Немой

Григорий Покровский
               
               
               
                (банные байки)

    Обвёрнутый до пояса простынёй к столу подошёл коренастый, лысый и с рыжими усами лет сорока мужчина. Его усы слегка оттопырились. На них  висели кусочки листьев берёзового веника, что придавало его лицу смешной вид. Он был чем-то похож на кота Леопольда из мультфильма. Его   животик нависал над простынёй. По его ухоженным рукам и дряблым мышцам было видно, что мужчина принадлежал к мелко чиновничьему классу.  У больших чиновников животы солиднее, а жировых отложений  на щеках, шее и груди ещё больше. Они в общие отделения не ходят, а в основном парятся в  персональных банях. Мужчина поставил на стол оранжевую чашку,  баночку с медом и термос с чаем. Всё это делалось медленно, с какой-то женской аккуратностью.
— О, какие люди! — вдруг окликнул он,  проходившего мимо высокого худощавого человека. — Давно тебя, Сережа, не видел.
— Привет, Витя, — худощавый подал руку  толстяку.
— Ты куда, Сережка, пропал?
— Три месяца в больнице лежал, а сейчас всё в разъездах, — ответил Сергей.
— Ты давно в баню пришёл?
— Недавно, один раз только попарился.
— Садись, чаем угощу, — Виктор показал рукой на стол, где стояли термос, чашка и баночка с мёдом.
   Сергей, вытирая простынёй раскрасневшееся лицо, сел напротив своего приятеля.
— «На ловца и зверь бежит»,  — сказал Виктор,  наливая в чашку и в крышку из под термоса чай. —  Я тебя, Серёжа, как раз хотел увидеть.
— И зачем же я тебе понадобился?
— Затеял гараж строить. Бетон мне нужен. Сам понимаешь, денег мало, а если начну официально его покупать, в трубу можно вылететь.  Ты мне год назад за полцены обещал. Или цена поднялась?
— Рад бы тебе, Витя, помочь, только я уже не начальник бетонного узла, — сказал Сергей, отпивая чай из чашки. — За границу мотаюсь. Машину пригоню, продам —  с этого и живу.
— Заработки хоть есть?
 — Грех обижаться. Хватает на жизнь и с долгами рассчитываться.
— Ты чего, Серёжа, у тебя долги? Откуда?  Ты, среди нас одноклассников, лучше всех  живёшь. Дом построил, машина дорогая. На бетонном узле  такими бабками ворочал. Ты же сам мне об этом говорил.
 — Было дело, Витя, было.  Но дом достроил, и долги появились.
— И давно ты там не работаешь?
—  После больницы сразу и ушёл.
— А в больнице как оказался?
— В аварию попал.
— Сам виноват или кто помог?
— Пассажиром был. Да хорошо, что  на заднем сидении ехал, а парень, что впереди меня сидел, сразу насмерть.
— Как же оно так случилось?
— По пьяни  это всё в основном и происходит. Я тебе скажу, что эта авария меня, возможно и   спасла, а то пришлось бы и дом продавать.
 — И даже так?
 — Да, вот послушай мою историю, — Виктор допил чай и, отодвинув чашку, стал рассказывать.— Вызывает меня однажды директор нашего завода  Лев Давыдович и говорит: « я Вам, Сергей Анатольевич, хочу предложить должность начальника бетонного узла». Я подумал, оклад там хороший,   притом это  повышение, и согласился. А прежнего начальника сняли. За что, толком не знал. Слышал краем уха, говорят, с начальством что-то не поделил. Принял я узел,  стал работать. Где-то  через недельку заходит ко мне бригадир и, улыбаясь, говорит: « как будем работать, Сергей Анатольевич, как прежде или официально». Я его и спрашиваю: «а как прежде работали?»  Мне бригадир и говорит:  «схема простая: машину налево продаём, сорок   процентов ваших, тридцать я отношу  директору, а тридцать на всю бригаду делим, чтобы все молчали». Я говорю — согласен, мне же больше всех получается. Ну и начали мы крутить, деньги большие пошли. Я за день имел больше, чем месячная зарплата. Так меня это засосало:  иду на работу и уже о ней не думаю, в голове одна мысль — как бы сегодня больше украсть. Это  такое страшное дело, понимаешь,  остановиться невозможно. К концу года прикинул, а у меня уже большая недостача, вагон цемента  не хватает. Стали мы  халтурить,  цемент не докладывать. Недостачу немного сократил, но жалобы пошли: плиты, которые льёт завод, стали разваливаться. А остановиться не могу. Правду люди говорят, что бес попутал.  Никогда я не ходил в церковь, а тут пошел и стал молить Бога, чтобы он помог мне.
   Как-то раз еду с работы. Подъехал к дому, я  тогда еще только свой  достраивал, а жил в девятиэтажке. Возле подъезда стоить парень. «  Время, говорит, у тебя есть? Нам поговорить надо». Я подумал, что очередной клиент хочет бетону купить. А  рядом  с моим домом  пиво продают, и столики на улице стоят. Предложил  ему  сходить пива попить. Сидим мы, пиво пьём, он меня и спрашивает: «тебя уже взяли в оборот?» Я делаю вид, что ничего не понимаю, и он мне начинает объяснять. Оказывается он брат того бывшего начальника бетонного узла. И он мне рассказал историю своего брата. Когда  у его брата стала большая недостача, директор создал комиссию, обложили его, как волка, и поймали, когда он отпускал налево бетон. Ему Лев Давыдович сказал — или тюрьма, или покупай цемент и щебень. Вот он сейчас и уехал на заработки, чтоб  отдать долги. Они все денежки поимели, а он один платит. Директор, якобы, пошёл ему навстречу и нашёл таких же мошенников, как он сам, которые продают краденый цемент дешевле, чем покупать официально. Цемент возвратили, а серая схема производства бетона продолжала работать. Она была банально простая. У Льва Давыдовича на бетонном узле работали почти все родственники.  Начальник узла отдает команду  на отпуск машины и подписывает липовые документы, он и несет ответственность. Бетонный узел стоит отдельно от завода, а   бетон делают не только на завод, но и на стройки города. Узел официально подчинялся заводу, но заводское начальство туда приходило редко. А Лев Давыдович,  вся его родня, и любовница, которая работала  учётчицей, от незаконной  сделки  получали деньги. Лично я ему денег не давал,  их ему   отвозил бригадир —  его племянник — и доказать, что он брал деньги и возил директору невозможно, хотя на самом деле левым оборотом бетона рулил бригадир. Он имел связи с водителями-перевозчиками бетона и со строительными бригадами, которые строили частные дома. Они ему звонили, заказывали бетон, а он мне только говорил,  сколько за день мы отпустим бетона налево. Но он официально никакого отношения к отпуску бетона не имеет.
    Я подсчитал —  эти сорок процентов, что  мне причитались и есть себестоимость бетона. Получалось так, что деньги мне давали, как бы в долг и, когда меня поймают на воровстве, я должен буду потом на подпольное производство купить цемент,  щебень и гравий. Тут до меня дошло, что это — «развод». Ко мне пришло прозрение: рискуя попасть в тюрьму, я помогаю им воровать и  при этом остаюсь у разбитого корыта. Как только возникнет большая недостача, бригадир позвонит директору и скажет, когда  налево  будем отпускать бетон. Приедет комиссия,  меня поймают и заставят платить. А они пополнят издержки, поставят нового олуха и будут продолжать  делать  свои делишки.
—Фирма « Рога и копыта» — смеясь, сказал Витя, — ты  тот, кто должен  за всё платить или сидеть.
— Да, выходит так, — ответил на шутку Сергей. — Но беда в том, что я остановиться не мог. На это там и рассчитано. Куш у меня самый большой, а у жадности нет тормозов.
   Сергей  вытер с лица росинки пота и  задумался.
 —И вот однажды стою я в церкви, — продолжил он, — народу совсем  нет,  стал возле иконы Богородицы и молчу. На меня женщина смотрит, она свечками там торгует, « Вы что, немой?» — спросила она. Я кивнул головой. Продала она мне свечку. «Вам за здравие?» — снова спросила  она. Я кивнул головой, она показала мне, куда надо поставить свечку.   В мои студенческие годы со мной случалась уже такая история. В магазине была большая очередь — это перед самым развалом Союза, когда с водкой боролись, а не с пьянством.  Я пошутил и ребятам сказал, что водку возьму без очереди. Изображаю немого, иду к прилавку, руками машу и мычу: м-мы, м-мы, м-мы. А мужик мне говорит: «ну и что  с того,  хоть ты и немой, но в очередь надо становиться». На него, бедолагу, как напали   женщины из очереди — мол, он и так Богом обижен. Мужик уже не рад был, что со мной связался. Словом, пропустили тогда они меня, взял я две бутылки водки, на пальцах показав продавщице. Вспоминая эту историю, выхожу из церкви  и вижу длиннющая очередь и в основном  старики и старухи. Думаю, как бы мне  схитрить. Я снова за старое, прохожу без  очереди и   «м-мы, м-мы, мы, руками машу. А они все молчат. Подхожу, а там  старик сидит весь седой и борода длинная белая до колен. Глянул он на меня строго и говорит: « Что ты мычишь, тебе ещё рано туда, — и показал пальцем на небеса, — иди приведи себя в порядок».
    И тут я проснулся, на лбу холодный пот. Вытер  его полотенцем, слышу телефон звонит. Взял  трубку,  а там  женский голос: « у вас  сегодня будет беда, нагрянет комиссия», — сказала она и отключилась. Я пошёл к врачу, дал  взятку, и  он мне выписал на неделю больничный.
— И кто же  эта прорицательница? — спросил, улыбаясь, Виктор.
 — Мой домашний телефон был без определителя номера, поэтому  и не вычислил свою спасительницу. Если бы  узнал, дал бы ей денег,  их у меня тогда много было.
— У кого их много в общие бани не ходят, — пошутил Виктор.
— Миллиардов, конечно, я не украл, но по нашим меркам, достаточно. Кто ворует миллиарды, тот не боится — его в тюрьму   посадить невозможно.
    Заканчивался мой больничный, а тут звонит начальник  арматурного цеха и говорит:  «Серёга, у меня день рождения, есть повод поехать покушать шашлыки  на поляне». Ну мы и поехали.  В компании были все  наши, заводские. Хорошо погуляли, попили, поели шашлыков и стали возвращаться по домам. Начальник цеха  с женщинами поехал на первой машине, а мы сзади. За рулём был главный механик.  На повороте он пьяный не справился  с управлением и врезался в сосну. Я очнулся  с переломами в реанимации. Через три месяца выписался   из больницы и сказал директору, что буду подавать на инвалидность. Мне на этой должности тяжело работать. Недостачу они мне приписать не могли,  так как три месяца там без меня хозяйничал  бригадир.  Уволился я оттуда, не дав им поймать меня на воровстве.  Вот так Бог услышал мои молитвы и отвёл меня от беды. Стал я перегонять иномарки. Ни от кого  теперь не завишу. Сколько заработаю — все мои.
— Ну, да, — сказал Виктор, — пока налоговая за  задницу не возьмёт!
— И там есть схемы,  как обойти, — возразил Сергей, — деньги везде берут.
 Вот сейчас слышу, власть борется с коррупцией. Смешат народ — ведь оно всё сверху донизу пронизано воровством. Это же стиль нашей жизни: зарплаты маленькие, в расчёте на то, что  остальное своруют или взятками возьмут. Те, что могут воровать — живут, а остальные  прозябают в ж… .