22 маршрут. Попутчица

Галина Иванова 3
                22 маршрут.

                Попутчица.

Как всегда   автобус переполнен.  Этот 22 маршрут  удивительно длинный.  От Большой Охты через Неву по мосту Петра Великого,  по Суворовскому, через весь Невский, по Морской, через Исаакиевскую площадь, мимо Мариинки, через площадь Декабристов, по Садовой.  Может,  поэтому  всегда набивается так много народу.


     Мальчик - таджик уступил место и второй тут же последовал примеру, а на его место  не села, а плюхнулась женщина примерно моих лет.  Она приземлилась как-то тяжело и  устало,  а потом прильнула  ко мне плечом и притихла.

 Я с удивлением  посмотрела на свою соседку, молча, боясь потревожить ее, и отвернулась в сторону  окна. Она недолго посидела тихо,  и вдруг: « Я сегодня плачу целый день», - промолвила  куда-то  в сторону, не отодвигаясь от меня.  « Что же такое случилось с вами?», -  так же, не поворачивая головы, спросила я.  «Поссорилась с мужем», -  в ответ. «Беда, какая», - усмехнулась про себя я.

 Она продолжала: « Я ударила его по лицу, и он теперь не простит меня, и все рухнет». « Ничего помиритесь, наверное, уж  не первый десяток вместе? Давно замужем? », - сделала робкую попытку успокоить ее. « Давно… почти целый год», - вдруг засмеялась она.

 Тут уже я повернулась к ней. Очень добродушное, скорее простодушное лицо. Может только очки в хорошей оправе делали лицо более благообразным. « Он старик, ему восемьдесят лет, - полушепотом продолжала она, -  он предложил мне выйти за него замуж,  и пообещал завещать свою квартиру».

Я  промолчала, ошарашенная такой непосредственностью моей соседки. «Да  нет,  он совсем не старик в свои восемьдесят, он действительно влюбился в меня», - торопилась оправдаться она, почувствовав, что я невольно напряглась.

 «И что же, теперь, вы тихо ждете его смерти?». «Да нет, конечно, просто он ужасно ревнивый, и если я задерживаюсь на работе, ему непременно кажется, что я с кем-то и где-то. Просто я устала постоянно оправдываться. Он просит меня, что бы я уволилась с работы, чтобы больше времени уделять ему. А я не могу бросить работу, я помогаю дочке, у нее двое маленьких ребятишек.

Вот и вчера он в приступе ревности обозвал меня неприлично, ну, и  я не выдержала,  залепила ему пощечину. Я так устаю на работе, я много работаю, моя работа в офисе на телефоне, я распространяю пищевые добавки». «Ну,  а вы хоть чуточку полюбили его?», - мне так не хотелось, что бы все было так банально и пошло. « Он испытывает ко мне сильную страсть, и он мне не противен», - с долей иронии и лукавства  произнесла она.  Я совсем притихла, не стала задавать больше вопросов.

Тогда она наклонилась ко мне, прошептала: « Я покупаю  ему стимулирующие  добавки, это своего рода Виагра».   «Так вы его угробите  раньше времени, - сорвалось у меня,  Вы не смотрели фильм Елена?»  «Нет», - робко произнесла она, - А про что он?»  « Вот про то самое», - выдавила я и отвернулась. Она почувствовала в моей интонации брезгливость.

 Опять прильнула ко мне: « Не осуждайте меня, я не навязывалась ему, так вышло. Он видел, как я мучаюсь в коммуналке в одной комнате с дочерью и ее семьей. У меня не было выхода. Я ему благодарна. Он официально женился на мне. Вот завтра должны были идти с ним по поводу прописки в паспортный стол. Теперь боюсь идти домой».

 Я молчала, молчала и она.  Автобус приближался  к остановке, она засуетилась, одевая перчатки.  «Как вас звать, -  решилась  я. « Валентина», - охотно отозвалась она.  « Так вот, Валентина, коль вы посвятили меня в свои тайны», - вымолвила я,  вообразив вдруг себя на минуту судьей.

  « Во-первых, никогда не поднимайте руку на мужчину, если вы считаете себя женщиной. Во- вторых, уж,  коль перед вами стоит такая сверхзадача, то,  какое право вы имеете так относиться к нему.  Он, я поняла, просит от вас очень малого, не работать, т.е. уделять ему больше времени и уважать его достоинство. Вы не должны этого человека оскорблять, вы должны быть с ним ласковы и заботливы, а вы отделываетесь этими таблетками.

 Вы сами выбрали этот путь, так будьте добры испить эту чашу до конца, если вы порядочный человек. Вот сейчас же придете домой и с порога просите у него прощения, расплачьтесь что ли, как-то дайте ему понять, что он вам не безразличен. Знайте, что за все в жизни приходиться расплачиваться».

Она встала, приближалась ее остановка, и,  прижав  руку к сердцу, стала произносить, как заклинание, многократное спасибо, а  по лицу ее катились крупные слезы. Потом вышла из автобуса, прильнула к окну,  и смотрела на меня,  пока автобус не тронулся.

Потом я неоднократно видела ее на этом маршруте.  Усталая,  всегда с большими авоськами, погруженная  в себя немолодая женщина.