Обрезание ненужной жизни

Сергей Малютин
Не могу привыкнуть к бесцеремонному отношению на нашем сегодняшнем телевидении  к авторам, когда заключительные титры фильмов или сериалов прокручивают в ускоренном ритме (прочитать их физически невозможно!), словно в насмешку над здравым смыслом, а заодно и над их создателями.
   Сразу вспоминается сравнительно недавняя  эпоха пиратских показов зарубежных лент на новоявленных коммерческих каналах, сменивших у нас в начале 90-х многочисленные пиратские видеосалоны. Хозяева этих едва оперившихся телеканалов исповедовали тогда нехитрую философию вседозволенности и при несанкционированной демонстрации зарубежных фильмов титры обрезали (слишком много места  и времени они занимают!). Нынешнее ускоренное прокручивание, да ещё сплюснутое внизу или сбоку экрана текстом или кадрами следующей передачи, – из той же нецивилизованной эпохи варварского обрезания «ненужной» информации.
   Но нет предела совершенству! В последнее время  появился ещё один способ «убить» впечатление от фильма или передачи, перечеркнуть настроение, интонацию талантливого произведения при его показе на ТВ. Это «продвинутое» новшество состоит в том, чтобы рекламировать следующую  программу не в конце, а  прямо посреди идущей, когда ещё на живом пространстве фильма или передачи появляются анонсы следующего программного «хита».
   Как-то смотрел на Первом канале фильм, посвящённый  последней весне в жизни замечательной актрисы Елены Майоровой, о  гибели которой вспоминают до сих пор, пытаясь докопаться до истины: была ли её смерть трагической случайностью или самоубийством? И вот в середине передачи, во время столь непростого рассказа  о взаимоотношениях её с любимым мужчиной и с его сыном, с которым так и не смогла  найти общий язык, вдруг по-хозяйски самодовольно выплыл в нижней части экрана, перекрывая значительную часть кадра, анонс вечерней премьеры очередного эпохального сериала!
   А вот ещё довольно свежий пример. В  интересной передаче  «Мир анимации – анимация мира» на телеканале «Мир», где речь зашла о работах знаменитого ярославского аниматора-«оскароносца» Александра Петрова, при показе отрывка из  замечательного мультфильма «Корова» по рассказу Андрея Платонова в самый  проникновенный момент этого поэтически-печального рассказа нам вздумали прорекламировать документальный детектив «Тридцать случаев из жизни майора Земана». Чтобы мы ни в коем случае не забыли переключиться на этот канал спустя три часа!  Можете себе представить, как смотрелись впечатанные в середину экрана анонсовые кадрики с героями детектива на живом, дышащем пространстве уникального рисованного мира, в буквальном смысле слова – на теле страдающей от разлуки с телёнком коровы и на лице бесхитростно сочувствующего ей крестьянского мальчика!
   И ведь, очевидно, не со зла, не по злому умыслу это делается, а токмо пресловутой рекламы ради! И, разумеется,  «благодаря»  полному равнодушию со стороны редакторских служб большинства федеральных телеканалов к нашим зрительским ощущениям и восприятиям.
   Впрочем,  это происходит повсеместно и в других сферах нашей жизни. Раз можно столь бесцеремонно  обращаться с любым, даже с  чрезвычайно деликатным  материалом  на телевизионном экране, обращённом к многомиллионной аудитории,  то почему бы не забыть о каких-либо моральных неудобствах в повседневной торгово-уличной рекламе, которая несётся ежеминутно из динамиков торговых центров,  больших сетевых магазинов, модных бутиков. И потому мы вынуждены по нескольку раз в день под известную мелодию популярной песни про трёх белых коней выслушивать из уст рекламной  девицы торжествующую банальщину плохо срифмованного текста, с помощью которого она делится со всем миром свалившимся на неё счастьем. А счастлива она потому, что … в нужном магазине «сапоги купила»!
   И ладно бы упражнялись на материале примитивных мелодий и текстов сегодняшних попсовых шлягеров. Так нет же! Неприхотливыми рифмованными переделками испохабили прежде всего все более или менее популярные советские песни. Даже задушевные «Московские окна» не постеснялись подвергнуть рекламному оскоплению!  Думаю, что любой из нас может привести не один пример беспардонного обращения с любимыми  песнями и дорогими сердцу стихами, сочинёнными, в отличие от нынешней эстрады, настоящими  поэтами – Алексеем Фатьяновым, Евгением Долматовским, Михаилом Исаковским, Александром Жаровым, Василием Лебедевым-Кумачом, Николаем Доризо, Михаилом Матусовским, Александром Прокофьевым...
   Всех и не перечислишь – столько много замечательных, талантливейших стихотворцев, мыслящих и чувствующих не на куцем и корявом американизированном новоязе, а на богатом смыслами и оттенками, мелодичном и задушевном русском языке, поработали во славу советской массовой песни, без которой, как выяснилось, уже не может сегодня обойтись ни один крупный музыкально-развлекательный проект нашего телевидения.
   Не могут без них обойтись и наши доморощенные рекламщики, словно не подозревая  о том, что существуют авторские права, что существует, наконец, наша память с важнейшими нематериальными приметами времени, где любимая песня давних лет занимает порой наипервейшее место. И если переделки классических песенных текстов ещё как-то можно оправдать на школьных утренниках, в выступлениях студенческих агитбригад, на театральных капустниках, то вторжение в основу песни ради соображений выгоды, во славу купли-продажи просто отвратительно!
   Не знаю, быть может, так себя ведёт весь так называемый цивилизованный мир в агрессивной сфере рекламы и торговли (в чём я всё-таки сомневаюсь), но нам-то чего обезьянничать? Мы-то всегда себя считали (и во многом по праву!) страной высокой культуры и социальной справедливости. А теперь мы живём, словно у нас нет ни культуры, ни справедливости. Ведь, если судить по приоритетам нашего ТВ, сегодня в нашей стране никому не интересен человек труда в самом широком смысле этого слова, мы не замечаем людей скромного достатка (в том числе и многочисленную армию российской интеллигенции), мы проходим мимо всех тех, кто составляет основу нации, но почему-то живет в десятки раз хуже тех, кто прописался на  экранах телевизоров. Убедительное подтверждение тому – ежедневные новостные телепередачи, в которых трудовая повседневная жизнь страны почти никак не отражается. Достаточно утром, собираясь на работу, посмотреть новости федеральных каналов, в которых добрую половину занимают сообщения и репортажи о катастрофах, терактах, убийствах и прочем негативе, а другую половину составляет официоз, разбавляемый «на закуску» сюжетами из жизни «звёзд», мира экзотики и человеческих чудачеств.
   Не исключение и новости выходных дней. Вспоминаю, как  пару лет назад едва ли не главным, сквозным сюжетом новостей Первого канала, НТВ и «России-1» в выходные дни стал обморок, случившийся с президентом международной футбольной федерации Платини, а также подробный рассказ о масштабных поисках преступника в Великобритании. На Первом канале этому событию уделили едва ли не пять минут, равно как и кемеровскому врачу-взяточнику, выдававшему липовые справки гастарбайтерам об отсутствии у них СПИДа. Среди негативных новостей оказался и репортаж о гибнущем из-за жары урожае зерновых. А вот показать те регионы страны, где урожай (и немалый, как, например, в Курской области) успешно собирают, нам так и не удосужились.
   Как видно, собственный урожай - как гарантия национальной безопасности и стабильности - нам уже неинтересен. Мы его уже «списали», как ненужные титры телевизионных фильмов и передач.