Ремонт автомобиля в Германии

Валерий Слободской
    У меня есть друг, который открыл свою собственную тех. станцию по ремонту автомобилей. Он меня долго просил рассказать, как ремонтируют автомобили в Германии, где я живу уже довольно долгое время. Я написал ему письмо, но с такими же  вопросами ко мне обращались и другие, когда я приезжал в Киев.

 Видимо, эта тема интересна не только владельцам авто мастерских. Немного о себе. Я простой пользователь, каких миллионы. И не смотря на то, что всю жизнь кручусь с автомобилями, как профессиональный водитель, весь мой опыт никуда не годится в здешних технологиях. Но люди везде люди и, как везде, с ними можно говорить и спрашивать. Что бы каждый раз не рассказывать одну и ту же историю я решил опубликовать это письмо. И так:
 
Ты не поверишь, но я уже созрел написать о немецких тех. станциях, как и обещал. Начну из далека. В 1996-м году я купил свой первый автомобиль. Это был Пыжик (Пежо) 309-й. Описывать его достоинства и недостатки не вижу смысла, т.к. ты работаешь с иномарками и, конечно же, его знаешь. На спидометре было 77тыс. км. В паспорте 1987 год выпуска. Сильно подозреваю, что спидометр был скручен, но это отдельная тема.

 Через несколько месяцев после того, как я помыл двигатель на щитке приборов начали одновременно гореть красные лампочки, отсутствия давления масла и перегрева двигателя. Явно попала куда-то вода. Ерунда. Поехал на тех. станцию Пежо. У нас есть в городе. Устроено там всё, как и везде, таким образом: в фойе сидит приёмщик и оформляет бумаги. Что случилось? Что не работает? Чего Вы от нас ожидаете? Всё записывает и вызывает мастера.

 Если много посетителей, просит подождать, а мастер выйдет и найдёт Вас сам. Приходит парень. Я ему рассказываю всё сначала, что и как произошло. Он полез туда, сюда, и говорит:
-Время тех. станции стоит 100 марок в час, (речь идёт о времени, когда ещё были марки) если Вы хотите, мы найдём неисправность, но время наших поисков Вам придется оплатить.

 Я же не совсем деревянный и с автомобилями имею дело всю жизнь. Я понимаю, что искать они могут 10 часов и 10 минут. Это как повезёт. Но всё равно спрашиваю:

    -И как долго Вы намерены искать?

 и он отвечает слово в слово моим мыслям:
    -Как повезёт. Это может быть и 8 часов и 10 минут. Если Вам так важно, что бы эти  приборы работали, Вы должны быть готовы к некоторым расходам.

 Ничего себе, некоторые расходы, подумал я и сказал:
 
    -Хорошо. Вы меня убедили. Наверное, эта машина так и умрёт с такой приборной панелью. До свидания.
 
 Следующее моё обращение к сим товарищам было по поводу замены резинового манжета правой передней полуоси. Пока там была только дырочка, и вытекло масло, но шаровое сочленение ещё не успело накрыться. Ты же знаешь, что без масла это вопрос нескольких недель. Смотря как ездить. Я ещё вовремя спохватился.

 Резинка стоила 53 марки, работа 250. Мне это всё объявил, улыбающийся приёмщик в фойе. Я его мысленно обложил трёхэтажным матом и, улыбаясь, вежливо отказался от их услуг. Ты, наверное, подумаешь, что я и сам бы мог это сделать, но где? Чем? Там нужен специальный инструмент, которого не оказалось у всех, кого я спрашивал, включая и фирменные мастерские.

 Решение нашлось случайно. У моего знакомого сын его шефа халтурил ремонтом автомобилей. Всё на круг обошлось 90 марок вместе с зап. частями. Это весь ремонт, который потребовал этот автомобиль за 4 года эксплуатации и 80 тыс. пробега. Резину и колодки я менял сам, так что это не в счёт.

  Следующим номером нашей программы идёт Ауди 4. 1998 года выпуска, 80 тыс. пробега с дизельным двигателем в 120 лошадей, цвета жемчужно зелёный металлик. Я, когда её покупал, в 2000-м году, облизывался как кот и думал, что эта моя последняя машина. Повседневная эксплуатация меня, несколько разочаровала.

 Так хорошо к дороге не «липла» ни одна машина, на которых я ездил, но сзади места почти нет. Если сажаешь людей, то они сидят с ногами, прижатыми, то ли к задней спинке сиденья, то ли к ушам. Так далеко не уедешь. Багажник вместительный, но там тоже есть свои прибамбасы, которые узнаёшь, только, когда сам на них наталкиваешься. При движении задним ходом обзор никакой. Но это так, просто о марке, а вот персонально об этом автомобиле…

 Началось сразу же в магазине. Я забыл спросить, а мне «забыли» сказать, что зубчатый ремень не заменен. Мы немного повздорили, и продавец согласился взять на себя половину расходов на замену ремня, но обязал обратиться именно туда, куда он укажет. Мне было всё равно, и я обратился:
 
    -Замена ремня?
    -Угу,
    -Клима автомат?
    -Угу.
    -Тут надо пол климы разбирать. 800 марок.

 Я только вздохнул. А куда деваться?  Уж очень мне нравился автомобиль. Выясняя позже цену сего ремонта, убедился, что она была названа приемлемая и меня не надули. Дальнейший порядок ремонтов сего одоробла я уже подзабыл, т.к. почти каждый месяц что-то было не слава богу, но я же тебе обещал написать о станциях обслуживания, а не о моих приключениях.

 Учитывая частую нужду в ремонте, столкнулся с проблемой времени. На работу я могу добраться только на автомобиле. 45 км. Пешком не пойдёшь и на велосипеде не поедешь. Если ремонт более крупный, чем замена масла или что-то подобное, говорят:
 
    -Приходите в понедельник. Сегодня у нас только дежурный механик.

 А в понедельник она стоит у шефа в боксе, а я, то ли в Италии, то ли в Австрии, то ли ещё бог знает где, только не возле автомобиля. Пришлось обратиться к шефу за помощью. Он же местный. В 3-х километрах оказалась тех. станция "Ауди" и "Фольксваген". Пришёл туда, как и советовал шеф, обратился прямо к хозяину. Представился как работник фирмы и рассказал в чём проблема. Он мне пообещал, что машину они будут забирать и ставить на место сами, счёт оставлять на правом сидении.

 Таким образом, прошёл год или полтора. Коротко расскажу об одном случае, который случился, когда приезжал в гости наш друг. Мы собрались ехать по маршруту Вюрцбург-Ашафенбург. К одному хорошему знакомому с ночёвкой. Это 277км. в один конец. Я выхожу заводить автомобиль, а он деренчит таким звуком, который бывает у Волги, если внутри оторвалась сетка резонатора. Причём с вечера я его поставил в абсолютно исправном состоянии.

 Что делать? «Моя» тех. станция по дороге. Сначала заезжаем туда. На подъемнике (сразу без всякой очереди) мне говорят, что накрылся керамический катализатор и его надо, сначала заказывать, а потом менять, (800 евро) и вот тут, у Вас, надо срочно менять рычаг передней подвески. (80 евро рычаг + 100 работа) Мы быстро. Всем этим занимается персонально хозяин или если предприятие большое, специальный мастер.

 То есть: выявление неисправности, определение, какие детали должны быть заменены и назначение человека, который будет непосредственно менять. Слесарь сам ничего не решает. Он как попугай, сказали заменить? Заменим! Не моё дело нужно или нет. Начали менять. От меня попытались, вежливо избавится, но я упёрся рогом:

    -Не пойду. Хочу видеть.

Честно говоря, я собирался этот рычаг поменять сам. Подумаешь, дела большие. Но когда они его меняли всей шоблой (провернулась втулка и начались не шуточные проблемы. Хозяин лично бегал и размахивал ломом, казалось, что он им машину с подъёмника сковырнёт) я мысленно возрадовался, что не полез туда сам.

 Позже выказал хозяину неудовольствие тем, что во время отпуска нужно было менять этот рычаг. Машина под его патронажем и должна быть всегда готова уехать, хоть на край света. Так я привык, а не готовить автомобиль в день отъезда.

 Потом начал замечать, что счёт, почему-то никогда не бывает меньше 180-200 евро, а один случай вообще меня вывел из себя. На приборной панели загорелась информация, что пора делать второе сервисное обслуживание. Когда я увидел счёт, (350 евро) то пришёл в бешенство. В пошлом месяце был обычный плановый сервис с заменой масла и прочими танцами, относящимися к этому делу. (220евро) Через месяц опять меняют масло, (80 евро) проверяют, все ли у меня горят лампочки, замеряют глубину протектора, в три недели назад купленных колёсах, и ещё на два листа перечисление абсолютно не нужных, в моём случае действий. За каждое, естественно, нужно платить. Я понимаю, когда это всё делают на машине домохозяйки, которая знает, педаль газа, тормоза и сцепления, но абсолютно не представляет себе, что такое капот и где он находится.

 Все эти соображения я довёл, с улыбкой до сведения хозяина сервиса и сказал, что этот счёт оплачивать не буду и если он не доволен, пусть обращается в суд. Короче, мы пришли к соглашению. Этот счёт я оплачиваю т.к. он у него уже проведен по ведомости, а вот следующие ремонты, в размере этой суммы, они мне делают, как бы, бесплатно. Правда, ради истины нужно добавить, что 50 евро он всё же выторговал.  Сюда ушли: цена замены вышеописываемого рычага и часть катализатора.

Как ты сам понимаешь, надо было что-то срочно делать. Я не мог содержать машину, которая, по не сложным подсчётам за два года обошлась мне, в среднем на экстренный ремонт, 150 евро в месяц. Экстренным ремонтом я называю все ремонты не связанные с заменой вырабатывающихся деталей (торм. колодки, зам. масла и т.д.) и других расходов связанных с плановым сервисом. Плюс плановый сервис, который тоже не дешевый.

 Куда бежать? Кого спрашивать? Опять шеф. Как говорится, лучший друг и товарищ. Когда я ему рассказал свою одиссею, он хитро так на меня посмотрел, взял телефон и начал куда-то звонить, причём оставил телефон на громкой связи, чтобы я слышал. Поговорил с кем-то о постоянном сервисном обслуживании, а тот его спрашивает:

-Какого года выпуска эта Ауди? 1998-го? Так у твоего работника есть хорошие шансы на шару поменять все рычаги, (8 рычагов по 200 евро каждый) если ещё не поздно. Завод отзывал машины 1998-го года в течение 4-х лет. Пусть спросит, но не говорит, что узнал от меня.

 Не забывай, что это маленькие деревушки, где они знают друг друга от рождения и до смерти. Я рванул на фирменную тех. станцию. Рассказываю всё эту историю про рычаги. У-у-у, говорят мне, если бы Вы пришли до февраля, а сегодня апрель. Ваши 4 года закончились в феврале. И это при всём при том, что она у них на обслуге была 2 года, и они с меня слупили тучу бабок за замену этих рычагов. Тут я уже без всяких улыбок попросил старого хозяина на выход. Сказал всё, что я о нём думаю, ему прямо в глаза и пообещал, что моё мнение узнает столько народа, сколько захотят меня слушать. На том и распрощались.

 Я понимаю, что мог бы обратится в суд и имел хорошие шансы выиграть этот процесс, но наша эта интеллигентская привычка "не связываться". Не знаю, но мне кажется, что сегодня он от меня так просто не отделался бы.  С тех пор и по сегодняшний день все автомобили, которые у меня были и есть проходят через руки Гюнтера Найдла. Это и есть тот парень, к которому меня отправил шеф.

 У него, так называемый, сервис одного человека. Это если дословно переводить с немецкого. Стоит гараж, в котором два подъёмника и он один рабочий. Он же и шеф, и бухгалтер, и уборщик и слесарь. В общем, ты понял. Свою порядочность он, в течение этих лет доказал и то, что я продал Ауди и купил Митсубиси «виноват» он. Как-то, когда Ауди опять потребовала дорогого ремонта я у него спросил:

    -Гюнтер, сколько надо денег, что бы сделать ей нормальный ремонт и не платить так часто и так много?

 На что он мне ответил:
 
    -Валерий, это немецкая машина сделана таким образом, что бы было много комфорта, за который тебе придётся постоянно платить. Плюс ко всему ты имел несчастье купить не удачную модификацию. Пока эта машина у тебя, я, за свой бизнес спокоен.

 Дальше всё уже скучно. Продажа старого автомобиля, покупка нового. Больше ни в какой сервис я не обращался. 10 лет Гюнтер занимается тем, что бы я мог в любое время выйти из дома и отправится даже на Луну. Сразу. Без всяких подготовок. Если серьёзно, то я могу, теоретически, сейчас встать из-за компьютера, выйти на улицу. Сесть в автомобиль и поехать в Киев. Вот собственно и всё. Хотел написать о немецких станциях тех. обслуживания, а получился трактат о ремонтах автомобилей приобретённых мной в Германии. Ну, уж извини. Как вышло, так вышло.

Немного добавлю от себя ещё, к дню сегодняшнему. По сей день ничего не изменилось, кроме того, что я в очередной раз поменял автомобиль. Не смотря на то, что поменялись, работа и место жительства в сторону увеличения расстояния от места ремонта, я остался верен гюнтеровской  тех. станции. Честность и порядочность свойства востребованные. Находить их дорого и нервотрёпно. Так что лучше уж я накручу лишние километры на спидометр. Всё равно окупится.