Тринадцать книг, которые Вам следует прочитать...

Князь Процент
Тринадцать книг, которые Вам следует прочитать в наступившем году

Путешествуя в самолете и поезде, сидя дома и в кафе, по пути на работу и с работы в ушедшем году я читал самые разные книжки и в конце концов выбрал те из них (какие-то я перечитал, а некоторые прочел впервые), которые мог бы посоветовать друзьям в качестве обязательного чтения в ближайшем будущем.

«Смерть Ивана Ильича». По нравственному воздействию и общей направленности эта повесть представляется мне родственной рассказу князя Мышкина об осужденном на смертную казнь человеке, которого везут к месту исполнения приговора и который не может надивиться на окружающий его мир, стараясь за пять минут получить как можно больше впечатлений. Написанный с хирургической точностью и беспощадностью рассказ о жизни одного из миллионов людей, чье существование свелось лишь к получению образования, работе по специальности, низменным удовольствиям и воспитанию себе подобных, лишний раз напоминает о том, что у савана нет карманов, а к гробу не прилагается прицеп. Перечитав повесть Л. Толстого, я отменил встречи и все выходные просидел дома, читая книжки, которые давно хотел прочитать. Их, конечно, на тот свет тоже не утащишь, но удовольствие от чтения это штука, с которой мало что сравнится.

Цитата: «Ему пришло в голову, что то, что ему представлялось прежде совершенной невозможностью, то, что он прожил свою жизнь не так, как должно было, что это могло быть правда. Ему пришло в голову, что те его чуть заметные поползновения борьбы против того, что наивысше поставленными людьми считалось хорошим, поползновения чуть заметные, которые он тотчас же отгонял от себя, - что они-то и могли быть настоящие, а остальное все могло быть не то».
 
«Сирано де Бержерак». Героическая комедия Э. Ростана, названная так несмотря на предполагаемую смерть главного героя в конце, добрые сто лет не сходит с подмостков и телеэкранов. Секрет такой популярности не только в легком слоге, но и в притягательности главного героя, который сродни чудовищу из сказки о красавице, Жоффрею де Пейраку из романа об Анжелике, а также другим подобным персонажам, каждый из которых – самый крутой в соответствующей книжке. Вдобавок к сногсшибательному мастерству фехтовальщика, Сирано обладает искрометным юмором, пишет стихи и способен на глубокие бескорыстные чувства. Отдельного упоминания заслуживает его безжалостная позиция в отношении литературных редакторов.

Цитата: «Когда я с вами вместе,
Я отыщу десятки слов,
В которых смысл на третьем месте,
На первом – вы и на втором – любовь».
 
«Пражское кладбище». Это книга, выхода которой на русском языке я ждал на протяжении всего 2011 года и которую купил в первые дни продаж, но дочитал только на новогодних праздниках год с небольшим назад. Роман оказался умным, главный герой – хитрым и беспринципным, этаким Лукасом Корсо в старости, только без женского влияния и с несколько иной областью специализации. В последней авантюре Симоне Симонини – создание «Протоколов сионских мудрецов» человеком, за всю свою жизнь не столкнувшимся ни с одним евреем - развиваются идеи, высказанные У. Эко в литературоведческом труде «Шесть прогулок в литературных лесах» много лет назад.

Цитата: «Вот я и убеждался, что продавать идею заговора можно так: не предлагать вообще ничего оригинального, а только и предельно то, что уже известно или могло бы быть известно из других источников. Все верят только тому, что уже знают. В этом и есть красота Универсальной Формы заговора».

«Отец Сергий». Сдается мне, для того, чтобы оценить всю красоту повести Толстого, нужно отрешиться от неутихающих в нашем все еще темном и религиозно-нигилистическом обществе споров о значении Церкви в нашей жизни и о пороках священнослужителей. Любой мало-мальски образованный в соответствующем фэндоме человек понимает, что значение Церкви в жизни каждого из нас ровно такое, каким ему надлежит быть в данный момент времени, а пороки священнослужителей как таковых не представляют никакого интереса для обсуждения. Я думаю, что «Отец Сергий» это прекрасный пример мастерства, с каким можно на небольшом числе страниц описать человеческую жизнь, интересы человека и его устремления. Антицерковным же пафосом в повести, на мой вкус, и не пахнет: ну согрешил монах с больной девкой, так кидайте камень, кто без греха.

Цитата: «Она взяла руку и поцеловала ее, а потом одной рукой обвила его за пояс и прижимала к себе.
- Что ты? – сказал он. – Марья. Ты дьявол.
- Ну, авось ничего.
И она, обнимая его, села с ним на кровать».

«Омон Ра». Хороший анекдот, и не очень длинный.
 
Цитата: «…не значило ли это, что уже тогда, в детстве, когда я был просто неотделившейся частью погруженного в летнее счастье мира, когда я действительно мчался на своем велосипеде вперед по асфальтовой полосе, навстречу ветру и солнцу, совершенно не интересуясь тем, что ждет меня впереди, - не значило ли это, что уже тогда я на самом деле катил по черной и мертвой поверхности Луны…».

«Мистер Плейбой. Хью Хефнер и американская мечта». Признаюсь, ожидал от книги большего, но временами она доставляет удовольствие. Хотелось, конечно же, многостраничных описаний безумных оргий с незащищенным групповым сексом и кокаином, но в основном книга состоит из обстоятельных перечислений имен идеологических противников Хефнера из самых разных лагерей (а переспорить с ним за шестьдесят лет успели едва ли не все политические цвета и общественные движения Штатов), характеристики их взглядов, а также рассказа о перестановках в составе редакции легендарного мужского журнала. Все это на фоне хронологических скачков в рамках каждого отдельно взятого десятилетия. Есть, безусловно, и немного про подружек Хефа, про два его брака (кстати, в канун наступившего года он женился в третий раз, так держать, старик). Ну и пару раз сказано, что там-то и там-то имела место групповая оргия.

Цитата: «Вы когда-нибудь были знакомы с действительно счастливой женщиной, которая стремится доминировать над мужчиной и соперничать с ним? Я – нет».
 
«Карта и территория». Об этой книге я написал заметку: http://www.proza.ru/2012/03/04/1153.

Цитата: «Насколько он успел заметить, человеческое бытие строится вокруг работы, которая составляет его большую часть и осуществляется в учреждениях различного масштаба. По истечении трудовых лет начинается более краткий период, отмеченный развитием всякого рода патологий. Некоторые особи на наиболее активной стадии своей жизни пытаются объединиться в микроячейки под названием семья с целью воспроизводства себе подобных; обычно эти попытки ничем не кончаются, «такие уж нынче времена», лениво думал он, попивая кофе со своей любовницей…».

«Камера обскура». Неважно, о чем книга, если она хорошо написана. Этот роман написан хорошо. Чтобы не было так сухо, я походил по комнате, слушая Skid Row, и попробовал вывести из «Камеры обскуры» мораль. Она получилась примерно такая: картина, когда девушка бегает за состоятельным мужчиной, нормальнее, чем когда все происходит наоборот. В конце концов, состоятельный мужчина и спустя десять лет может быть состоятельным мужчиной, а девушкой после двадцати шести лет быть невозможно; после двадцати шести можно быть или женщиной, или старой девой – в первом случае удалось кого-то догнать, во втором пора бежать в монастырь, а не на дискотеку.

Цитата: «Вскоре она познакомилась с двумя японцами и, будучи слегка навеселе, согласилась у них переночевать; утром она попросила двести марок, они ей дали три с полтиной и вытолкали вон, - после чего она решила быть осмотрительнее».

«Если однажды зимней ночью путник…». Эту книгу можно использовать как тест на наличие если не способности к оригинальному мышлению, то на умение воспринимать нестандартно написанные тексты. Главное, не забудьте сохранить от испытуемого в тайне тот факт, что Вы его экзаменуете.

Цитата: «Больше всего совокупление и чтение схожи в том, что внутри их открываются пространство и время, отличные от времени и пространства, поддающихся измерению».

«Возвышающий обман». По общему правилу, не питаю теплых чувств к детям столь успешных людей, как Сергей Михалков, но Кончаловский мне нравится. У него классная жена, которая, судя по всему, здорово готовит. Книга лишь укрепила меня в мысли, что ее автор не добился бы и трети того, что имеет, без своего знаменитого отца, но багаж наблюдений и воспоминаний у Кончаловского интересный, и читать его занятно.
 
Цитата: «Редко в своей жизни я испытывал такое наслаждение от физической любви, как в ту ночь. По эмоциональности, по степени отдачи. Были женщины, с которыми в постели весело, были – с которыми приятно, были – которых я даже любил, но ревновать не мог. Не ревновал потому, что в сексе они были достаточно индифферентны. Такую женщину глупо ревновать, потому что понимаешь, что так же индифферентно она отдается другому. Но женщину, которая отдает все и умирает, возрождаясь, начинаешь ревновать, опять же потому, что думаешь, воображаешь, что она так не только с тобой – она так с любым мужчиной».

«Башня шутов». Этот роман помимо очень хорошо проработанной исторической основы, симпатичных героев, лихого сюжета имеет и такое достоинство, как способность быть наглядным пособием по изучению латыни (с кучей примеров ее использования в самых разнообразных ситуациях).
 
Цитата: «А я думаю, - резко сказал рыцарь из Гарбова, - что все зло этого мира идет от мышления. Когда думать начинают люди, совершенно не способные к этому».

«Бесы». Николай Ставрогин, как мне думается, обладатель едва ли не самого сильного характера в русской литературе. Это, конечно, не самый положительный герой русской классики (тут князя Андрея Болконского вряд ли подвинешь), но леденящего душе обаяния ему не занимать. На упреки же в бездеятельности в его адрес можно ответить так: человеку, из которого вышло столько бесов, ничего не остается, кроме как устало идти дальше.
 
Цитата: «А ведь настоящее, несомненное горе даже феноменально легкомысленного человека способно иногда сделать солидным и стойким, ну хоть на малое время; мало того, от истинного, настоящего горя даже дураки иногда умнели, тоже, разумеется, на время; это уж свойство такое горя».

«99 франков». Для романа «ДУХLESS» эта книга примерно то же, что творчество группы «Iron Maiden» для отечественного коллектива «Ария».
 
Цитата: «Жить – значит мяться животом, все время, без остановки: в 15 лет у тебя болит живот потому, что влюблена; в 25 – оттого, что тебя пугает будущее; в 35 – от неумеренной выпивки; в 45 – от неумеренно тяжелой работы; в 55 – потому, что ты больше не влюбляешься; в 65 – от грустных воспоминаний о прошлом; в 75 – от рака с метастазами. А в интервалах тебе остается только слушаться – сперва родителей, затем учителей, затем боссов, затем мужа, затем врачей».