Православная рискософия

Вадим Вересков
Этот 2012 год выдался на редкость урожайным на разные знаковые в моей однообразной и скучной жизни 50 летнего преподавателя по страхованию в одном из столичных киевских вузов.
Я имею обыкновение отмечать эти события в течении года заметками в соцсетях  в контакте, в моих блогах и в конце года пытаюсь подвести неутешительные итоги уходящему году, составить такую скучную, но от этого еще более неотвратимую вещь, как личный финансовый и временной, социо-культурный план бюджет на 2013 год. Сразу оговорюсь, что на 2012 год никаких планов не составлялось, и вот достижений, не много но во всем остальном...
но все по-порядку...

Еще в начале года, я планировал что напишу монографии по философии риска или рискософии, но к сожалению, так все и перенеслось на 2013 год.
Из событий и проектов, которые запомнились, это организованная мною как руководителем студенческого клуба интеллектуальной игры Что? Где? Когда? для управленцев риском с Борисом Бурдой, с которым мечтал это провести и познакомился в Киево-могилянке, в ее бизнес-школе на такой же игре только просто для управленцев.

Конечно самым знаковым событие я по праву считаю свое возвращение как блудного сына, т.е. воцерковление  в лоно родной Православной церкви, в Храм Преподобного Агапита Печерского в парке Пушкина с замечательными настоятелями во главе с отцом Андреем Ткачевым. 

Последний удивил и поразил меня широтой истинно русской души настоящего мужика, отца четверых детей, непоседливого, проактивного и от того еще более гармоничного человека.
Его еже утренние и ежевечерние программы по телику "На грани" и "Сон грядущий" стали мои любимыми программами на КРТ. Я прошел и пережил внутренний праздник на литургиях покаяния, исповедания грехов и причащения святых господних тайн.

Общаясь с ним лично и слушая его проповеди не раз убеждался в правильном выборе православной философии риска, как ежедневной духовной страховке для нашего славянского человека. Апофеозом нашего общения было стих "Отец и чадо" поздравление отца Андрея с днем рождения в виде  подражания переписке А.С.Пушкина с метрополитом Филаретом:
А.С.Пушкин опубликовал в альманахе "Северные цветы"

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомнением взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

26 мая 1828

Ответ метрополита Филарета А.С.Пушкину

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Господа дана!
Не без цели Его тайной
На тоску осуждена!

Сам я своенравной властью
Зло из бездн земных воззвал
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй средь смутных дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум!

1929
Ответ А.С.Пушкина метрополиту Филарету

В часы забав иль праздной скуки
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда Твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь Ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
1830

Отец и чадо.
Переписка Отца Андрея и чада.
Подражание А.С.Пушкину и митрополиту Филарету.
Ко дню рождения Отца Андрея.

От лица духовного чада

Жжет напрасная  эпоха,
Жизнь в подарок не прими,
Наметь цель - рабу "успеха"
Все забудь, лишь к ней стремись.

Кто зашорил мне дорогу?
Кто взболтал кувшин страстей?
Кто налил мне злата в ноги?
И скомандовал быстрей!

Вот "успех" почти со мною,
Все в кредит, как не запить?
Уж не дружишь с головою,
В пору душу заложить.

Ответ Отца Андрея

Не случайная эпоха,
Не напрасные слова,
В них и сердца жизнь от Бога,
Ум светлеет в головах.

Сам избрал себе дорогу
Через шабаш всех страстей,
В петлю зла поставил ноги
И затягивал быстрей.

Обратись пред главным боем,
Испроси помощь в тиши,
Обретется вновь тобою
Светлый ум и Спас души!

Ответ Чада


В досужий час томясь от скуки
В безликой веренице дней
Заламывал я бесу руки
В безумном выходе страстей.

Но и тогда клавир бездушный
Помимо воли прерывал,
Когда Твой глас "На сон грядущий"*
Меня с экрана назидал.

А утром, с самой позарани
Елеем сердце обливал,
Когда в "С днем ангела"**, "На грани"***
Меня слезами умывал.

И в среду было вечерами,
Духовной манной окормлял,
Культурою делился с нами,
Смиренье кроткое вселял.

В нем на воскресной литургии:
Отец и Сын и Святой дух,
Отцы святые, Мать Мария,
Возделыватель кротких душ.

30.12.12.
* "На сон грядущий" на телеканале КРТ ежевечерняя авторская программа Андрея Ткачева
** "С днем ангела"на телеканале КРТ ежеутреняя авторская программа Андрея Ткачева
*** "На грани" на телеканале КРТ ежеутренняя авторская программа Андрея Ткачева
 http://www.andreytkachev.com/ - здесь вы можете познакомиться с этими программами протоиерея Андрея Ткачева

Самыми удивительными девушками в этом году стали  разбудившими во мне все лучшие чувства - две Надежды.
Одна из них Надюша - была студенткой я называл ее пиано-финансистом - она училась на финансах но здорово играла на рояле в ансамбле "Виртуозы университета". Это была  - двадцатилетняя, не высокого роста брюнетка, иногда цыганский или французский стиль в одежде, иногда  улыбчивая, иногда поднывающая. Мы с ней познакомились случайно, но подружились так серьезно.
Это было в один из воскресных дней. Я как обычно играл часа два три после обеда на рояле Эстония. И вот когда закончил и уходил домой услышал еще где-то далеко звуки рояля.
Я поднялся на второй этаж в песенную студию и встретил ее.

Мы познакомились да так быстро поняли души друг друга, что казалось дружили с пеленок.
Она меня тут же влюбила меня в себя своей детской трогательностью принцессы всех принцесс в мире. Я долго отходил от этого эйфоричного состояния. Я писал стихи, сочинял музыку в ее честь, дарил какие-то подарки, водил в ресторан на ужин и получал море удовольствия от общения с ней.

Когда на Гоголь-фест Надюша попросила  у меня денег 2000грн. Я без колебаний отдал ей карту с пин-кодом и кредитными деньгами. Она сняла 2500грн. и через неделю все вернула. Я приехал на последний день фестиваля и получил незабываемые впечатления. Там царила атмосфера праздника и творчества. Не даром Надюша кроме заработанной почти такой же суммы, получила новых друзей, своего парню Лешу и француза Лионеля, с которым вместе с его друзьями зависла на всю ночь.

Вторая Надя была полная противоположность Надюши. Она была блондинкой 24 лет, нашей выпускницей, очень стильной, с хитрыми глазами и обезораживающей улыбкой. Пару раз она работала в страховании  я приглашал на наш страховой клуб для встречи со студентами.

И вот как-то в декабре, в четверг, она позвонила и попросила полторы тысячи гривен до понедельника.
Я сказал, что у меня  к сожалению нет сейчас своих таких денег, но есть кредитные деньги банка на карточке. Мне было честно и лень и некогда идти и снимать деньги с карты, это была моя первая ошибка.Она  подошла, я дал ей карточку пин-код, как она и просила до понедельника. И сказал, что там есть лимит до 24000грн. Второй ошибкой - была наверно, фраза, что если бы нужно было бы 24000грн. под что-то важное нужное, надежное, то можно было взять и все 24000грн. Но сошлись мы на 1500грн. Смс-информирование о снятии средств с карточки у меня было отключено. После этого, я зашел, аж в субботу и увидел, что там снято не 1500 а 22500грн. Я начал звонить Наде, она не взяла трубку. Я позвонил Ярославу с которым она должна была встретиться и застраховать его машину и с комиссионных отдать мне мои 1500грн. Он сказал, что получил от нее смс  просьбой занять до понедельника 1500грн. но не откликнулся. Но давно у нее не страховал уже свою машину, страховал в другом месте.

Я позвонил в банк и заблокировал карту.
Через полчаса звонит мне Надя и просит разблокировать карту, чтобы снять еще 1500грн. и в понедельник она вернет все 24000грн. В беседе она сказала, что у нее счетчик и она если не отдаст деньги, то сильно пострадает. Я отказался разблокировать без встречи и объяснения причин такого снятия.   

Дальше последовали встречи с друзьями и их советы, как можно попытаться вернуть эти деньги. Вероятность через милицию составляла 50 на 50 и нужно было бы заплатить 50% суммы. Как верующий не лигитимные варианты, я конечно же не рассматривал. Пару раз мне удалось с ней поговорить по телефону. Она сказала, что осознала, что подвела, что сожалеет. 
После чего я решил оставить ее в покое и сам успокоился написав ей письмо.
Вот письмо, которое я отправил ей на прощание в контакте:

Добрый день Надежда! Я не знаю к сожалению вашей ситуации, не знаю причин, к ней приведшей. Я знаю только одно, что вы в душе очень  хороший, добрый человек, искренне хотел бы помочь, вам поменять что-то в себе,  в окружающих вас людях, в отношениях с ними, не изменив при этом себе.

Мы мало общались, и после  22 декабря я начал расспрашивать наших общих друзей и выяснил, что все об вас отзываются хорошо. Что вы участвовали в самодеятельности, были хорошим организатором, и это все подтверждают ваши фото в контакте.

Не люблю морализировать, и поэтому прошу простить, что как меня угораздило поделиться своими нудными мыслями, вдруг вы прочтете и подумаете, что в моем бреде, что-то есть стоящее...

В сущности, наша жизнь в финансовом мире, это управление долгами, кому-то мы должны и кто-то нам должен. Каждое утро читая среди многих любимых молитв - молитву Господню Отче наш, я как-то раньше не задумывался, что это прямой совет - когда я понял это, то сразу же вас простил.

Вы можете меня укорить и спросить, а чего тогда трезвонить и приглашать на встречу. Вы совершенно правы! я больше вас не побеспокою. Если у вас есть обязательства, а тем более, просроченные, их нужно попытаться реструктуризировать и начать зарабатывать качественные деньги и отдавать по плану.

Вы спросите меня почему качественные деньги так важны для меня и что это за такие качественные деньги. Это те деньги, которые получают наемные работники и предприниматели этично платя все налоги и отвечая по всем своим обязательствам.

Качественные деньги имеют свойство к духовному страхованию их владельца  в таких простых радостях нашей жизни, как здоровье свое и близких, крепкая многодетная счастливая семья, хорошие отношения с друзьями и партнерами, к такому человеку банкиры стоят в очереди, чтобы его обслужить, и все это потому, что его Бог благословляет.

В этом и заключается наша православная рискософия - иметь мужество для принятия того, что мы не можем изменить, силу для действия и влияния на то, что мы можем повлиять, изменить и мудрость  отличать одно от другого. 

Я также хотел вас искренне от души поблагодарить! ... вы спросите за что?... очень просто... я как бы спал, а вы меня разбудили, и дали мне заряд недюженной творческой энергии реализации различных проектов.
Один из них я даже мечтал с вами у меня есть с десяток смешных переделок (вы наверно не видели с частью из них я выступал на 105-летии  факультета) выступить вместе с вами на шоу Рассмеши комика и заработать 50000грн.

Другой проект с вашим участием можно было либо детектив, драму либо комедию, написать историю вашей и моей жизни как  рассказ, сценарий и снять малобюджетный фильм, где мы с вами исполняли бы главные роли...
 ... играли бы самих себя.  У меня уже в голове сложилось несколько версий сюжета. От Виталия я слышал, что у вас вроде бы болеет мама, я желаю вам чтобы она поскорей выздоровела.
На прощание хотел бы пожелать вам научиться держать слово. И конечно же благословения вам во всем!