Подарок

Евгения Козачок
(воспоминания о студенческих годах)

                "Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести".
                Ф. Бэкон

               
       Новый год был на подходе, а настроение у обитателей нашей комнаты было далеко не праздничным. Скорее наоборот – безрадостным. Хотелось возвратиться в будничные дни, даже с их многочисленными зачетами и экзаменами за первый семестр. Из четырёх девочек нашей комнаты  в общежитии, только одна была городская, смелая и общительная. Три приехали из села – очень стеснительные. Но не в этом дело. А в нашей бедности, а отсюда и нелюбви к праздникам, вернее к их празднованию. Именно в такие дни ярче высвечивались и старенькое пальтишко, и платье, помнившее лучшие времена и скудность праздничного меню.

       Летне-весенние праздники проходили при меньшем терзании сердец.
Разнообразность одежд позволяла обмениваться платьями, костюмами. Повезло с размерами. Все четверо – баскетболистки, с разницей в несколько несущественных сантиметров. Это здорово выручало. Той, что шла на свидание, выделялась самая лучшая одежда. В складчину купили маленькое чёрное платье. Выглядели в нём – королевами. Знай  наших! На студенческие вечера и танцы ходили редко. Не хотели быть серыми мышками рядом с девушками в ярких одеяниях.
      Другое дело спортивные праздники и соревнования. Они то и были нашими праздниками!  На них мы были в фаворе благодаря своим достижениям, и тому, что на одежду никто не обращал внимания. Люда, Зина и Света входили в баскетбольную команду института. Я - в волейбольную, теннисную, шахматную и «киллерскую», как называли команду по пулевой стрельбе. В школе был ещё не понравившийся опыт велосипедных соревнований от райцентра до близлежащего села. А это 15 км. Доедешь к центру села (памятника Ленину) и возвращаешься к финишу уже почти на последнем дыхании, думая только об одном: удержаться в «седле» и не улечься с позором на асфальт. После финиша  и всеобщего «Ура! Наш класс победил!» ещё дня три ходишь, словно на ходулях. А ноги повторяют путь 30-ти километрового маршрута, поднимаясь почти к пупку. Со стороны – вылитая цапля на болоте. Факт неестественного  после финиша передвижения навсегда отбил  охоту к велосипеду. Занятие же другими видами спорта было востребовано и в институте. Меня задействовали так, что складывалось впечатление – учусь не на биофаке, а на кафедре физкультуры.

     Не роптала от чрезмерной занятости и тренировок. На первых курсах нравилось, что разъезжаю по городам СССР на всевозможные соревнования. Но когда по возвращению после 3-4 пар лекций приходилось отрабатывать ещё практические занятия и сдавать зачёты – разонравилось. На соревнования ездила избирательно. Оставила настольный теннис, пистолет, волейбол. На недельные сборы перед соревнованием не ездила. Не  хотела тратить учебное время. Сборная области привыкла, что появляюсь всегда прямо на соревнование по настольному теннису. А вот волейбол требовал коллективной слаженности. Нравились соревнования по стрельбе. Здесь всё зависело от собственного состояния души и тела.  Состояние было на высшем уровне, и результат, естественно, впечатлял. Повесили мои портреты в институте и в городском парке на аллее Славы. Отнеслась к этому равнодушно. Но когда знакомые и незнакомые стали говорить: «А мы тебя видели повешенной в парке», настроение падало до плинтуса. Пришлось попросить друзей изъять портрет из числа «Прославленных». Позже «пробел» в парке был восстановлен, а я просто перестала обращать внимание на приколы с «повешенной». К  концу второго курса вырисовалась чёткость с моим участием в соревнованиях и различных мероприятиях. Появилось немного свободного времени, которое я сразу же посвятила изучению и вождению автомобиля. Ректорат решил свой хозяйственный «Газон» предоставить для бесплатного обучения студентов вождению. Так сказать, помочь в будущей круговерти жизни - мало ли как она сложится в дальнейшем. Мне повезло! Как староста «группы водителей» я получила право на дополнительные часы вождения. Ехали по городу 50-60 км, а мне казалось, что мчу по шоссе, а мимо пробегают деревья. Красота! Ощущение полёта и невесомости.

     В конце ноября в нашу группу пришла Лена, девушка небольшого росточка. И оказалось, что в такой маленькой «пичужке» столько силы и смелости, что парни рты открывали, когда она подъезжала к нам на своей «Яве». Мотоцикл  в  те времена – крутой! И она на нём восседала как королева на троне. Разбила моё сердце быстрой ездой, ветром в лицо  и перелётом с бугорка через лужи. К общежитию я теперь подкатывала на мотоцикле и с гордым видом – как же, подруга мастерски владеет техникой! Парни с общежития  завидовали Лене.  Уважали, оказывали всяческое внимание, а для неё главное - быстрая езда.  Однажды пропала почти на месяц. Только после появления на занятии сказала, что была на соревновании мотоциклистов «Езда по гористой местности». Когда показала фото мотоциклов,  перелетающих в воздухе с горки на горку, – все ахнули! В общем, встретились родственные души по быстрой езде. Подружки с комнаты ревностно отнеслись к моей дружбе с Леной. Их можно понять. Везде и всегда были вместе, словно четыре мушкетёра, и вдруг одна из них отпочковалась. Забывала вовремя поесть. Похудела. А есть хотелось постоянно. Стипендия 27 рублей. Родители раз в два месяца присылали немного денег. Иногда хватало только на питание. Кафедра физкультуры часто отправляла меня на платное судейство какого-то соревнования и вписывала в списки судей тех соревнований, в которых я принимала участие. Это иногда выручало.

     В институтской волейбольной команде была и куратор нашей группы, которая преподавала у нас немецкий язык. Спортивная, молодая, красивая и очень добрая. После тренировок как бы  между прочим приглашала меня зайти в столовую или кафе перекусить. Оплачивала обед или ужин. Поняв, что она меня подкармливает, я старалась после тренировки и душа убежать раньше её, чтобы не напроситься на приглашение. Через год Станислава Викторовна уехала в Германию на постоянное место жительства. С группой поддерживала связь до последнего курса. Я получала её поздравительные открытки ещё несколько лет после окончания института. Потом вестей от неё  не стало. Я очень болезненно переношу потерю общений. Но память, слава Богу, не потеряла доброго, внимательного, человека.  Как не забывается и Лена с её бесстрашием и бесшабашностью. Не выдержала она наш спокойный, без экстрима, институт и ушла в технический вуз. Но до этого мы с ней ещё и  в ЧП попали. Слава Господу, без особых последствий. «Яве» досталось изрядно. После нескольких кошмарных снов, в которых мы с ней вдребезги разбиваемся, я поостыла к быстрой езде. Но желание ездить на машине не улетучилось. Так же как и желание играть в настольный теннис, волейбол, стрелять по движущейся мишени (бегущему кабану). Чаще всего приходилось участвовать в соревнованиях разного ранга  по настольному теннису.  На всесоюзных соревнованиях всегда была в сборной области.  Руководители областного «Буревестника» ещё на первом курсе  дали мне спортивной костюм, о котором я и мечтать не могла. И перед серьезными соревнованиями всегда чем-то одаривали команду. А наставлений была масса. И то нельзя, и это…
     На практике эти строгие наставления как-то ни разу не пригодились, кроме одного, которое  запомнила  навсегда. Леонид Жаботинский сказал, чтобы мы никогда не пили воду во время соревнований. Пить захочется еще больше и в результате – поражение. Он, выпив в ходе соревнования воды, проиграл Юрию Власову. Однажды я пренебрегла его советом, и было сложно выиграть решающую партию.

      Когда училась на четвёртом курсе, всесоюзные соревнования  почему-то организовали в конце ноября. Состав команды 5 человек (3:2). В число мужчин вошли два преподавателя технического вуза и их студент, Таня и я – студентки с разных городов и институтов. Команда ещё та! Впервые увидели друг друга. Пришлось недельку побыть на не любимых мной сборах. Притёрлись, пристрелялись  в парной и смешанной игре и улетели сражаться за честь области.
       Зарегистрировались, получили талоны на питание. Нас прикрепили на питание к ресторану, который открывался в 10:00 утра. А нам в спорткомплексе надо быть в 07:30 и не минутой позже. Естественно, что все, не позавтракав, играли с мыслью: «Чтобы такое, хоть небольшое, съесть?»  Слава Богу, что неподалеку было кафе, где мы покупали бутерброды и воду. Где-то на третий день у нашей команды вдруг появились фанаты. Да ещё какие! Студенты из Зимбабве. Усиленно переживали за команду, опекали. Узнали, что не успеваем позавтракать, угощали фруктами, шоколадом, французскими булочками.  Команда со студентами  так подружились, словно однокурсники.

       Только вечером мы попадали на объект питания – в ресторан. Естественно, что талоны, выделенные на трёхразовое питание, не использовались в один присест, хотя и засиживались там по 2-3 часа, наслаждаясь деликатесами и музыкой. Спать после обильного ужина не хотелось. Такой двухнедельный режим измотал нас. Домой возвращались уставшие. За хорошие спортивные результаты команды организаторы соревнований, и областное спортобщество отметило нас соответствующими наградами.

       Отдохнуть от двухнедельного напряжения не удалось: зачёты, практические, лабораторные, экзамены полностью захватили все мои мысли и время. На новогодние праздники с девочками не собирались идти по уже известной причине. Решили уехать домой пораньше. Никакой студенческий вечер не может сравниться  с семейными праздниками детства – елкой. С самодельными игрушками, очень скромными, но дорогими сердцу, подарками, а в самодельных кулёчках конфеты-подушечки, присыпанные сахаром, и бабушкино печенье – вкуснее не придумаешь!

      30 декабря я была уже дома и упивалась вниманием, любовью и радостью общения с родными мне бабушкой, мамой, папой, братьями, сёстрами… А утром 31 декабря с почты принесли на моё имя извещение на посылку.  Обратный адрес не известен. Отправитель знаком. Посылка оказалась нестандартных размеров. Собрались все вокруг неё как около клада. Удивилась содержимому посылки не только я,  а и вся моя многочисленная семья.  На половине листа ватмана было филигранным почерком написано:  «ПОДАРОК ОТ КОМАНДЫ ТЕННИСИСТОВ.
           Пусть пальто и шарф согревают,
           Шляпка с полями – украшает,
           А спортивная сумка в спорте помогает!!!»

       И в письме: «Женечка, купили всё это тебе ещё во время соревнований на талоны, обмененные в ресторане на деньги. Часть суммы выиграли в карты, часть из своих накоплений. Не отдали сразу, решив сделать тебе новогодний сюрприз. Будь счастлива ты и вся твоя семья!!! Мы тебя любим!»

     Сердце затрепетало, как у воробушка, после прерванного полёта, и слёзы сами покатились по щекам от переполнявшего душу чувства благодарности. Плакала навзрыд.  Вместе со мной плакала и мама, причитая: «Ты, прости нас, доченька, что мы не имеем возможности покупать тебе хорошие вещи и ежемесячно присылать деньги. Но как я и все мы рады твоим успехам и счастливы, что у тебя есть такие добрые, внимательные друзья».

   Так что тот памятный Новый год мы встретили со слезами… радости.
   РАДОВАЛИСЬ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ДОБРОТЕ!!!

29.04.2012 г.

Фото из Интернета.