А. Кайданский. Взгляд на эротику-Garota de Ipanema

Дискуссионный Клуб Прозы
Под эротикой в общем виде понимается искусство передачи сексуальных эмоций.

Это значит, что в искусстве я могу увидеть эротику там, где по замыслу автора мной овладеет состояние, которое я назову сексуальным. Тогда можно утверждать, что автор достиг цели – передал мне нужную эмоцию. (Так же с помощью искусства можно передавать страх, уныние, радость, тоску, чувства и мысли).

Чтобы процесс заражения эмоциями через произведение был назван искусством, его следует совершить тонко, исподволь, иносказательно. Сами переданные эмоции должны быть не самоцелью, а служить идее, заложенной в произведение. Естественно, эта идея должна быть значимой для нас, она должна служить нам подсказкой, быть каплей мудрости, ступенькой, ведущей к пониманию мировой гармонии, искупляющим миром и лекарством.

Но самое удивительное для меня то, что, как ни странно, еще более важна интерпретация этого произведения культурной средой. Заговори мы об эротизме Мане в его «Олимпии» или в «Завтраке на траве» полтора века назад, как на наши головы обрушилась бы дикая обструкция уважаемых критиков и искусствоведов, находящих там одну пошлость и вульгарность. Этим произведениям, висящим сейчас в музее Орсе, было отказано называться искусством вообще.

Поэтому я бы хотел особенно подчеркнуть тезис о том, что произведение становится искусством в головах людей, когда его таким согласны видеть и принимать те, от кого зависит создание ауры искусства. Но это не толпа и не размытое слово «поколение». Ауру создают единицы, а подхватывают миллионы. Платон как смешал понятия красоты и совершенства, так мы до сих пор за ним повторяем, хотя так же радостно киваем мнению, что совершенная внешность не вызывает любви.

Простому человеку часто нужно указать, чем восхищаться, ему нужен гид и путеводитель, ну и конечно фотоаппарат, чтобы не пропустить ничего важного. Я позволяю себе иронию, но не вышучиваю простоту в человеке, потому что в каждом из нас есть такие стороны, на развитие которых нам не удается выкроить время, и нам проще обратиться за подсказками к сведущим специалистам. Самой удобной подсказкой в литературе является библиотека, в живописи – музей, в театре за нас решают художественные руководители, о музыке я хочу поговорить отдельно чуть позже.

Если уж мы условились, что перед нами произведение искусства, то давайте сначала проследим за возникновением эротического сопереживания на примере живописи. Здесь мы можем внимательно рассматривать эротический объект, как это бывает у представителей старых школ, мастерски передающих формы и оттенки кожи, а можем получать и чужие впечатления, что предлагают импрессионисты, буквально навязывающие нам свои эмоции. Они попросту подменили мир внешний миром внутренним и, отказавшись показывать нам объект, оставили голое впечатление от него. И мы в конце концов приняли эту игру, потому что нам оказалось даже интереснее рассматривать эмоции автора.

Тут я хотел бы ответить сразу тем, кто спорил о наличии-отсутствии эротизма в работах Ван Гога, если там представлены ландшафты, цветы, дома, ночные кафе и кипарисы. Я вижу ответ таким: если художник-импрессионист смотрит на ночное небо и ощущает сексуальное напряжение, если он буквально вымазывает его на холст, уверенно и стремительно, не стараясь изобразить предметы такими, как они есть, а окрашивая их в цвета своих эмоций, то как же можно усомниться в эротизме его творчества?

Даже символы кубизма, разложенные по евклидовым плоскостям и говорящие нечто о самом объекте, могут нести в себе эротику. Достаточно присмотреться и вдуматься, потому что интерпретация символов может требовать мыслительных усилий, от чего радость встречи с эротикой выглядит не менее приятной, особенно для интеллектуалов.

Ну и на закуску, раз мы взялись говорить об эротике в искусстве, то не будем ограничиваться лишь живописью, литературой и кино. Еще интереснее поискать эротику в музыке!
 
В музыке дело обстоит и проще и одновременно сложнее, чем в других видах искусства. Дело в том, что музыка является самым чувственным из искусств, но одновременно и самым абстрактным, как математика. Она действует напрямую, может сразу передавать эмоции без участия мозговых анализаторов, о чем свидетельствуют опыты с людьми, у которых поражены некоторые отделы мозга и не работает логика; может восприниматься подсознанием и пробуждать глубинные эмоции, может вмещать в нескольких минутах те же глобальные идеи, что и целые романы в литературе.

Но можем ли мы убежденно говорить, что умеем понимать эти идеи и эмоции, а не следуем стереотипам восприятия? Видим ли мы ушами задуманную композитором картинку или проясняем ее, подглядывая в программки? «Вот герой склоняется над полуоткрытыми губами героини – как замечательно это место выделяют виолончели…»

Я попытался определить, какая музыка для меня больше всего олицетворяет сексуальность, если говорить о жанрах. Тут я решил все-таки не трогать классику с Вагнером, Чайковским, Равелем, Дебюсси и всеми остальными, потому что там может оказаться эротики больше, чем я думаю, относясь к этой музыке с понятной долей осторожности и пиетета, кроме того, их можно исполнять в разных манерах, и каждый изменяет под себя, значит и степень силы именно эротической составляющей будет зависеть от исполнителя, а среди них и дети…))

Тогда, конечно, я выбираю джаз с его импровизацией, пульсацией, раскачивающим, толчковым свинговым ритмом, затем латиноамериканские жанры, под которые хочется танцевать и фантазировать.

Для проверки решил задать вопрос женской аудитории - самому чувствительному барометру эмоций. И сначала предложил одной знакомой послушать мировой хит боссановы «Девушка из Ипанемы». К моему счастью, она ни разу не слышала это раньше и совсем не понимала португальского, что создало чистоту эксперимента. Напомню, в этом вечнозелёном хите 60-х речь идет о потрясающе красивой 17-летней девушке из Ипанемы - элитного района Рио-де-Жанейро. Как она ежедневно проходила в бикини мимо кафе «Велозу» на пляж, а за ней вожделенно наблюдали двое парней (Жобим и Мораиш), которые и стали в результате знаменитыми авторами. «Смотри, какая красота, какая прелесть. Вон она, девушка, что идет мимо, нежно покачиваясь, к морю. Девушка с золоченым на солнце Ипанемы телом. Твоя походка - лучше всех поэм, она - самое красивое, что я видел».

Казалось бы, где еще искать эротику, если не в этой музыке, рожденной томлением юности, морем и песком. О качестве материала может говорить и количество версий - в этом "Garota de Ipanema" уступает лишь "Yesterday", и исполнители, среди которых Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Сара Вон. Однако спешу поделиться результатами эксперимента: «Если честно, особых эмоций у меня эта композиция не вызвала. Голос у дядьки нудный. Сама музыка хоть и похожа на латиноамериканскую, но какая-то вялая. Расслабляет. Ничем не заряжает. Как произведение искусства я бы ее не рекомендовала».

Как говорится, имеющий уши да услышит…

Если все-таки не допустить мысли об относительности шедевров музыки, то останется лишь попытка списать такой конфуз на природную женскую критичность и нежелание находить эротичным то, на что указывают мужские взгляды. На этом эксперименте я решил пока остановить свои размышления об эротике в музыке и обратиться ко всем с животрепещущим вопросом: так есть она там, эротика, или это нам иногда мерещится в свете прожекторов наших собственных желаний???


P.S. В музыкальном эксперименте прослушивалась версия песни "Garota de Ipanema" в исполнении Joao Gilberto. Для ознакомления можно воспользоваться ссылкой (сама песня тут начинается со 2-й минуты, за роялем - один из авторов, Tom Jobim):
http://www.youtube.com/watch?v=DSJ5xZci9mI


Еще по теме "Эротика": http://www.proza.ru/2013/01/25/1443