала профсоюзное законодательство от «А» до «Я» и умела говорить с людьми так, что они не обижались, если ОКП не мог им ничем помочь. Но часто и оказывала помощь. Когда советом, а иногда и помогала составить нужное письмо или звонила в местком соответствующего института и разъясняла профсоюзным работникам (должностным лицам институтов она не звонила никогда) положения КЗОТа (Кодекса законов о труде).

Приезжала и бухгалтер ОКП Клавдия Степановна Рябухина, тощая и жилистая женщина лет 45-ти, но добрая и очень толковая. Все цифры у нее были в голове и наготове. Перепроверять ее никогда не было надобности. Всё всегда было в полном порядке.

Здесь же начали выдавать путевки в санатории и дома отдыха, в том числе льготные и бесплатные. Их было мало, много меньше, чем, скажем, в «Сибакадемстрое», потому что нормативами ВЦСПС было установлено, что наш профсоюз Высшей школы и научных учреждений, объединяющий не производителей (рабочих), а потребителей (интеллигенцию), стоит на последнем месте по уровню количества путевок на 1000 членов профсоюза. Кроме того, и самих путевок было мало, потому что у Минсредмаша были свои санатории и дома отдыха, а у сибирского отделения Академии наук не было. Не было заложено строительство их и в проекте.

Профсоюзный комитет теперь стал заниматься и многими другими вопросами повседневной жизни жителей Академгородка. Владимир Ильич Караваев занимался организацией отдыха детей, базой охотников и рыбаков на левом берегу Обского моря в пос. Боровое. Началось строительство пионерлагеря «Солнечный» на берегу Бердского залива и водной базы «Наука» в Правых Чёмах рядом со шлюзом.

В это время я познакомился с Владимиром Николаевичем Бухариным из Института теоретической и прикладной механики, который активно занимался водно-моторным спортом (был действующим гонщиком, спортивным судьей и деятелем федерации).

Активным организатором водных видов спорта (в первую очередь, парусными  яхтами) был Слава Горячев из Института ядерной физики. Спортсмены связались со спортклубом "Наука" в Москве и те подарили яхтклубу несколько парусных судов олимпийского класса - "Финны", а также другие яхты. На отведенном береговом участке закипела работа по подготовке их к навигации. 

Познакомился я и с новым председателем ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) Толей Ломбардом, тихим и спокойным человеком, но крепким организатором, влюбленным в технические виды спорта. Он попросил достать ему хоть какое-нибудь помещение для занятий, и я договорился со службами СО АН о выделении комитету ДОСААФ небольшого подвального помещения в одном из первых сланных домов. Они быстро привели его в порядок, поставили столы со стульями и шкаф, врезали дверь, и вскоре там начались занятия.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/05/487]