Вырастить самого лучшего человека в мире

Игорь Сирык
==============================================Всем папам посвящается

Никто из нас не идеален. Мы можем быть более довольны собой, или менее довольны - особенно когда сравниваем себя с другими, но в целом каждому из нас хотелось бы быть более умным, сильным, красивым, успешным, богатым, счастливым, добрым и так далее. И мы, особо не напрягая память, всегда можем вспомнить человека, превосходящего нас по любому из этих параметров (а то и по всем). Почему так? Частично роль сыграли обстоятельства, частично - мы сами. Но кто такие "мы сами"? Мы и есть продукт тех самых обстоятельств.

Я вовсе не веду к тому, что мы не отвечаем за свою судьбу. Конечно, ответственность в конечном итоге лежит на нас. Мы ведь можем преодолеть себя, и изменить в лучшую сторону - бросить вредную привычку, выучить иностранный язык, найти более высокооплачиваемую работу, пересмотреть свое отношение к жизни и к окружающим нас людям. Но мы прекрасно понимаем, что любое из вышеперечисленного потребует от нас огромных затрат сил, энергии и времени. И даже если мы, пересилив себя, справимся с чем-то одним - остальное останется невыполненным. А если будем заниматься постоянной борьбой с собой - это займет всю нашу жизнь, и то достижения будут меньшими, чем нам хотелось бы. А превратив всю свою жизнь в борьбу - будем ли мы счастливы?

А начиная с какого момента мы стали сами ответственны за свою судьбу? По закону - с 18 лет мы несем полную ответственность. А родились мы, не имея ни знаний, ни способности что-либо делать - то есть не несли никакой ответственности. Затем постоянно, по мере роста и взросления, мы получали все больше полномочий по принятию решений - с того момента, как мы впервые решили - потрясти погремушкой или бросить ее на пол. А быть может даже еще раньше - когда решали - пора кричать чтобы нас кормили или еще немного продолжить разглядывание узора на стене. Но даже это наше первое решение было принято нами на основании того, кем мы были на момент принятия решения, то есть какой опыт нами был получен и затем использован для принятия этого решения.

Можно сказать, что в школу мы пошли уже будучи вполне сформированными личностями - мы можем найти очень много общего между нами нынешними и нами-семилетними. Но между нами-семилетними и нами-новорожденными мы не найдем ничего общего. Если бы я в первый час после рождения поменялся местами с другим малышом, то я был бы им, а он - мной. Пусть не совсем точно, но почти - физические параметры и их влияние на дальнейшую судьбу немного изменили бы нас. Но это как раз то, что от нас не зависело - да и то, известны случаи, как благодаря турнику дети вырастали выше на 15 сантиметров, а тощий хлюпик по имени Арнольд стал Мистером Вселенная.

Основные различия между людьми формируются в самом раннем возрасте. В наше время большинство авторов методик развития детей, воспитателей, педиатров, детских психологов, уверенны в том, что формирование личности осуществляется даже не до 7 - до 3 лет от рождения. Именно в этом периоде закладывается основа того, какими личностными качествами мы будем обладать, и как сложится наша дальнейшая жизнь. И в данном случае "основа" - существенное приуменьшение значимости самого раннего периода жизни человека. Установлено, что до трех лет развитие нашего головного мозга уже завершено на 70-80 %. Наш интеллект, чувственность, эмоциональность, моральные качества закладываются в этом возрасте. На первый взгляд цифра в 70-80 % кажется преувеличенной – ведь невооруженным взглядом видно, что 20-летний парень по своему умственному развитию в разы превосходит трехлетнего малыша. Однако надо учитывать, что трехлетний малыш, умеющий говорить, думать, строить логические взаимосвязи, общаться с другими детьми и взрослыми, имеющий определенное мнение и взгляды, вырос из новорожденного, умеющего только кричать и сосать грудь. Разница между ними просто невероятная, ведь новорожденный «человеческий детеныш» понимает даже гораздо меньше козленка, который через час уже знает, кто его мама, и может бежать за ней, прячась от врагов и не отставая от стада. Те навыки и знания, которые человечество усваивало около миллиона лет, ребенок приобретает за первые три года жизни. Мы не помним этого периода, поскольку долговременная память у нас начинает работать после трех лет - но именно там находится ответ, почему мы - это именно мы, а не кто-то другой. Важно понимать, что «первые три года» - ориентировочный срок, ведь жизнь ребенка не делится на отрезки "до 3 лет", "от 3 до 7", "от 7 до 14", "от 14 до 18", а является непрерывной. И, как правило, чем дальше момент от рождения, тем меньшее влияние на нашу личность он оказывает. Показательно, что мозг 6-месячного малыша достигает 50% от своего взрослого потенциала. Я 40-летний меньше отличаюсь от себя 30-летнего, чем 30-летний от 20-летнего, и еще меньше, чем 20-летний - от 10-летнего. Мы не можем установить достоверно – насколько ребенок формируется в младенческом возрасте день ото дня, ведь он не может нам ничего рассказать, но, поскольку в течение последующего периода жизни мы видим обратно пропорциональную зависимость между возрастом и количеством приобретенных знаний, умений и прочих способностей за единицу времени, то можем предполагать, что та же зависимость действует и для самого раннего периода жизни.

Если изобразить по оси «Х» прожитое время, а по оси «Y» - объем способностей, полученных человеком за единицу времени, получим график, близкий к формуле Y = n/X:
 {В оригинале здесь график}
Здесь приведен «сглаженный» график – реальные значения для каждого человека будут отличаться от идеальной модели, но все равно они будут расположены вокруг линии функции Y = n/X.

Поэтому из всех лет нашей жизни наиболее определяет нас именно ПЕРВЫЙ год, из всех месяцев - ПЕРВЫЙ месяц, из дней - ПЕРВЫЙ день, а из часов - ПЕРВЫЙ час.

Что же влияет на нас? Всё. Как говорил Карл Маркс, бытие определяет сознание. Обстановка в нашем доме, одежда, игрушки, наше здоровье, увиденные нами люди. Наибольшее влияние на нас оказывают люди, живущие с нами под одной крышей (у кого есть - бабушки, дедушки, братья, сестры). Но определяющее влияние оказывают, конечно, мама и папа. Ведь только у них есть право, возможность и обязанность нас растить. Они же могут менять все вышеперечисленное - обстановку, одежду, игрушки, здоровье, доступ к нам прочих людей.

У меня есть институтский друг, который родился недоношенным, с родовой травмой и очень маленьким весом. В роддоме его маме настоятельно рекомендовали не забирать его - мол, он останется инвалидом, и вы испортите себе жизнь. Она не послушала, и выхаживала его несмотря ни на что. Первый год жизни он все время не переставая кричал, и находился исключительно на руках у матери. Затем ситуация улучшилась, он начал потихоньку догонять сверстников. Я познакомился с ним на первом курсе института - он был моим одногруппником - абсолютно нормальный, здоровый парень, один из самых умных на нашем курсе - и в учебе, и в общении. И не какой-нибудь замкнутый умник-аутист, а нормальный общительный человек. Ни у кого не могло бы возникнуть даже мысли, что этот человек мог остаться идиотом с рождения.
Даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации, благодаря маме он сформировался как личность. Самый нормальный, обычный человек - как большинство из нас. А каких высот он мог бы достичь, если бы мама делала все то же самое, но ребенок был от рождения здоровым?
 
В принципе, каждый сам решает, сколько внимания он будет уделять ребенку. Кто-то считает достаточным то, что он поучаствовал в зачатии, кто-то удовлетворяется тем, что приносит домой деньги, и пару раз в неделю берет ребенка на руки, кто-то более ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Безусловно - это право каждого человека принимать решения в своей жизни. Но если задуматься... Вот я родился, вырос, чем-то в жизни занимался, и умер. Ведь каждому хочется сделать что-то, чтобы перед смертью иметь возможность оглянуться, и сказать - я прожил жизнь не зря. И лучше было бы просто показать пальцем на что-то конкретное, и сказать себе - вот он - предмет моей гордости, а не мучительно вспоминать и собирать все по крупицам, чтобы с натяжкой набралось на это "не зря". Многие ли могут сказать - "Я сделал изобретение, благодаря которому меня будут помнить в веках", или "Я спас 100 человек от смерти, при том, что это не является моей работой, за которую мне платят деньги", или "Я написал пьесу, сравнимую с шекспировским "Гамлетом"? Наверное, нет. А вот сказать "Я вырастил человека, по всем параметрам лучшего, чем я сам" - шанс есть у каждого. Да в целом - почти все этого и хотят, вот только зачастую не знают, как это сделать (лишь некоторые наоборот - знают, но не хотят напрягаться).

А представь себе - если бы каждый задался этой целью и достиг ее? Какой великолепной была бы после этого жизнь на планете - общество красивых, умных, образованных, высокоморальных людей! Это был бы "Level up" - скачок в социальной эволюции человечества. Эти дети, когда вырастут, покончат с войнами, голодом, насилием. Новые технологические прорывы, улучшение жизни всех жителей Земли, обеспечение для каждого максимальной реализации его потенциала, возможностей и желаний. Утопия? Конечно, утопия. Но лишь потому, что этой целью задастся не каждый. Впрочем, невозможность построения идеального общества на всей планете никак не мешает сделать это в своей семье. Даже наоборот - то, что твой ребенок будет иметь значительное преимущество перед другими, даст ему гораздо больше шансов на успех в жизни. Главное - вырастить его таким образом, чтобы это принесло ему радость и счастье.

Почему я обращаюсь к папам, а не к мамам?
Во-первых, потому, что мама и так генетически склонна заботиться о ребенке - на эмоциональном и гормональном уровне, а папа - хоть и испытывает чувства к ребенку, но должен еще и "поработать головой", чтобы это подвигло его что-то сделать, а не просто сидеть, "испытывать чувства" да хвастаться перед друзьями.
Во-вторых, потому, что мама слишком занята хлопотами вокруг ребенка - накормить, постирать, переодеть, покупать. Даже если папа и принимает участие в этом бытовом процессе - его вклад в него априори будет меньшим. Таким образом, мама устает от этих хлопот, и ей хочется отдохнуть немного, а не заниматься еще и развитием личности ребенка. Хорошо, если у нее сверх крепкое здоровье, и она имеет столько сил и энергии, чтобы еще и развивать ребенка - но это скорее счастливое исключение. А даже если и так - удвоенные силы принесут удвоенный результат.
В-третьих, потому что (да простят меня сторонницы гендерного равенства), но в целом мужчины умнее женщин, а значит, вероятность этого и в твоей семье выше, чем обратного. Это обусловлено прежде всего традициями - пока мужчина настроен на карьеру, на зарабатывание денег, что заставляет его мозг усиленно работать, женщина тратит значительное время на свою красоту, уход за собой, и имеет первоочередной целью удачно выйти замуж, благодаря чему ее интеллектуальные способности, как правило, раскрываются меньше. Не исключено, что свою роль играют и генетические, и социальные, и физиологические факторы. Существует масса исключений, но они, как говорится, лишь подтверждают правило.

Впрочем, все перечисленные ниже советы, конечно же, могут использовать не только папы, а и мамы - а оптимально - оба родителя.

Итак, что нужно делать? Основных правил всего два. Первое:
 
СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТВОЙ РЕБЕНОК СТАЛ САМЫМ ЛУЧШИМ ЧЕЛОВЕКОМ В МИРЕ.

Оно невыполнимо? Конечно же. Но именно в этом вся суть. Это как бежать стометровку. Будешь бежать с теми, кто слабей тебя - придешь первым, а с теми, кто сильней тебя - последним. Но в забеге с сильными ты покажешь лучший результат, чем со слабыми.

Что значит - лучший человек в мире? Какими качествами он должен обладать? Каждый решает это для себя сам – просто закрой глаза и представь, каким он должен быть именно по твоему мнению – этот лучший человек в мире? Я набросал такой список качеств:
- счастливый;
- умный;
- здоровый;
- добрый;
- успешный;
- обеспеченный;
- умеющий за себя постоять;
- красивый;
- интересный, общительный;
- веселый;
- уверенный в себе;
- уравновешенный.

Самым главным при этом в любом случае должно быть «счастливый». Ведь именно счастье – это то, что и определяет – удалась у человека жизнь или нет. Думаю, никто не хочет, чтобы его ребенок обладал всеми перечисленными качествами, но был несчастен. И поверь – слово «добрый» присутствует в этом списке не случайно, и не как дань традиции – меня не слишком волнуют проблемы этики. Ты можешь подумать – доброму пробиться в жизни сложнее – того и гляди обманут, воспользуются доверием, да и вообще – чем больше будешь делать для других, те меньше останется для себя. В чем-то ты будешь прав, но есть одно «но» - не будучи добрым, не будешь счастливым. Факт остается фактом – те, кто заботятся лишь о себе, всегда несчастны. Краткие мгновения радости являются лишь одинокими вспышками в бездонном небе негативных эмоций – тоски, беспокойства, страха, неудовлетворенности. Так стоит ли иметь все остальные достоинства? Ну и не забывай про еще один вариант, к которому может привести воспитание ребенка эгоистом, который никак нельзя сбрасывать со счетов: если ты небогат, не факт, что ребенок будет помогать и поддерживать тебя в старости, а если богат – то этот "сверхчеловек" запросто сможет тебя же и прикончить ради наследства.

И второе правило воспитания ребенка, которое необходимо для выполнения первого:

СТАНЬ САМЫМ ЛУЧШИМ ПАПОЙ В МИРЕ.

При этом, конечно, надо понимать, что лучший папа в мире – не тот, кто удовлетворяет все прихоти ребенка, а тот, кто делает ВСЁ, чтобы ребенок обладал в наибольшей мере всеми качествами лучшего человека в мире.

В принципе, на этом можно было бы и закончить – потому что универсального рецепта воплотить в жизнь эти правила, подходящего каждому, не существует. Но некоторыми соображениями все же поделюсь. Абсолютно все советы не подойдут, наверное, никому, но большинство из них каждый, кто проникся всем этим, возьмет себе «на вооружение». Итак, практические советы по созданию самого лучшего человека в мире с первого дня жизни. Я не оговорился – именно по созданию. Ведь именно ты вместе с мамой малыша изначально создаете его как личность – хотите вы того или нет, и только потом он постепенно начнет забирать «бразды правления» в свои руки, и продолжит создавать себя сам. В общем, ты как лучший папа в мире сам поймешь, какие советы подойдут для тебя и твоего ребенка, а какие нет. Эти рекомендации не мои ноу-хау. Это синтез различных авторов, писавших о раннем развитии детей - Масару Ибуки, Тюленева, Домана, Никитина, Вознесенской, а также информации из многих других источников, дополненных моими собственными мыслями:

0. Ребенок как личность начинает формироваться еще в утробе матери. Поэтому постарайся обеспечить маме малыша в период беременности правильное качественное питание, отсутствие стрессов и положительные эмоции. Питание мамы обеспечит будущее здоровье малыша, а ее гормональный фон окажет влияние на эмоциональное развитие ребенка. На поздних стадиях беременности включай ему классическую музыку, разговаривай с ним, гладь маму по животу. У него уже развивается слух и тактильные ощущения, поэтому старайся сделать его жизнь "в животике" позитивной и разнообразной.
1. Если сможешь преодолеть свои страхи и предрассудки - постарайся присутствовать на родах. Подготовься морально заранее (желательно не алкоголем – пусть малыш впервые увидит тебя трезвым, позитивно настроенным и улыбающимся) - когда ты "проиграешь" в уме это событие в разных вариантах, ты избавишься от страха, ведь страхи порождает неизвестность. В родах нет ничего страшного – это обычный физиологический процесс, но благодаря этому процессу вскоре изменится твоя жизнь, жизнь твоей жены и ребенка. Малыш ведь уже давно живет, и акт "рождения" на самом деле не появление, а продолжение его жизни. Проникнись важностью этого момента. Благодаря твоему присутствию маме малыша будет оказана большая поддержка (разумеется, если будешь вести себя адекватно, а не нервничать и накалять обстановку). Да и медперсонал будет более ответственно делать свою работу - скажется "эффект наблюдателя" (человек старается лучше выполнить свою работу, если знает, что за ним наблюдают) - а значит, меньше риск для здоровья малыша. Помни о том, что ты делаешь это ради малыша. Тем более в этом на самом деле нет ничего страшного, а ты будешь вознагражден одним из лучших моментов твоей жизни. Не упусти этот шанс - никакая поездка на Бали или банджа-джампинг не подарят тебе такие глубокие эмоции.
Когда ребенок родится - улыбайся ему и помоги добраться до груди (если кесарево и к маме у него нет доступа, пусть положат малыша тебе на грудь). Рождение – стресс для малыша, так преврати его в радость, пусть это станет позитивным стрессом. На самом деле первые секунды жизни во многом определят его как личность на всю оставшуюся жизнь. Для ребенка момент рождения – это просто взрыв информационной бомбы. Из кромешной тьмы, тесноты и одиночества, перемежаемой иногда неразборчивым гулом – в слепящее многообразие мира. Каким он увидит мир – враждебным или дружелюбным, образы, мелькнувшие перед ним, и его интерпретация этих образов – это и будет база, на которой он будет строить свое дальнейшее мировоззрение и свое поведение и действия. Вот почему малыши уже с раннего детства разные. Конечно, все, что произошло в первый час и день рождения – лишь малая часть от того, кем вырастет ребенок. Даже если у малыша возникли плохие ассоциации и восприятие мира как враждебного – через пару недель правильного, хорошего обращения с ним, он будет улыбаться и радоваться жизни. Но лучше будет, если его первые впечатления сразу будут положительными. Малыш ведь не компьютер - полученную им информацию и первый опыт не удалишь – она уже стала частью его личности. И твое лицо, твой образ и голос навсегда останется с ним, и станут основой для вашей последующей любви друг к другу, дружбы и уважения.
Более подробно о присутствии на родах я написал здесь:
http://www.proza.ru/2013/01/30/423
2. В первые три года не доверяй ребенка няне или гувернантке – воспитывай его сам со своей женой. Если у тебя есть деньги на няню – может, тебе удастся эти три года поменьше работать, а посвятить время малышу? Когда он вырастет, то не скажет тебе «спасибо» за дорогие шмотки или элитную школу, а вот за свое всестороннее развитие – скажет. А няня – да будь она хоть трижды Мэри Поппинс (что, впрочем, далеко не факт) – она будет просто делать свою работу за деньги, а ты сможешь отдать ребенку часть себя.
3. Люби своего ребенка, говори ему это, улыбайся ему, целуй и гладь его. Делай это постоянно – это не награда для ребенка – просто так должно быть.
4. Не стесняйся малыша. Даже если рядом с ним ты выглядишь глупо, если бы кто-то смотрел на тебя – но на тебя ведь никто в этот момент не смотрит, кроме ребенка. А для него твое поведение не глупое и не смешное, поэтому ты можешь себе позволить быть естественным. Будешь стесняться своего проявления чувств – малыш подумает, что это плохо.
5. Уважай малыша, но не заискивай перед ним – как равный с равным, но он чуть-чуть «равнее». Как бы к тебе приехал твой более богатый, образованный, и интеллектуально развитый родственник, который не любит подобострастия.
6. Помни – с первого дня жизни перед тобой – не ничего не соображающий идиот, а человек, попавший в незнакомую страну, не зная языка. Рассказывай ему обо всем – прежде всего о том, что сейчас с ним происходит, и что он видит.
7. Это твой будущий лучший друг, а со своим лучшим другом не сюсюкают, а общаются в дружеской уважительной манере. Ребенок говорит на своем «детском» языке, поскольку не может выговорить слова – но он знает, как их надо произносить, и неправильное произношение будет сбивать его с толку. В то же время когда малыш еще не умеет говорить, а издает какие-то звуки – повторяй за ним эти звуки – так он поймет, что у него получается.
8. Не матерись при ребенке, излагай мысли красивым русским языком (ну или другим языком, на котором говорит твоя семья).
9. Представь, что перед тобой – выдающийся ученый с мировым именем, которому ты должен рассказать все, что знаешь (из того, что его интересует), чтобы он побыстрее включился в работу над проектом, а ты будешь его помощником. Чем раньше малыш станет умнее тебя – тем лучше.
10. Носи его на руках почаще – он это любит. Не бойся брать его на руки. Конечно, он на самом деле нежный и хрупкий. Но выглядит он еще более нежным и хрупким, чем есть на самом деле.
11. Рассказывай ему обо всем, что он видит. Не упрощай свою речь. Будешь молчать – он вырастет тупым, будешь говорить просто – он будет мыслить просто, будешь передавать ему весь свой словарный запас – он быстро узнает все то, что ты знаешь, и пойдет дальше.
12. Первое время, когда малыш только лежит на спине, говори с ним с расстояния сантиметров 30 – это оптимальное расстояние его взгляда. Смотри на него при разговоре, пусть он видит движение твоих губ, но не выделяй намеренно звуки – говори как обычно, только внятно.
13. Рассказывай ему обо всем – даже если ему от роду неделя. Не будет ничего плохого, если он узнает, что листья зеленые благодаря наличию хлорофилла, а сила притяжения Земли равна «эм же квадрат», где «же» – примерно 9,81. Неважно, что он пока ничего не понимает – он услышит новые слова, увидит движения губ, и в целом – ему приятно чувствовать, что с ним говорят как с взрослым – это поднимает его настроение и самооценку. Да и вообще – кто знает – а может, эта информация у него не потеряется, а отложится где-то в базовых понятиях.
14. Рассказывай ему, что он тоже станет взрослым и все будет уметь, даже лучше, чем ты.
15. Общайся с ребенком только в хорошем настроении – иначе он подумает, что это он огорчил тебя, и сформирует невроз виновности.
16. Не запрещай малышу ничего, что не опасно для жизни и здоровья.
17. Не допускай, чтобы он плакал в одиночестве.
18. Проводи с ним все время, когда он не спит, но иногда пусть побудет и сам, если не плачет – ребенок хочет иногда познавать мир в одиночестве.
19. Если он уже хочет что-то сделать сам – пусть старается, кричит и пыхтит (пока не плачет). Помогай поменьше, но подбадривай словами. Расскажи, что уже выходит лучше, а завтра выйдет еще лучше – и это нормально – даже у взрослых так.
20. Не кричи на ребенка. Пока он мал, он не способен сделать что-то плохое, а как подрастет – объясняй, почему он поступил плохо.
21. Не требуй ничего от малыша без объяснения причин. Если он поймет, почему так поступать надо, а так не надо – будет делать, а если его заставлять – будет протестовать.
22. Выигрывает команда, проигрывает тренер. Все заслуги малыша – это его заслуги, все неудачи – твои неудачи.
23. Не награждай его за хорошие поступки и не наказывай за плохие. Просто хвали малыша и радуйся за его успехи и добрые дела – это должно стать ему высшей наградой, и огорчайся от его неудач или плохих поступков – это должно стать для него высшим наказанием. Рассказывай ему, почему какой-то его поступок плохой. Дай понять, что он поступил плохо, но ни в коему случае не то, что он сам - плохой. Ты – не академик Павлов, а малыш – не собака. Твоя задача – вырастить ребенка человеком, а не привить ему условные рефлексы. Все подарки дари ему просто за то, что он есть, а не за то, что он такой, каким ты его хочешь видеть.
24. Масару Ибука советует шлепать ребенка за плохие поступки в возрасте до одного – полутора лет. Лично мне это кажется нецелесообразным – но смотри – как знаешь. Но после полутора лет нельзя наказывать физически ни в коем случе.
25. Не ссорься с женой при ребенке. Это нарушит его позитивную картину мира. Пусть малыш видит, как ты обнимаешь и целуешь его маму.
26. Малыш – не преступник, поэтому не надо играть в доброго и злого полицейского. Заманчиво, конечно, чтобы малыш любил тебя и тянулся к тебе, когда мама накричит на него, но такой метод воспитания приведет к неврозам у ребенка.
27. Пусть он узнает о том, что в жизни бывают горе и неприятности, как можно позже. Чем лучше до этого момента в нем закрепится позитивное восприятие мира, тем меньшее влияние окажет на него негатив.
28. Никогда не обманывай его. Ну разве что про Деда Мороза, и все. Если проводишь какую-то не слишком приятную для малыша процедуру, расскажи, что она полезна, а значит, хорошая. Сформируй у него мнение, что полезное – это хорошо, а вредное – плохо. При этом не говори - "ну вот уже все закончили", пока еще не закончили. Если малыш узнает, что ты его обманул хоть раз хоть в чем-то – между вами не будет полного доверия. А он узнает сразу же - дети чувствуют обман. В будущем это поможет тебе объяснить, что в Макдональдсе еда вкусная из-за глутамата натрия, то есть его специально обманывают, давая вредную еду, и изредка можно поесть ее (ведь окружающие его дети будут стремиться в Макдональдс), но часто – ни в коем случае не стоит.
29. Создай ему все условия для развития – показывай и давай потрогать разные предметы, звуки, запахи. Все органы чувств должны быть простимулированы. Как инструменты ржавеют без использования, так же мышцы, нос, язык, уши, глаза и мозг. Каждый орган чувств максимально способен к развитию в раннем возрасте, и надо реализовывать эти способности.
30. Поощряй инициативу малыша во всем. Ничего плохого не будет, если он порвет картинку, или обмочит кровать, или разломает игрушку. Сперва обрадуйся, что он смог это сделать, а потом объясни, что так лучше не делать, и почему.
31. Как только ребенок устал – все обучение, игры и занятия надо прекратить – он должен получать информацию только пребывая в хорошем расположении духа, иначе можно невзначай отбить у него охоту к знаниям.
32. Новые занятия, которых малыш раньше не знал – купание, к примеру, или игры с новой игрушкой - начинай только когда малыш в хорошем настроении – иначе он увяжет свои негативные ощущения с этим занятием. Это же касается и новой еды – не заставляй его, давай постепенно, пусть она ему понравится. Ну и вообще – пусть мама малыша не закармливает его исходя из того, что доктор ей сказал, сколько должен есть малыш. У всех потребности индивидуальны, и организм малыша сам чувствует, сколько ему надо. Испортите естественную настройку организма – начнутся проблемы со здоровьем ребенка.
33. Выключай телевизор в комнате, где находится малыш. Он отупляет ребенка и формирует искаженную плоскую картину мира. Пару минут в день на просмотр телевизора не повредят, но не больше. При этом, конечно, выключай телевизор спокойно, как бы в порядке вещей – чтобы он не стал малышу «запретным плодом», который всегда сладок.
34. Читай ребенку с самых первых дней. Не бубни, а читай «с чувством, с толком, с расстановкой». Не имеет принципиального значения, что ты читаешь – важно то, что в написанном тексте употребляется много слов, которые ты не произносишь в разговорной речи, даже если обладаешь богатым словарным запасом. Ну и не менее важно, что малыш будет видеть тебя с книгой, планшетом или газетой (смотря откуда ты читаешь) – так он будет понимать, что читать – это хорошо и правильно. Если же ты проводишь время на диване перед телевизором, тебе никогда не удастся убедить его в том, что нужно читать книги. Он хочет быть похожим на взрослых, а стало быть, если взрослый говорит одно, а делает другое, значит, обманывает его.
Можешь читать ему стихи, книги, газеты – это не настолько важно. Главное – читай, пока ему это нравится. Надоело – тут же прекращай. Мария Монтессори категорически против чтения детям сказок, и я с ней полностью согласен – ребенок ведь не может понять, что это выдумка, и должен будет тратить время в будущем на то, чтобы «отфильтровать» информацию. Такое же мнение у меня по поводу библейских историй – но это уже вопрос твоего религиозного мировоззрения.
Многие советуют читать детям стихи. Мне нравится эта идея, но моей Лере, к примеру, не нравилось, когда я читал ей Пушкина, Маршака и Барто. Так что подбери «чтиво», которое понравится твоему малышу. Я остановился на такой литературе:
- японские хокку Мацу Басе, Ки-но Цураюки и других авторов;
- речь Ясунари Кавабата на вручении ему Нобелевской премии по литературе: «Красотой Японии рожденный»;
- отрывок из книги «Вы конечно, шутите, мистер Фейнман» о карго-культе – глава «Наука самолетопоклонников»;
- буддийская сутра Сердца совершенной мудрости (праджня-парамита) - в переводе Торчинова.
Обилие восточных текстов не случайно. Установленный факт – азиаты в целом существенно превосходят европейцев в уровне интеллекта (IQ). Даже среднестатистический монгол (а Монголия – страна полудиких кочевников-скотоводов), хоть и ненамного, но превосходит среднестатистического русского или украинца (98 против 97). Поскольку я не верю в генетическую обусловленность интеллектуального уровня (чему имею предостаточно доказательств), значит, дело в структуре языка и особенностям мышления, закладываемым в детстве. Скорее всего, у тебя, как и у меня, нет возможности с пеленок говорить с ребенком одновременно с родным языком еще и на китайском или японском (разве что твоя жена японка или китаянка). Пусть хотя бы учится мыслить по-японски на русском.
35. Компьютер неизбежно войдет в жизнь ребенка с детского возраста – хочешь ты того или нет. Но хорошо, если он войдет как помощник, который делится с ним информацией, а не средство для игр. Пусть малыш играет в жизни, а не в компьютере – настоящие игры развивают ребенка, а компьютерные отупляют. Поэтому лучше будет, если ребенок видит, что ты в нем читаешь, пишешь или работаешь, а не играешь. Ты пример для него, поэтому если любишь играть в компьютерные игры – играй только когда малыш этого не видит.
36. Читай литературу по раннему развитию ребенка – выбирай то, что тебе и твоему малышу понравится. Помни – половина там полная ерунда, а половина – очень необходима. Выбирай правильную половину. Обязательно прочти Масару Ибука «После трех уже поздно» - самая тоненькая и одновременно самая лучшая книга по раннему развитию ребенка. Достойны внимания книги Зайцева, Тюленева, Вознесенской. А вот методика Домана мне кажется неподходящей для ребенка – вместо познания мира малыш будет изучать картинки. Разве что может быть полезно демонстрировать их в самом раннем возрасте – месяцев до трех. Главное – научить малыша думать, а сами знания в свое время он «уложит» в своей голове, когда поймет, куда их класть.
37. Не слушай глупых советов по воспитанию ребенка окружающих тебя людей. Помни – никто из них не вырастил самого лучшего человека в мире.
Примеры глупых советов:
«Я всего этого не делала, и ничего – вырастила нормальных людей».
Это так, но ведь можно было вырастить и лучших. Всегда можно найти кого-то хуже, но зачем сравнивать с худшими или так называемой «нормой» - усредненностью. Конечно, если ты хочешь вырастить самого среднестатистического человека в мире – забудь обо всем, что здесь написано. Как-нибудь вырастет и так.
«Дети рождаются глупыми или умными, и ничего тут нельзя изменить».
Абсолютная ерунда, призванная оправдать свои ошибки. Моцарт в 3 года писал первые произведения потому, что его мама с детства играла ему на клавесине. Авиценна приобрел склонность к анализу потому, что его отец работал сборщиком налогов, и вместе с ребенком перебирал и сортировал монеты. Софья Ковалевская стала выдающимся математиком потому, что вместо обоев вся ее комната была расписана математическими формулами. А твой сосед дядя Толик стал тупым безработным алкоголиком потому, что в детстве им никто не занимался, и он был просто помехой в жизни своих родителей.
«Не лишайте ребенка детства».
Для ребенка вся его жизнь – игра, и все его обучение должно строиться как игра для малыша. Так лучше пусть он играет в буквы, цифры и фигуры – так совместится приятное с полезным.
«Ребенок сам решит, чем заниматься и кем стать».
Конечно, сам. Ни в коем случае нельзя ему что-либо навязывать. Но создай ему такие условия, чтобы его собственное решение было правильным.
«Это приведет к тому, что малыш будет заученным ботаником, нелюдимым отшельником».
Действительно, зачастую гении – замкнутые в себе, слегка «с приветом» люди. Но ведь твоя цель – не в том, чтобы вырастить ребенка таким – а всесторонне развитым. Конечно, если насильно впихивать знания в ребенка, он будет похож на русского математика Перельмана – безумный взгляд, бомжеватый вид, отрешенность от мира. Но если воспитать его правильно, будет похож на американского математика Гамильтона – увлекается спортом, ездит по миру, постоянно находится в обществе красивых девушек. И это при том, что их вклад в науку примерно равен – в доказательство теоремы Пуанкаре внесли свой вклад оба этих ученых, а описанный Перельманом метод изучения потока Риччи получил название теории Гамильтона — Перельмана.
«Зачем в три месяца учить ребенка цифрам? Все равно в итоге он в годик будет знать цифру 1, а в два годика – еще и цифру 2» или «Достаточно, если ребенок будет читать в 6 лет. Читают в 3 года только гении».
Тут, по-моему, даже комментарии излишни. Каким ты считаешь ребенка, таким он и вырастет. Ребенок может в год знать и умножение, не то что цифры, а читать может и в полтора года, а не в три. Главное – помоги ему в этом.
38. Заботься о здоровье малыша – ведь каждый день первого года на вес золота, а второго-третьего – на вес серебра. Поэтому болезнь отберет у ребенка ценное время и силы. Но не переусердствуй с охраной его здоровья – ребенок должен сталкиваться с окружающим миром, и вырабатывать иммунитет, а не пребывать в стерильном помещении.
39. Если есть возможность – пусть мама до года кормит его грудью, или хотя бы смешано. Самое ценное питание – материнское молоко. Пусть мама ест разнообразную пищу (с учетом того, чтобы не вызывать аллергию у малыша, естественно), ну и не употребляет алкоголь или наркотики, естественно. Так в детстве у малыша будет вырабатываться хороший вкус.
40. Пока малыш маленький – поменьше подпускай к нему других людей. Как говорили раньше «чтоб не сглазили», но на самом деле – чтобы к нему не попали лишние вирусы и бактерии, пока иммунитет только формируется. Ну и – вдруг у человека не самые добрые намерения и чувства к твоему малышу – ты этого не замечаешь, а чувствительный малыш почувствует и огорчится.
41. Свежий воздух, массаж малыша, физические упражнения и разминка – обязательны. У вялого малыша плохой приток кислорода к мозгу, и он хуже соображает. В здоровом теле – здоровый дух. Найди в интернете видео с качественным профессиональным массажем и гимнастикой для малышей, и следуй рекомендациям. Хорошо, если малыш видит, как ты занимаешься спортом или гимнастикой. Как говорится, пионер – всем ребятам пример.
42. Учи его поднимать голову, лежа на животе, переворачиваться на бок и на живот, ползать – показывай сам, как это делать, и подбадривай каждый его успех. Пусть все делает сам. Не получается – ничего, в следующий раз получится, зато уже лучше и лучше с каждым разом. Помогай редко и только чуть-чуть, и только если малыш не против. Пусть учится достижениям сам. Радуйся им, и малыш будет рад и горд собой, и устремится к новым свершениям. Чем раньше он разовьется физически, тем быстрее и в конечном итоге лучше сверстников интеллектуально.
43. Развивайте как правую, так и левую руку ребенка. Доказано, что люди с амбидекстрией (одинаковым развитием обеих рук) более развиты и в физическом, и в интеллектуальном плане. При этом следите, чтобы он не стал левшой – весь мир приспособлен для правшей, и ему будет сложнее жить левшой.
44. Сделай так, чтоб он больше любил улыбаться и издавать звуки, а не сосать соску. Соска радует только тех малышей, кому плохо, а жизнерадостный малыш сосет ее редко и не очень любит. Поэтому плач ребенка устраняй тем, что берешь его на руки или улыбаешься и разговариваешь с ним. Пусть соска твоему ребенку будет нужна только чтоб зажевать лекарство и иногда чтобы легче заснуть.
45. Окружи его красивыми вещами. Пусть в нем будет развито чувство прекрасного. Помни – красивые вещи – это не только и не столько модная одежда для малыша, или Айфон, или предметы роскоши. Зато наверняка красота в том, что прошло проверку временем.
46. Включай ему классическую музыку. Первые три мелодии – Симфония № 40 соль минор Моцарта, Симфония № 5 Бетховена, и «Шутка» - Оркестровая сюита № 2 си-минор Баха. Они будут его любимыми мелодиями. Потом добавляй другие мелодии Моцарта (именно Моцарта, желательно в тональности ре-мажор или ре-минор, но и другое из Моцарта по своему вкусу). По данным исследований, именно музыка Моцарта стимулирует интеллект как взрослых людей, так и детей. Иногда можешь включать и другое из классики – но главным должны быть три основные мелодии и Моцарт. Все остальное на свой вкус ставь редко – увидишь, малышу оно не слишком будет в радость.
47. Повесь на стену репродукции классиков – Леонардо, Рафаэля, Пикассо, и прочих – в хаотическом порядке. Пусть понимает, что искусство иррационально.
48. Повесь на стену фото красивых людей обоего пола – только отдельно во времени мужчин и женщин. Рассказывай ему, что они очень красивые, восхищайся ими. На одних он поймет, как быть похожим выражением лица, на других – сформируется правильный идеал красоты. Конечно, красота передается прежде всего по наследству. Если ты – не Бред Питт, а твоя жена – не Анджелина Джоли, вряд ли твоего сына когда-нибудь возьмут сниматься в рекламу «Жиллет», а твоя дочь станет «Мисс Россия». Но можно помочь стать ребенку красивее. В части фигуры здесь безусловно помогут занятия спортом, а в части лица – его красота определяется не только врожденными пропорциями, но и его выражением. Улыбающееся лицо счастливого человека автоматически кажется окружающим привлекательным, а если у него в подсознании «записаны» образы правильного выражения лица людей, которые признаны эталонами красоты – тем лучше.
49. В наше время знать английский язык – очень важно, а когда твой ребенок вырастет – будет жизненно необходимо, поэтому говорить с ним по-английски нужно обязательно. Ребенок до 3 лет сможет выучить абсолютно не напрягаясь и 5 языков – было бы у него достаточно времени для общения с их носителями. Если ты знаешь английский – очень хорошо. Говори с ним то на одном, то на другом языке. Главное – чтобы эти языки не смешивались, поэтому перед переходом на другой язык говори ему «And now in English» и «А теперь по-русски» или «А зараз українською». Если ты или мама малыша английского не знаете, постарайтесь приглашать в гости того, кто знает, и просите его говорить с малышом только по-английски. Это не должен быть урок английского – просто общение на другом языке – дети воспринимают язык целиком, не разбивая его на части. Если же и это невозможно – пытайся говорить в меру своих возможностей с ним сам, давай ему послушать аудиоуроки, стихи и песенки на английском. Все равно это для него будет более эффективно, чем для тебя, скажем, занятие с отличным репетитором. Английские песенки можно включать малышу перед сном, укачивая его – в момент засыпания человек особенно остро воспринимает информацию на подсознательном уровне.
50. Развесь по квартире разные информационные материалы - карты города, страны и мира, химические, физические и математические формулы, геометрические фигуры, фотографии членов твоей семьи крупным планом по одному (включая самого малыша, обновляй фото малыша по мере его взросления), портреты известных людей, и время от времени меняй их. Малышу интересно смотреть, когда ты носишь его на плече, а тебе будет о чем ему рассказать. Иногда показывай малышу поочередно те картинки, которые поснимал со стен, и рассказывай о том, что на них изображено. Но не в стиле Домана – показал портрет, назвал имя, достал следующий – а кратко расскажи, что за человек был или есть, чем прославился.
51. До полутора месяцев ребенок плохо видит цвета, поэтому первые картинки пусть будут контрастными черно-белыми. Напечатай отдельно хаотические точки, затем точки в линию, саму линию, основные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник из точек, линий и закрашенный черным. Когда он начнет замечать красный цвет (это первый цвет, который увидит малыш), показывай ему все в цвете.
52. Много игрушек вредно для ребенка, поскольку рассеивают внимание. Пусть играет одновременно одной-тремя, а остальные спрячь. Он сконцентрируется на изучении возможностей того, что ему предоставлено.
53. Самое важное для развития ребенка – физкультура, математика, чтение и общие знания. А вот музицирование и рисование – то, чему не стоит уделять много времени – бесполезные для жизни занятия, которыми достаточно владеть в минимальном объеме. Опять же – если эти занятия заинтересовали ребенка – пусть занимается, конечно. Но сколько людей тратили на музыкальную школу значительный кусок своей жизни, и скольким это пригодилось и в каком объеме? Лучше это время потратится на что-то более полезное.
54. Стимулируй интерес ребенка к буквам и цифрам. Распечатай и показывай ребенку с первых дней жизни буквы русского и английского алфавита, цифры и математические символы. Расскажи ему, что это самое главное в жизни. Обращай его внимание на буквы и цифры там, где он их видит (на часах, в календаре, в книгах и газетах, под портретами известных людей) и рассказывай, что они означают. Показывай ребенку пальцы на руках, и называй, сколько пальцев показываешь. Делая ребенку зарядку, называй «Один, два, три, четыре...». Купи счеты и пересчитывай костяшки на них при ребенке, подсовывай их ему, чтобы ребенок сам их двигал руками.
Я видел картину – трехлетний ребенок на улице усиленно гребет снег лопатой в присутствии бабушки, видно, как ему это нравится. Проходит мимо старая еврейка, говорит: «Вот вы даете с детства ребенку лопату, а мы даем счеты». А я думаю так – хорошо, когда ребенок с детства умеет обращаться и с лопатой, и со счетами.
55. Целенаправленное обучение цифрам лучше проводить отдельно во времени от букв. Во-первых, это слишком много информации для ребенка, а во-вторых – приведет к путанице между буквой «З» и тройкой, между нулем и буквой «О». Лучше начинать обучение с цифр, а не с букв. Во-первых, цифр меньше. Во-вторых – каждая цифра как символ заключает в себе целостное понятие, а буква в отрыве от слова смысла не имеет. Начинать можно уже в трехмесячном возрасте. На листе напечатай с одной половины цифру, с другой – соответствующее количество красных кружочков, и показывай листик, называй количество красных кружочков, и пальцем пересчитывай их – «один, два, три…», так же покажи то же количество пальцев и пересчитай их, и пропищи пищалкой то же количество звуков. Начинай не с цифры «1» - ее понять сложно, поскольку непонятно – «один» означает кружок или палец. Сразу же вводи понятие сложения и вычитания – добавим к этим двум кружкам еще три, получим пять кружков, заберем от четырех пальцев один – получим три пальца. Вот один палец, уберем его, останется ноль пальцев. Сколько кружков на картинке? Ни одного. Значит, ноль кружков. Так же считай и любые другие предметы. Когда все цифры до 10 изучены, можно объяснить принцип деления на 2 – в десятке две пятерки, в восьмерке две четверки, и так далее. Умножение объясни как обратное от деления – для восприятия проще разделить объект на две составные части, чем сгруппировать части в целое. Затем переход к двузначным числам, умножение на 3 и так далее.
56. Изучая буквы, показывай ему их изображение на половинке листика А4. Напечатай гласные буквы красным цветом, звонкие согласные – зеленым, глухие согласные синим, непроизносимые буквы типа «ь» или «ъ» - желтым. Учи с ребенком в такой же последовательности. Затем начинай показывать слова, разбивая их на склады. Повесь на стене доску, на которую можно лепить буквы и писать на ней. Хорошо использовать кубики – только чтобы на них кроме букв не было изображений – они отвлекают ребенка и искажают понимание букв. Удачная методика разработана Зайцевым, так что при возможности можно купить малышу «Кубики Зайцева». 
57. Показывай малышу разные геометрические фигуры различных цветов и размеров, и покажи, как из двух треугольников получаются квадрат, прямоугольник и ромб, из двух треугольников и квадрата – трапеция, а из двух трапеций – шестиугольник.
58. Развивай у малыша понятие о времени. Показывай и рассказывай ему о часах – электронных и механических, повесь на стену календарь и закрашивай в нем дни, говори какой сейчас день недели, число, месяц и год, сколько времени, какое время года и время дня. Расскажи, когда он родился, сколько времени прошло, ожидай его следующего «месячного» дня рождения, скажи, что он наступит через три дня, послезавтра, завтра, сегодня. В каждый такой день рождения рассказывай ему, как он повзрослел, стал уже умнее, старше и больше. Он очень хочет быть взрослым, поощряй его в этом.
59. Покажи малышу большое зеркало, и объясни, что это гладкая отполированная поверхность, в которой отражается вся комната, включая тебя и малыша. Рассказывай малышу, что этот симпатяга у папы на руках – он и есть. Заманчиво наблюдать, как малыш рассматривает зеркало, не понимая кто это, но вспомни, что нельзя обманывать ребенка. Давая неправильную информацию или скрывая правду, ты будешь тормозить развитие малыша – ведь ему придется тратить много сил и времени на выяснение правды.
60. Если ты живешь в квартире, подноси ребенка к окну – пусть смотрит на улицу. Иначе у него не разовьется пространственное мышление.
61. Сексуальная направленность, фантазии и отклонения, как правило, формируются у детей до трехлетнего возраста. Невозможно узнать точный момент, когда это произойдет, равно как и тот фактор, который повлияет на это. Как только сексуальность малыша сформируется – ее уже никаким образом не изменишь. В мозгу произойдет «запечатление» - и все. Такой процесс выработки сексуальной направленности характерен для всех млекопитающих (а может, даже и для всех животных). Известен случай, когда пингвин в зоопарке «влюбился» в ногу смотрителя, поскольку в жизни не видел других пингвинов – и потом никакая пингвиниха его не интересовала до конца жизни, хотя его и подселили в вольер к другим пингвинам. Это единственное, что в человеке изменить невозможно. Нет достоверных рецептов, как помочь ребенку выработать определенную сексуальную направленность, так что каждый пусть решает сам - пытаться делать что-то в этом направлении, или просто надеяться на лучшее.
62. Когда малыш будет тебя спрашивать, откуда он взялся, расскажи, что у мамы из животика, потому что ты любил маму, и вы хотели себе такого прекрасного ребеночка. Расскажи об этом нормальным тоном, без тени смущения, и у него надолго угаснет нездоровый интерес к этой теме. Будешь вести себя неправильно – будет подозревать обман, и ты не станешь его лучшим другом. Лучше ты расскажешь правильно, чем улица научит его плохому. Никаких аистов, капуст и прочей ерунды.
63. Дополняй этот список всем тем, что считаешь нужным и полезным для ребенка.
64. Если тебе понравилась эта статья, дай ее почитать и своей жене, а также всем тем, у кого уже есть или только планируется маленький ребенок – чем больше в мире будет счастливых и умных детей – тем лучше.


Ну и это… Успехов!


Кстати, Гуф написал реп на эту тему (как стать супер-папой). Называется "Новенький". Кто любит реп, скачать или прослушать можно здесь:
http://www.zaycev.net/pages/16620/1662005.shtml

П.С. Не пройдите мимо, если Вам есть что сказать по поводу статьи. Особенно меня интересует - что нужно убрать/изменить/добавить к финальному списку, а также к списку качеств "самого лучшего человека в мире" - ну или к идеальному сверхчеловеку, если Вы считаете, что лучше вырастить ребенка другим.

П.П.С.
Кому нужно - выкладываю методические материалы по обучению детей чтению и счету. За основу взяты описания из книг Зайцева (по чтению и счету) и Тюленева (по чтению). Применять рекомендую детям с 3-4 месяцев.

Счет (в zip-архиве):
Скачать таблицы Стосчет Зайцева с инструкцией и фотографией общего вида.
Как работать с пособием Стосчет - краткая инструкция.
Книга Зайцева "Письмо. Чтение. Счет".
Методика Николая Зайцева - краткое описание (кому лень читать всю книгу).
http://dfiles.ru/files/umdpi99hj

Чтение:
Скачать новые таблицы Зайцева с фотографией общего вида.
Буквы для наклейки на картон.
Буквы в различных вариантах написания и размера для демонстраций и наклейки на стену.
Книга Зайцева "Письмо. Чтение. Счет".
Методика Николая Зайцева - краткое описание (кому лень читать всю книгу).
http://dfiles.ru/files/x8996ja8d

Если ссылки битые - пишите, я перезалью.