Синопсис и его коварные стороны

Владимир Сандовский
   

   Синопсис и его коварные стороны
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Начинающие писатели, ещё не обременённые опытом издания книги, сталкиваются с таким понятием, как Синопсис. Понятие вроде бы не сложное, но очень коварное. Пытаясь быстро овладеть его содержанием, многие схватывают поверхностное звучание, что Синопсис — это краткое содержание написанного романа, повести, киносценария или пьесы. И да, и нет. Ни то, и ни другое. Не будем спешить.

Прежде всего. Кому и для чего нужен Синопсис?
Современные издатели постоянно и неумолимо требуют (вернее, вежливо просят присылать) особую, не очень понятную форму рекомендательного письма на ваше авторское произведение. Согласитесь, уважаемые писатели, что читать горы присылаемой писательской продукции нет никакой физической возможности. Чтобы эту возможность расширить, изобрели специальный инструмент — Синопсис. Читая краткое и умное описание (описание!) содержания Вашего произведения, издатель (в лице главного редактора) легко, изящно и непринуждённо выносит вердикт: издать и выплатить авторский гонорар (или: не издавать, и автору, естественно, ничего не платить). Как видите, уважаемые писатели, Синопсис, написанный Вами — это серьёзный попечитель, а Вы — его протеже.

Многие удачливые авторы признают, что могучим локомотивом, толкающим его произведения в ворота издательств, всегда выступали грамотно составленные и написанные Синопсисы. Более того. Эти удачливые авторы, прежде, чем приступить к написанию очередного произведения, вначале пишут черновик Синопсиса, а уже по нему и само задуманное произведение. И не беда, если законченный авторский труд будет отличаться от Синопсиса-черновика в ту или иную сторону. Маленький по объёму Синопсис (на одну-две странички) легко отредактировать и переписать (подогнать под готовое произведение). А вот сделать наоборот... это, я Вам скажу... Так что, уважаемые писатели, учитесь писать Синопсис не ради того, что он кому-то нужен, а потому, что он нужен Вам, как завтрак, обед и ужин. Если, конечно, Вы хотите иметь трёхразовое питание.

Ещё со школьной скамьи, орудуя над сочинением, Вы знаете, что существуют установочные разделы: Экспозиция, Завязка, Кульминация и Развязка. Все эти вещи обязательно присутствуют в художественных жанровых произведениях. Пост-жанровые произведения мы не рассматриваем. Там всё не так, и не поймёшь, как.

Текст Синопсиса по своей структуре повторяет все принципы романа, повести или драматургии. Небольшой Синопсис (на одну-две странички или того меньше) — это маленькая история, в которой отражены все главные компоненты Вашей большой истории, описанной в романе, повести или драматургическом произведении. Я ещё раз повторяю. Всё, что пишет умный и талантливый писатель, — на одной странице или на трёхсот, — это всегда история, рассказанная писателем читателю, где всегда присутствуют вышеназванные установочные разделы. И если Вы не сможете написать интересную историю, то Вы будете для читателя совершенно не интересны. И для издателя тоже. Се ля ви, как говорят травоядные, попадая в одну яму с плотоядными.

Обязательным условием для написания Синопсиса (то есть, для написания краткой истории того, что происходит на страницах Вашего произведения) всегда будет предварительный дотошный анализ Вашего произведения, выполненный Вами же. Вообще, дорогие писатели, умение анализировать свои труды дорогого стоит. Дороже любой критики. Не зря же со всех сторон литературные глашатаи трубят: "Писатель, познай самого себя!". К сожалению, не каждый слышит этот трубный глас.

Гвоздь нашей программы, Синопсис, передаёт не содержание Вашего произведения, а содержание его главных ключевых моментов.

Впитаем суть этого момента на живом примере.
Предположим, я решил от скуки, для развлечения написать криминальный роман-триллер. От скуки все так делают. Сочиняю несложный эпизод, который станет точкой отсчёта для дальнейшего развития сюжета. Для романа-триллера, где читателя ожидают череда убийств, кровь, слёзы и ужасы бытия главных героев, этот эпизод должен быть простым, ненавязчивым, и где-то чуть-чуть похожим на реальность. И вот я сочиняю этот эпизод в виде подробного плана будущих действий. Вернее, я делаю для себя описание содержания задуманного эпизода. И это описание выглядит так.

"Главный герой, член криминальной группы, молодой человек лет 28, садится в поезд. При нём кейс с неизвестным содержимым, который он должен передать нужному человеку в другом городе. Он входит в купе. Там, на диване у окна, сидит молодая девушка, лет 18-20. Им предстоит ехать вдвоём. Они знакомятся и между ними возникает чувство. Главный герой выйдет из поезда раньше девушки, она едет дальше. Но главный герой уже не хочет её терять, никогда".

Как видите, уважаемые писатели, в одном абзаце поместилось описание содержания эпизода, который должен дать развитию сюжета романа-триллера особое направление и звучание. Конечно же, в тексте романа этот эпизод перерастёт в целую главу, обретёт художественную окраску, прорисуются диалоги, скрытая психология наших героев, их чувства, действия в отношениях друг к другу. Но как? — как я обрисую этот эпизод? — какими красками? А вот это, друзья мои, зависит от моего душевного настроения и моих меркантильных запросов. Если (если!) мне просто захочется сорвать бабло, удовлетворить аппетит скабрезного читателя и дать заработать на мне непритязательному издателю, то эпизод в купе поезда будет описан в самых худших традициях современного кинематографа.

Мой главный герой превратится в крутого, матёрого бандита без страха и упрёка, и неопределённого возраста. Конечно же, он непременно будет лысым, небритым, вонючим и злофакучим. Сквозь гульфик его потёртых джинсов будет выпирать могучий член. И в дальнейшем непременно выяснится, что на могучем члене выполнена наколка — чёрный дракон с кровавой пастью. Главный герой резко, круто войдёт в купе, на всякий случай прикрывшись кейсом. И напуганная, семнадцатилетняя девушка, — единственный пассажир купе, — забьётся в угол дивана, тесно сжав хорошенькие ножки. А короткая, джинсовая юбка, розовые трусики и белая, расстёгнутая кофточка, без малейшего намёка на лифчик, передадут весь ужас её положения. Вот где-то так, или чуть иначе.

Не будем лицемерить, уважаемые писатели, и признаемся себе, как на духу. В кризисные моменты писательской жизни и тяжкого творчества наступает момент, когда глубоко плевать, что писать. Точно так же, как и нашим чёрно-белым президентам, — в кризисные моменты их дебильного правления, — глубоко плевать на всех нас, наше настоящее и будущее. На всякий случай возьмём на заметку: иногда метод глубокого плевка помогает пережить любой кризис. Что само по себе не так уж плохо.

Вернёмся к нашему Синопсису, исполненному приветливого коварства и улыбчивой подлости. Лучше всего взять за жабры живой пример.

Как бы я написал Синопсис на свой гипотетический роман-триллер?
Исхожу из стандартного требования: один Синопсис — одна страница.
И, примерно (примерно!), мой Синопсис мог бы выглядеть так.

«Роман-триллер. История тяжёлого, трагического перелома судьбы антигероя — представителя криминального мира.

Главный герой (антигерой) — молодой мужчина до 30 лет. Работает на местную, городскую мафию, перевозит в разные города деньги, драгоценности, краденные изобретения и секретные разработки; часто попадает в бандитские перестрелки. Его отец давно ушёл из семьи. Единственные, к кому он был привязан, — мать и сестра. Они гибнут во время теракта. Одиночество — его норма.

В купе поезда знакомится с юной девушкой. В купе они одни. Между ними возникают чувство и физическая близость. Теперь эта девушка для него всё, что олицетворяет потерянную семью. Он хочет, чтобы девушка стала его женой, обещает приехать за ней и через некоторое время они встречаются вновь.

Во время очередной перевозки "товара" партнёр-сообщник подставляет главного героя, подменяет ему кейс. Главному герою грозит жестокая расправа. Но он тайно убивает сообщника, создаёт иллюзию его бегства с кейсом, а кейс прячет в доме матери девушки. Глава мафии в растерянности. Сообщника не могут найти. Есть косвенные улики его вины и нет явных фактов вины главного героя. Но агенты главы мафии выходят на девушку, с которой в тайне от всех встречается главный герой. Девушка становится инструментом давления на него.

Девушку долго пытают, насилуют на глазах прикованного главного героя. Ради спасения девушки он хочет, но не может ни в чём сознаться. Украденный кейс в доме матери девушки. Там же несовершеннолетние её брат и сестра. Их убьют всех. И он молчит.

Главного героя принуждают убить измученную пытками и насилием девушку. Он знает, что её всё равно убьют. Он смотрит ей в глаза, улыбается, стреляет в голову и этим реабилитирует себя в глазах главы мафии. Но с этой минуты на его лице застывает улыбка — улыбка Смерти.

Главный герой тайно хоронит тело девушки на заброшенном кладбище. Клянётся принести на её могилу головы всех, кто мучил её. Он выполняет несколько простых поручений, после чего ему дают серьёзное: перевезти кейс с материалами на агентуру городской мафии в некий Центр. Главный герой исчезает с этим кейсом. Затем последовательно, жестоко убивает тех, кого наметил. Их головы зарывает на могиле девушки.

Глава городской мафии устраивает охоту на главного героя, мобилизуя все подвластные силы, но сам остаётся с небольшим числом охранников. Главный герой проникает в дом главы мафии. Перестрелка, охрана убита. Глава мафии бежит, пытается скрыться на своей машине. Главный герой гонится за ним на угнанной машине, таранит его, и обе машины, пробив ограждение моста, падают в воду и тонут.»

Итак, с примером примерного Синопсиса покончено.
Слово и дело за вами, уважаемые писатели.
Удачи!

В. Сандовский
10 января 2013 г.
------------------------------------