Начало жизненного пути

Валентина Банарь
 На фото-Ефимова Галина Александровна(Моя мама)




          Жизнь - странная вещь. Много я думал, долго размышлял  о ней, но с  каждым    днём она мне кажется всё более непонятной.
       Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь—это игра, из которой человек никогда не выходит победителем.
      Жить - значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадётся к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно.
     В муках рождается ребёнок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны  печали и забот.
     И всё же человек идёт в открытое объятие смерти неохотно, спотыкаясь, падая, оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания.
          Но мы любим жизнь и ненавидим смерть.  Это очень странно!
                Джек  Лондон




Каждая человеческая жизнь уникальна и богата разными событиями: и счастливыми и горестными.
 Но есть такие людские судьбы, которые переполнены интереснейшими  и ярчайшими  моментами и фактами.
 В основном, такая насыщенная жизнь бывает у известных личностей – артистов, музыкантов, путешественников. Хотя я не отношусь к таковым, но считаю, что в моей жизни было тоже много интересного и важного,  чем я и хочу поделиться со своими близкими и знакомыми, а также с людьми незнакомыми, но которым интересны реальные людские судьбы, переплетенные с историей нашей страны. 
             
Я, Ефимова  Валентина Васильевна,   сейчас, по прошествии многих лет, вспоминая о прожитых годах, иногда даже не верю, что это было со мной. Кажется, что я прожила не одну, а несколько разных жизней, таких долгих и мучительных и в то же время счастливых.               

Всё началось с моей мамочки, подарившей мне жизнь.

Родилась моя мама в год Октябрьской революции, в 1917 году, 25 марта, в интеллигентной семье, которая до революции была вполне зажиточной.
Её отец - Ефимов Александр Георгиевич -   был внуком  выходца еврейской национальности из Греции, в роду которого были, в основном, люди творческие – музыканты и художники.

Её мама - Пономарёва Анна Дмитриевна -  была из православного рода священников и учителей.  По национальности они были все русские.
Мои бабушка и дедушка, а так же их родственники как с одной, так и с другой стороны проживали, в основном, в Харьковской губернии.

К великому сожалению, в  первые годы коллективизации мамины родители погибли. Имение их было разорено, а все ценности  экспроприированы. У мамы были ещё две сестры, которых родственники после гибели родителей забрали в свои семьи, и девочки стали жить отдельно друг от друга.

Жизнь мою маму не слишком баловала. Трудиться она начала очень рано. Всю горечь бытия испробовала сполна, особенно в свои молодые годы, о которых никогда не рассказывала. Она не хотела о них вспоминать, так как для неё это было слишком болезненно.

 В  пятнадцать лет мать окончила фабрично-заводское училище, получила специальность токаря и работала  на заводе. Однажды она из-за неисправности своего станка получила травму, и ей дали отпуск на  несколько дней. Она решила навестить свою старшую сестру Антонину.

Антонина жила в Изюме, Харьковской области. Она окончила пединститут, работала учителем истории. У неё был уже сын Анатолий.

  Моей маме пошел семнадцатый год.  Она была молоденькой  красивой девушкой. Две тугие черные косы, спускались ниже пояса. У неё был маленький курносый носик и необыкновенно лучезарные карие глаза. Когда она расплетала свои косы, то они   крупными волнами ложились  на её точёные плечи. Маленькая ростом,  она была похожа на живую волшебную куклу.

Находясь у своей сестры в гостях, моя мама почти всё время проводила в стенах дома. Она наводила там чистоту и порядок,  после того как провожала своего племянника в детский сад. В свободное время много читала. У  сестры была большая библиотека, которую ей подарили  приёмные родители, любившие Антонину как родную дочь.

Поездка к сестре для моей мамочки закончилась трагически. Она познакомилась с  интересным парнем, другом их семьи. Между ними возникла взаимная симпатия. Они решили пожениться, но,  к сожалению, этот парень погиб. Расписаться они не успели. После случившегося через девять месяцев мама родила дочь  Светлану.

Она пережила позор и унижение, пока ходила беременная,  и потом, когда родила в таком юном возрасте ребёнка, не будучи замужем.  Мужчин она после этого случая сторонилась  и о замужестве даже  не мечтала, но однажды, отдыхая у другой  своей сестры,  Жени, мама познакомилась с весёлым, общительным молодым парнем Цыбенко Василием, у которого по отцовской линии в роду были оседлые цыгане. По материной линии родственники были украинцами.

Унаследовав лучшие черты своих предков, Василий был удивительно привлекательным. От его серых глаз исходил какой-то особый солнечный свет. Он не отличался особой красотой, но всегда был душой компании. В свободное от основной работы время,   организовывал в клубе  вечера отдыха.  Красиво пел и танцевал. Многие молодые девушки в него были влюблены, но он влюбился в мою маму с первого взгляда. Она, кстати, больше походила на цыганочку, чем он  сам. Они встречались более года, и он предложил ей пожениться.

Его родители были категорически против его женитьбы на маме. Он был ещё молодой парень, а у мамы  уже была дочь. Но он, несмотря ни на что, женился против их воли.  Через год у них родилась я. Родители были счастливы. Отец безумно любил  маму и  нас с сестрой, которую он удочерил.

Жили мы в маленьком частном доме, красивом и уютном.  У нас всегда царил мир и покой.  Но, к сожалению, счастье было недолгим…

Двадцать второго июня 1941 года началась  длительная кровопролитная  война. В этот же день  отец пошёл добровольцем на войну. Ему предлагали вместе с заводом эвакуироваться на Урал. Он категорически отказался. Нас - детей с мамой -  он сумел отправить  в эвакуацию в Казахстан.
Итак, счастливая  наша семейная жизнь продолжалась менее двух лет...

                ***

Начались самые трудные годы нашей жизни, с поездки  в эвакуацию. Я не могу себе представить, где моя мамочка брала силы, чтобы всё пережить.

Мне рассказала тётя Женя, её сестра, какой ужас пришлось испытать моей маме, будучи беременной, на руках со мной,   годовалым и в то время больным ребёнком,   и  со Светланой - старшей дочкой, которой в то время было пять лет.

Как-то на рассвете, когда мы ехали в поезде, прогремел ужасный взрыв.   Поезд резко остановился, с полок падали люди, но нам повезло - мы ехали на нижней полке.
Все  пассажиры с обезумевшими лицами  выбежали  из вагонов. Слава Богу, всё обошлось.  Виртуозность  машинистов спасла пассажирам жизнь.
   
  Но трагические приключения на этом не кончились.  Пока ремонтировали пути, все люди кинулись искать воду. Мама оставила меня на старшую сестру Свету и тоже пошла за водой.

Но  когда вернулась назад, то меня не обнаружила на месте. Она кричала, бегала между вагонами, просила, чтобы помогли ей найти годовалую дочку - светленькую в розовом платьице. Через некоторое  время, когда мама не могла уже больше кричать, находясь в состоянии шока, маленькую дочку, то есть меня, ей принесли. От избытка эмоций мама вся побледнела и упала без чувств. Благо,  нашлась медсестра, которая смогла ей помочь.

Ситуация, предшествующая ужасу, который пережила моя мама, осознавалась не так трагично детьми. Светлана, тоже ещё ребёнок, увидев  своих ровесников, побежала к ним, а маленькую свою сестричку оставила одну. Девочки-подростки, проходящие в это время мимо, увидели ничейную девочку в красивом платьице и унесли её к своей маме,  подумав, что эту красивую беленькую девочку бросили.
Мамочка после случившегося до самого конца поездки не выпускала меня из рук. Тем более, меня напоили, по всей видимости, сырой водой, и весь оставшийся путь у меня сильно болел живот.

Через несколько дней нас привезли в Казахстан, Павлодарскую область, выделили маленькую юрту. Работать маме приходилось по 12-14 часов, так как там был эвакуированный завод, а  мама была первоклассным токарем. Работать ей пришлось за станком  до самых  родов.
Схватки начались за станком. На заводе были и врач и медсестра. Роды прошли удачно, родился сынок! Казалось бы, огромная радость, муж так хотел сыночка, но маму ждало одно из страшных переживаний на чужбине  за судьбу близких  ей людей.

С новорождённым ребёнком мама пришла домой - в юрту, и  в это самое время  произошёл страшный взрыв в цехе, откуда она только что ушла. Она с ужасом осознала, что  какие-то минуты отдалили её от неминуемой гибели. Мама вместе с радостью осознания, что осталась жива, испытала, конечно, и огромную боль из-за гибели своих коллег.

Получилось так, что мой новорожденный брат спас маме жизнь и не дал нам с сестрой остаться сиротами. Всю жизнь милая, моя родная мамочка оберегала своего сыночка и за него очень сильно волновалась.
После этой страшной трагедии  мама, не раздумывая, забрала к себе дочь  своей бывшей  коллеги  Тамару-девочку десяти лет;  другой  коллеги-мальчика Володю,  девяти лет, и пожилую женщину Евдокию Ивановну.

                ***
И вот, наконец,  наступил самый счастливый день для всей страны. Мы вернулась в свой город, вместе с нами приехали,  помимо  родных троих детей, сиротка Тамара и Евдокия Ивановна.

 Володю забрала его бабушка, но мама уже к нему очень привыкла и считала его родным. Я помню, как она плакала, когда Володю забирали. Многим людям в труднейшие годы нашей страны мама помогала, быть может, и спасала от голодной  смерти.
      
Мне запомнился один случай. Напротив нашего дома жила молодая женщина. Мама заметила, что она не выходит из дома. Помню, мы вместе с мамой  зашли к ней. Тётя Фрося лежала в совершенно   беспомощном состоянии и сильно стонала. Она умирала от голода.

Мамочка моментально сбегала домой и принесла козьего молока, которое предназначалось маленькому сыночку, кусочек хлеба и отдала тёте Фросе, перед этим молоко слегка подогрев.
 Я её спросила:
--А что же будет кушать мой братик?

Она мне ответила:

–Валюша, никогда не оставляй человека в беде, особенно, если это касается его жизни, без сожаления отдай последнее».
 (По такому  принципу  я жила и стараюсь жить всю свою жизнь).
 
С того времени мама ухаживала за тётей Фросей и кормила ее. Она относила ей каши с козьим молоком (у нас тогда  была коза Зинка) и выходила её,  в конце концов. Тётя Фрося говорила ей тогда, что всю жизнь будет молиться за её здоровье.

 Я видела, с какой любовью относились к  моей маме люди! Мне это было очень приятно, и я ею очень гордилась!

(Продолжение следует)