Часть 4. Происшествие на Пруду

Виктор Мирошкин
Вероника вбежала в дом, миновав в  сенях пустые и полупустые бочки из-под капусты, грибов и огурцов.

- «Ба», ты где?

В ответ тихо тикали часы на стене. Она повернулась и выбежала из дома, снова не соблазнившись на запахи солений в сенях. Обычно так и тянуло прихватить огурчик по ходу. Прошла в огород, заглянула за второй сарай в дальнем углу участка. Нет никого. Только Тиран увязался, встревоженный метаниями девушки. Пёс в поддержку водил носом и приглядывался во все стороны, стараясь понять, что происходит.

- «Ба-а-а!» - Крикнула Вероника. Пёс негромко тявкнул.

- Да здесь я. – Со стороны ворот донёсся голос Клавдии Ивановны. – Меня что ли ищешь?

- Ну, да. – Тихо сказала себе под нос Вероника и, кивнув, пошла к воротам через огород мимо грядок.

Подошла к бабушке и, увидев, что та не одна, а с соседкой, которая стояла за воротами, замялась.

- Что-то хотела спросить? – Бабушка смотрела с улыбкой.

- Пошли на речку сходим. Посмотрим, как там Вовка. Может, искупаемся. – Предложила Вероника.

- Свет, а пошли с нами. – В свою очередь Клавдия Ивановна предложила Светлане, соседке, женщине за сорок, худощавой, лёгкой на подъём и словцо, матери троих детей, стоящей с ней рядом.

- Пошли. – Легко согласилась соседка. – Сашка присмотрит за «обалдуями». Так она называла иногда своих близнецов за их неуёмную энергию и желание всё время побороть друг друга. Сашка же  был старшим её сыном 22-ух лет. А близнецам было по 8. Сашка летом всегда был дома, заменял отца, который работал на стройках коттеджей в бригаде своих, деревенских.

- Берём всё, что нужно, девочки, и на пляж. Ага? – Кокетливо изогнувшись в потягивании, сказала Светлана и, дождавшись кивка Клавдии Ивановны, добавила - Я скоро подойду. Ждите.

- Непременно, непременно. – Поддержала шутливый тон Клавдия Ивановна, обняв и увлекая Веронику в дом. А Светлана зашагала к своему дому, напротив, через улицу и холмик.
Баба Клава была на вид лет 47, хотя на самом деле ей было 56. Фигура хорошая, почти девичья и она «не тормозила», как многие её сверстницы. В общем, весёлая, энергичная пенсионерка.

Собрались быстро.

- Иваныч, мы ушли. – Крикнула Клавдия Ивановна деду в сарае.

- Давайте. – Ответил сарай.

Через 15 минут троица уже бодро шла по тропинке к речке, молча смотря по сторонам. Вдоль тропинки росло не понятно, что. Разнотравье полное. Вперемежку с рожью, овсом, травой и еще чем-то попадался горох. Это раньше было колхозным полем. В основном на нём тогда сеяли горох. Теперь ничего не сеяли.

- Если там много народа, я, наверное, купаться не буду. – Сказала Клавдия Ивановна.

- Посмотрим. – Немного подумав, сказала Вероника. Светлана шла молча впереди.
Неожиданно, они увидели, что им навстречу от леска, который прятал в себе речку, идут Вовка и Коля. Мальчики заметили их издалека и оба взмахнули руками, приветствуя. Через некоторое время компании встретились и все встали кружком, переглядываясь между собой.

- «Здрасти». – Неожиданно сказал Вовка, а за ним повторил и Коля.

- Здравствуйте. – Чётко выговорила «баба Клава», а Светлана за ней почти одновременно и почти также чётко.

- Привет – Кивнула Вероника. - Вы что? Уже всё? Чего так быстро? А мы к вам.

- Да нет уже настроения. – Сказал Коля и тут же слегка рукой подтолкнул друга, увидев недоумение на лицах. – Вовка, расскажи. Ты ведь лучше знаешь.

- Ну… Мы… То есть, я убил там какую-то змею. Или что-то типа змеи. Я не знаю, что это было. Колян тоже не знает.

- Она что, укусила? – Не на шутку перепугалась Клавдия Ивановна.

- Нет. – Сразу ответил Вовка. – Страшная уж очень… была.

Коля подхватил, сморщив лицо:

- Вообще, не понятно, что это такое… за зверь… Вовка еще раскалашматил ее до неузнаваемости. Я когда увидел…, там почти всмятку. Гадость какая-то. Она там, на пляже осталась. Купаться как-то не по себе уже, мы и пошли домой.

Пауза. Стрекотали кузнечики. Пролетали отдельные жужжалки.

- Пошли хоть покажете, что это было и где смотреть. – Сказала Светлана. – А то будем искать … незнамо, что, незнамо, где.

Все пошли цепочкой к пруду. Пруд был сделан местными давным-давно. Это была просто запруда маленькой речки с помощью упавших прибрежных деревьев и больших камней. Пруд был не глубокий, но на противоположном обрывистом берегу, заросшем высокой травой, имел ямки до двух и даже более двух метров глубиной. Ширина пруда была не более 30 метров поперёк речки. Форма пруда слегка вытянута в виде овала. Со стороны деревни была отмель, покрытая песком. Пляж, который никто никогда не засорял. Даже пьяницы местные не оставляли здесь ничего после себя. Что было само по себе удивительно. Весной речка была шире и пляж затопляло. Когда высокая вода отступала и обнажала отмель, то песок оказывался чист, как будто никто здесь не бывал.

Компания прошла через лесок, мимо кустов и вышла на пляж, который был едва ли не шире самого пруда. Песок был желтоватый. Шло тепло от земли. Никого не было. Все, кто был обут, немедленно разулись. Песок притягивал пройтись по нему босиком.

- Вон там – Указал рукой Вовка. Но все и так заметили одиноко торчащую из песка короткую палку недалеко от воды. Больше ничего в глаза не бросалось. Подошли.
 Что такое было в песке замешано - понять было невозможно. Коля вытащил палку и ковырнул, пытаясь перевернуть. Ничего не прояснилось.

- Я уже пытался рассмотреть, – сказал Коля – ничего не понятно - где голова, где зад.  «Вов», давай расскажи, что мне рассказал.
Вовка с готовность затараторил:

- Ну, купаемся мы, значит… Вернее Коля со мной на берегу сидел, а потом поплыл к другому берегу и стал цепляться там за ветки, за траву. Ну, вы видите, как там обрывисто. Хотел вылезти.  Залез всё же на откос и сидел там. Я у берега лежал в воде. Потом к нему поплыл.

- Ты нам весь процесс купания решил пересказать. – Перебила Вероника.

- Не, не, а то не понятно будет, чего я эту убил. – Сказал Вовка и оглядел всех по очереди.

- И… - Светлана произнесла, протянув приглашающе руку к Вовке.

- Плыву я, значит, и, вдруг, передо мной это. – Продолжил Вовка. – Не понял, откуда взялось. То ли всплыла передо мной, то ли упала сверху. Я тогда почти к другому берегу подплывал. Сначала даже не испугался. Просто интересно стало, что это такое. Я смотрел на неё, и она, вдруг, поплыла на меня. Как палочка с глазками.

- Как змейка? – Спросила бабушка.

- Нет. Как … толстая веточка.
Вовка посмотрел на то, что осталось от существа, и продолжил:

- Ну, я от неё. Она за мной. Я быстрее. Ужас какой-то. Выхожу на берег, Эта штука на берег за мной. И бежит ко мне.

- Как бежит? – Удивилась первая Вероника. Все тоже обратили на это «бежит» внимание.

- Она была, как палка на тонких ножках. Толстенькая гусеница такая, с два пальца… толщиной. – Вовка протянул свои сложенные два пальца на показ.

- Как мой большой палец? – Протянула навстречу вовкиной руке свою руку баба Клава большим пальцем вверх.

- Да. Почти… или чуть  толще. – Подтвердил Вовка, взглянув на руку бабушки.
А длина какая? – Продолжила «допрос» бабушка.

Вовка развел ладони на ширину чуть менее своих плеч и произнёс:

- Во!

- Ты мне меньше показывал. – Сказал Коля удивлённо.

- Ну, я примерно. – Исправился Вовка и уменьшил показываемый размер.

- Сантиметров 20. По останкам не больше. – Констатировала Светлана. Никто не возразил. Вовка кивнул.

- Давай дальше. – Поторопила Вовку Вероника.

- Я отошёл на шаг, она ко мне, я в сторону, она ко мне. Я отбежал к лесу, взял палку и вернулся. Эта штука на месте. Я её палкой хотел обратно в речку кинуть, подцепить и кинуть. А у меня прям такая… - Вовка подбирал слово, и сказал неожиданно по-взрослому. -  Нервозность. Никак не подцеплю. А она по палке вдруг побежала вверх. Я бросил палку. Она соскочила. Я схватил палку и давай её дубасить. Не знаю, почему. Пока она шевелиться не перестала, и получилось, что замесил совсем её в песке. Тут и Колька подошёл.

- А я смотрю всё это время и не пойму, чего это Вовка делает. Мне ж не видно издалека эту змею. Вовка чего-то бегает по берегу. Потом вижу, что он палкой колошматит по песку, я кричу ему – «Ты чего там?». Он молчит, увлёкся. Поплыл к нему.  Пока подошёл – он уже всё сделал. Он даже ни звука не издал за всё это время. Хоть бы позвал меня. Ты чего не позвал? – Спросил Коля Вовку.

- Не знаю…

- Не знаю. – Передразнил Коля и подтрунил. – Эх, ты, убийца животных.

- Я не убийца, я с испугу. – Обиделся Вовка.
Бабушка подала голос:
- Ладно, Хватит. Ничего страшного не произошло. Урок будет. Надо предусматривать встречу на Природе. Коль, а ты старше и житель местный. Мог бы предупредить, что всякое может плавать. У нас тут и гадюки водятся. Хотя, я ж тебе говорила, Вов? Когда приехали. Не плавают, правда. Хотя не знаю. Чего только не бывает. – «Баба Клава» пару секунд подумала и продолжила. – А палку, как метку воткнули? Могли просто закопать в леске или в кусты перенести.

- Так мы хотели позвать, показать. Вдруг опасное что-то завелось тут.

- Это верное решение. – Согласилась солидно бабушка. - Что делать будем?

- Давайте деду отнесём, покажем. – Предложила Вероника.

- Я не понесу. – Поторопился отказаться Вовка.

- Я бы тоже не хотел. – Сказал Коля.
Мальчики посмотрели на Веронику. Та просто подняла руки, протестуя, и сморщила лицо, выражая ужас.

- Ладно. Я отнесу. Мне не страшно, но очень интересно, что это. Надо лист какой-нибудь найти. – Сказала Светлана и неожиданно добавила. – Будем изучать родную Природу, как завещал… э… великий Дарвин.

Все улыбнулись.

Листья лопуха подошли как раз. Зачерпнув вместе с песком содержимое, уложили всё это на эти листья и прикрыли сверху ещё листом. Светлана понесла это вещественное доказательство на вытянутых руках, одна рука снизу, другая сверху. Оказалось, что это ужасно противно, и Светлана теперь сама удивлялась, зачем она вызвалась на это дурацкое дело.

- Искупались, называется… - Где-то на полпути произнесла Светлана. Она шла впереди. В ответ тишина. Она остановилась и оглянулась. Все улыбались.

- Будете смеяться, выброшу. – Сказала она.

- Не …, просто у меня лицо такое. – Попыталась сделать лицо серьёзным шедшая первой Клавдия Ивановна. Но ей это не удалось, и она еще шире заулыбалась. Извиняясь, она слегка развела руки в стороны.

- Траурная процессия, Ё-моё. – С серьёзным видом сказала Светлана. И тогда все грохнули смехом. И Светлана тоже. Так смеялись с минуту, глядя, как Светлана то вытягивает руки, отодвигая от себя ношу, брезгливо отвернувшись, то снова посмотрит на пучок листьев в руках и сморщится.

- Фу, какая гадость, эта Ваша заливная рыба. – Произнесла, наконец, Светлана и двинулась дальше. – Знатное угощение для незваных гостей.
Все, продолжая смеяться, двинулись за ней. Постепенно похахатывание утихло. Шли молча.
Вскоре пришли, и секрет, скрытый в лопуховых листьях, теперь лежал на тропинке около ворот. Вероника сходила за дедом, не сказав, зачем зовут. Просто попросила выйти за ворота. Дед вышел, заинтригованный непонятным поведением внучки.

- Зачем звали? – Глядя на компанию, спросил он.

- Давай, Вова, покажи, что принесли. – Сказала бабушка.

- Вовка огляделся вокруг и поднял старую, сухую веточку. Поковырял верхний лист. Он не поддавался. Веточка сломалась. Вовка брезгливо, двумя пальчиками за краешек дёрнул лист в сторону. Лист порвался, и отлетел только оторванный кусочек листа.

- А-а-а! – Простонал Вовка, потеряв терпение и, взяв за середину листа, снял его и положил рядом. – Вот.

- Что это? – Спросил дед.

- Сами не знаем. Тебя хотели спросить. – Сказала бабушка. – Вовка в пруду поймал. Вернее оно его.

- Как это? – Удивился дед.

- Давай Вов, расскажи. – Положив руку на плечо внуку, произнесла баба Клава. Вовка всё снова рассказал.

- Понятно. – Сказал дед. – Я что, экспертиза на дому, что ли? Я не местный. Светлана и то больше знает про фауну и флору здесь.

- Я такого не видела. – Отозвалась Светлана. – Да и трудно понять по виду. А змей на ножках, кроме ящериц, не знаю. Может ящерица? Или гигантская гусеница?
Вовка поспешил отвергнуть предположение:

- Не ящерица, ящериц я знаю. Они бегают быстро. А эта, как в замедленном кино, мне это… меня это и пугало. Гусениц, наверное, таких не бывает.

- Ну, если никто не знает, предлагаю похоронить артефакт с почестями. Не бросать же здесь. Я сделаю или смелее меня есть? – Дед покосился на Вовку, потом на Колю. Те не решались и дед Матвей констатировал. – Мужиков нет. Ясно.

- Сделаем. – Нехотя сказал задетый за живое Коля. Он считал себя уже мужиком. – Вовка, притащи лопату.

С готовностью, как будто ждал, Вовка убежал в сарай. Дед ушёл за ним.

- Я пойду? Купание отменяем? – Полуспрашивая, сказала Светлана.

- Нет. Сейчас пойдём, если не против. – Сказала Клавдия Ивановна. – Вероника, ты как?

- Я за. – Сказала та. И они снова двинулись к реке, оставив Колю у ворот. Подбежал Вовка с лопатой.

-Эй, похоронная команда, мы на речке будем. Догоняйте, если что. – Издали обернувшись к ребятам, крикнула Вероника. Те только мотнули головой отрицательно.

Перенеся на лопате останки к кусту на углу забора со стороны улицы, Коля выкопал небольшую ямку и сбросил в неё на лопате листья с содержимым. Закопал.

- Прости, змея, что не понял, чего ты хочешь и погубил тебя зазря. -  К удивлению Коли, произнёс громко Вовка.

- Ты чего? – Коля уставился на Вовку.

- Дед говорил, что нельзя просто так убивать, а если нечаянно, с испугу или защищаясь, то нельзя не просить прощения за это. Даже, если убил по-любому правильно и ты прав. В общем, всегда проси простить за то, что отнял. А ещё лучше объяснить причину при этом. Зачем ты это сделал.

- А если не попросить прощения?

- Тогда карма... Скорее всего, привяжет труп к тебе. И будешь ты ему служить верой и правдой. Сниться тебе будет. Являться в темноте. У-у-у! – Протянув руки к Коле, Вовка, набычившись и сделав страшное лицо, медленно стал наступать, еле передвигая ноги.

- Ну, ты даёшь. Я тебя старше на 4 года, а не слышал такого. – Сказал Колька, ничуть, конечно, не испугавшись вовкиного преображения в киношного зомби, но слова друга привели его в безпокойство.

- Это не я, а дед так говорит. – Снова принял нормальный вид Вовка. – Он так говорит, что не верить невозможно. Я не могу в точности повторить. Сам спроси его.

- Сейчас что ли?

- Да хоть сейчас. Он всегда отвечает, если спрашивают.

- Ну, пошли, интересно.
Они зашли к деду в сарай.

- Сегодня у меня день свиданий вместо работы. – Оглянулся на них дед, оторвавшись от стола-верстака. На столе лежала заготовка из пня. – Рассказывайте.

- Дед, это ты расскажи Коле, что делать убийце после убийства. – Сказал Вовка.

- Ну, ты сказанул. Это по поводу чуда в лопухах? А, в общем, ты же сам знаешь.

- У тебя лучше получается.

- Ну ладно. Во-первых, по большому счёту, нет смысла убивать. Надо останавливать, а не убивать. Не умеющий останавливать применяет последнее средство – уничтожение. Это слабость его. Это понятно? – Спросил дед Матвей.

- Вроде. – Сказал Колька не уверенно.

- Вижу, что не понятно. Сила человека всегда в том, что он контролирует себя и всё вокруг…, как можно шире вокруг себя. Чем шире – тем, считай, человек сильнее. Умение гнуть подкову – еще не сила. Такой трюкач-силач может глупо простудиться и умереть или споткнуться и сильно ушибиться, быть неловким, к примеру. Человек слаб, если он при физической силе не обладает силой предвиденья, силой владения своими эмоциями, силой Духа, силой воли, тренированным умом, знаниями, друзьями, семьёй и т.д. вплоть до принадлежности к общине, к стране, к войску. – Дед Матвей сделал паузу и посмотрел на Кольку. Тот кивнул. Дед продолжил:

-  Нет силы, значит, есть слабость. Слабость характера, слабость тела, слабость до всего привлекающего внимание. Например, любитель поесть. – Снова пауза.

- А при чём здесь убивать – не убивать? – Неуверенно спросил Колька. Вовка, довольный, улыбался – он уже слышал это.

Дед Матвей продолжил, как будто не слышал колькиного замечания:

- Действительно сильный человек побеждает до сражения. Так говорит мудрость. Т.е. обладая знаниями о событии, это событие можно подготовить и провести в свою пользу. И агрессор даже с удовольствием отступит, поняв твою силу заранее и посчитав, что сам по себе догадался о своем поражении заранее. В неприятном сегодняшнем событии виноваты и вы и я. Все проявили слабость предвиденья и слабость знания. Согласны?

- Да. – Хором ответили мальчики.

- Погубили живое существо. Если бы знали, кто это, если бы приготовились к отражению атаки…

- Да-а-а… - Снова хором протянули ребята.

- Но, уж если так произошло, то надо просить прощения у Души, которая пострадала. Чтобы простила. Простить – значит упростить ситуацию. Не будет узелка для памяти во времени, который придется развязывать. Карма не будет отягощена.

- Я же говорил, что карма это … для кармы… против кармы… - Вставил, было, обрадованно Вовка, но запутался и замолчал.

- Стоит надеяться, что на карме не отметится это неприятное событие, как долг. В нашем случае. Для полной уверенности нужно знать решение пострадавшей стороны.

- А как узнать? – Спросил Колька.

- Никак. – Ответил дед Матвей. – Живи и спрашивай себя – всё ли ты сделал, чтобы понять произошедшее. Сам и поймешь, почувствуешь облегчение. И замаливай грех. В смысле, делай его меньше, малым, умаляй-замаливай. Понятно? Интересная игра слов, не правда ли?

Мальчики молча смотрели на деда. Умные речи деда Матвея не так быстро доходили до их сознания. Первым очнулся Коля.

- Да. Прости меня, червяк-змея-ящерица, что не думал тебя встретить и другу не смог объяснить, погубился ты ни про что, и понял я, что незнающим быть опасно. Буду тебя помнить, как урок. – Серьёзно сказал Колька и, глядя на деда Матвея, спросил. – Я так сказал?

- Так. – Сказал Матвей Иванович. – Что собираетесь делать?

- Я есть хочу. – Сказал Вовка.

- Коль, хочешь борщ? – Спросил дед. – Чувствую, что хочешь. Вов, приглашай друга на обед. Мы уже давно пообедали. Предки с нами уже тоже. Не добавляй им. Лампадку не трогай.

- Пошли, старший в племени учащихся. – Сказал Вовка, указывая рукой путь в избу, шутливо выказывая уважение Кольке.

- Слушаю и повинуюсь, о, Волька ибн Вова. – Переиначил цитату из фильма Колька. Этот фильм он любил. – Веди меня.

- И я пошёл. Кажись, теперь есть время уединиться. – Сказал дед и шутливо изобразил топтанием на месте свой, якобы, уход из сарая, подражая шагам уходящих мальчиков.

Дед Матвей задумался.. Летний день долог. До чаепития было еще далеко.

- Вы уж там без шоковой терапии … - Произнёс тихонько дед кому-то, взглянув вверх. – Мы ж не спим уже ...

В сарай заглянул пёс и тихо тявкнул, обозначив присутствие и прося остаться.

- Иди, сторожи. - Ответил дед, не оборачиваясь. Тиран вышел и побежал вдоль изгороди.
«Что же это было?» - Подумал Матвей и прислушался к себе. На ум пришло – «личинка».
«Такая большая?» - Продолжил он и получил ответ – «Бывают и такие».
«Неужели?» - Сомнение его было приемлемо, и ответ был таким: «У страха глаза велики. Может и меньше была». 

Матвей усмехнулся. Этот скрытый диалог забавлял его.

«Чья личинка?» - Настаивал он на подробностях и получил в ответ неясный образ мотылька. Он понял, что ответа другого не будет и решил потом сам разузнать. Внимание Матвея перешло на пень, и он попытался понять, что сам пень хочет, во что он готов превратиться. Пень «молчал».

«Ладно, не к спеху» - Решил Матвей и взял с полки недоделанную фигурку медведя, мысленно поздоровался. – «Привет, дорогой. Ждёшь? Потрудимся с тобой». Он взял резцы в фабричной упаковке и, выйдя из сарая, присел на лавке рядом с входом.
Солнце приятно грело. Настроение было доброе. Что ещё надо творцу?


А дальше было вот, что - http://www.proza.ru/2013/01/19/1115