Много-ли для счастья надо

Галина Бэрэза
Май месяц 1961года. Я студентка или учащаяся, не знаю как и называть себя, первого курса техникума – технического техникума, что абсолютно не соответствует моим наклонностям, так как меня больше притягивают гуманитарные науки. С удовольствием пишу сочинения, очень люблю читать историческую литературу, немного рисую.
 
Всё произошло спонтанно, только благодаря тому, что это учебное заведение было ближайшим от нашего села. Оно находилось в городке, который расположен в 15километрах, и я часто ездила с молоком туда, на рынок. Поступала в тайне от родителей, и узнали они о моём поступлении в техникум только тогда, когда я была официально зачислена.
Вынудила меня к этому поступку банально простая ситуация сложившаяся в нашей семье. После окончания седьмого класса я оказалась в няньках у соседского двухлетнего ребёнка на все каникулы. Работа моя понравилась, нянькой я оказалась замечательной, и мой труд был достойно оплачен. Мне смогли купить новую школьную форму. Я была бесконечно рада ей. Очень хотела продолжать учиться в школе, но не всё просто в этой жизни – не всегда наши желания совпадают с обстоятельствами. Пока я училась в восьмом классе, моя старшая сестра Лина в марте родила девочку, которую назвали Нина. Перед рождением ребёнка она развелась с мужем. После развода хотела уехать, но с ребёнком, да ещё грудным, это было невозможно. Поэтому решила остаться до тех пор, пока не перестанет кормить грудью, а там будет видно. Молока у неё хватило месяца на полтора. Встал вопрос – с кем оставлять ребёнка? Вот тут и вспомнила моя мама об успешном моём дебюте в качестве няньки. Она решила сделать меня домработницей и по совместительству нянечкой племянницы. Узнала я об этом случайно, а у меня не было ни какого желания быть нянькой.
 
Окончила восьмой класс и тайком подала документы в приёмную комиссию техникума. Экзамены сдавала после того, как распродам молоко на рынке. Под этим предлогом  я ездила в городок – мама была очень довольна. Вот таким образом поступила учиться дальше. Родители были в растерянности от моего поступка и не знали, что со мной сделать. Хотели запретить ехать на учёбу, но разум восторжествовал, и я стала студенткой или учащейся, не знаю как и называть себя, первого курса техникума.

Учёба на первом курсе подходит к концу, всё было нормально. Познакомилась с парнем по имени Сергей. Но вот случилась сегодня у меня  одна неприятная неприятность – закончилась зубная паста, а до стипендии ещё целых три дня. Что делать? И надо же случиться этому в такой прекрасный майский день, когда ярко светит весеннее солнце, когда на деревьях распустились первые листочки, светится изумрудами молодая травка, а вечером предстоит встреча и прогулка со своим знакомым. Как всё это не вовремя! Иду на лекции с нечищеными зубами. Мне кажется, что все встречные люди знают о том, что у меня проблема с чистотой зубов. Ощущение скверное. Даже в голову пришло абсурдное желание – найти потерянную кем ни-будь зубную пасту. Иду, внимательно всматриваюсь в тротуар. И что вы думаете? Вижу на тротуаре прозрачный пакетик, а в нём чётко виден тюбик с зубной пастой. Подняла. Так и есть. Она миленькая. Бегом возвращаюсь в общежитие, чищу зубы и быстренько на лекции. Настроение – будто миллион подарили. Всё это припомнилось мне, когда я стояла на обочине дороги и смотрела на выплеснутый колёсами автомобиля из грязной лужи кошелёк….

Март 2010года. Сегодня мне не повезло – не смогла получить пенсию, не хватило в сбербанке денег. Вот незадача. Мне позарез нужны были деньги, хотя бы 5гривен, купить хлеб. Вышла на крылечко из помещения сбербанка и размышляю…. Так, на ужин я могу напечь блинов, а вот как в обед обойтись без хлеба, ума не приложу. Не будем же мы с дедом есть рассольник без хлеба. Вроде бы мелочь, но неприятно. Сами виноваты – расслабились. Слишком шикарно отпраздновали юбилей у моего деда. В конце февраля Сергею исполнилось 65лет. Накупили всякой вкуснятины – колбасы копчёной, сыра голландского, скумбрии копчёной, мяса для котлет, торт, конфет и других сладостей. Апельсинов, мандаринов – одним словом – раскошелились. Зато юбилей отпраздновали на славу. Женский праздник тоже немало денежек забрал. Вспомнились слова из книги «Жестокий век» Исайя Калашникова – «…Всё в мире подвержено изменениям. Одно набирает силу – другое ослабевает, одно создаётся – другое разрушается, одно увеличивается – другое уменьшается, не бывает добра, если нет зла, не бывает радости, если нет огорчения…». Вот и у нас с дедом была радость, а сегодня огорчение. Так ни чего не придумав, побрела, наклонив голову вниз, в сторону дома. Иду по тропинке, смотрю на неё, и мысленно представила себе, что на земле лежит кошелёк, а в нём 5гривен. Я аж остановилась от этого наваждения. Подняла глаза вверх – стою на обочине дороги недалеко от огромной лужи с грязной водой. Стою, жду, когда проедет очередная машина, чтоб перейти улицу и вижу – с приличной скоростью едет «крутая» машина, лихо обгоняет автомобиль, который я пропускала, влетает в лужу, и…. Туча брызг из грязной воды окатывает меня с ног до головы. Отряхнувшись, как собака, только что вылезшая из водоёма, посмотрела в след этой «тачке» и увидела около бордюра выплеснутый волной кошелёк. От удивления я даже забыла выругаться, а в голове завертелось навязчиво – брать, не брать? Решила взять. Оглянулась по сторонам и подняла находку. Кошелёк оказался таким грязным, что я решила не открывать его. Приду домой, вымою, а потом и посмотрю, чем наградили меня лужа и водитель-лихач. Достала пакетик, завернула в него приобретение и положила в сумку.
Стала приводить себя в порядок, насколько это было возможно, и тут подъезжает на велосипеде молодой мужчина. Остановился рядом со мной, поздоровался и спрашивает:
-Вы тут кошелька не находили?
-Нет – отвечаю.
Незнакомец снова:
-Бабуля, отдайте кошелёк, я же видел как вы его подняли.
Я молчу. Думаю.
-Бабушка, я знаю, что кошелёк у вас в сумке. Вот видите, милиционер идёт. Сейчас позову его и скажу ему, что у вас в кошельке наркота.
-Ничего себе. Предположим, что потеря ваша у меня, и я вам её отдам, но тогда уже я позову «мента» и скажу ему, что у вас наркота?
-Ну и бабка – засмеялся молодой человек.
-«С волками жить – по-волчьи выть» – ответила ему я.
-Пожалуйста, отдайте. Денег там всего 10гривен – две купюры по 5гривен и паспорт. Хлеба нужно купить, а денежек больше нет.
Достаю трофей и протягиваю незнакомцу.
-Возьмите, видно день такой, что рассольник придётся есть без хлеба.
-И у вас денег нет? – спрашивает.
-Да, – говорю – а пенсия завтра.
-А у меня зарплата завтра.
Он открывает кошелёк, достаёт из него две пятёрки и одну подаёт мне.
-Берите. Эта вам на хлеб, а эта мне. Спасибо.
С тем и расстались. Я была довольна и в какой-то мере счастлива. Оказывается не так уж много нужно для счастья, и ещё я поняла, что если что-то очень захотеть и поверить в то, что это желание исполнится, действительно всё начнёт сбываться. Невероятно – но факт.

Галина Бэрэза, 19февраля, 2010г.