Лай

Дмитрий Аверенков
Может, это мне приснилось ? Зима. Собаки. Черное на белом снегу.
Да нет, всё было, было со мной, давно, в армии.

Всё случилось после того, как меня высадили с грузовика посреди степи.
Что-то я должен был сделать… Ну да, отвезти конверт. Был такой серый большой конверт – кажется, даже с сургучной печатью – который надо было отдать командиру Второго дивизиона, того, что стоял на сопках, посреди степи, километрах в двадцати от Первого.  Это был попутный грузовик, он вёз караульных.  «Здесь по степи прямо -прямо,  вот между этих двух сопок, потом увидишь вон там справа  – вооон там он и есть, Второй дивизион. Тут недалеко, ничего, пробежишься- согреешься» (или что-то вроде того);  я перевалился через борт грузовика и спрыгнул вниз.  А конверт я положил за пазуху, под шинель,– нижний его край упирался в ремень и конверт держался. К тому же бумага греет.

Машины уже не было и я стоял один посреди белой степи.  Дело было, кажется, в ноябре, ну да, в ноябре, темнело рано.  Я пошел в том направлении, что указал мне  (кто ? не помню уже, все стерлось) - только помню, что было холодно.  Была белая степь, тонкий хрустящий снег, наст, кое-где из снега торчали черные прутья, мертвая трава.  Никаких сопок – справа или слева – я различить не мог, до горизонта все было белым, и горизонт сливался с небом. Но я шел, быстрым шагом – чтобы согреться – потому что было холодно, холодно. Из звуков был только шум ветра и мои шаги, хрум – хрум - хрум по насту.  Я не помню, сколько я шел. Полчаса, час ? Часов у меня не было, вернее были старые, но деды отобрали.
Наконец я увидел  – не впереди, а где-то сбоку, справа, за сопкой -  будто темную кромку. Наверное, забрал в сторону, подумал я - потому что это мог быть только Второй дивизион.  Вот он, ура, наконец-то.  И я повернул туда, пошел к этим… строениям. Строениям, да – это явно были то ли склады, то ли бараки. Низкие темные дома.
Или не дома. Потому что у домов должны быть окна, а тут окон не было. И не было никаких следов жизни - ни звука, ни огонька.  Кажется, это склад, подумал я. Ну да, склад. Склад дивизиона.  Странно, что нет ни ворот, ни колючей проволоки.  Прямо посреди степи склад.

Соображал я медленно – недоедание и недосыпание сказывались, к тому же холод мешал думать.  Всё,  сейчас меня встретят люди, караул, еще кто-нибудь, отведут туда где тепло и я отдам письмо.  Так я думал, когда шел по улице.  Или как это назвать…  Ну да, по улице. Эти бараки – или склады – образовывали улицы,  вбок от них отходили переулки, только не было нигде ни табличек, ни указателей –   темные деревянные глухие стены.  И  окон не было – все дома, наверное, выходили окнами внутрь, во дворы, что ли, а на улицу смотрели только запертые двери.  Низкие квадратные двери, железные двери, высокие, в человеческий рост двери, просмоленные деревянные двери – двери не то ворота -  и все они были заперты, все до одной.  Замки, засовы, задвижки, цепи все были старые, ржавые.  Многие замки были закрашены,  причем закрашены давно, вместе с дверями и с петлями  – они были все в наплывах многолетней краски не то дегтя. 

Эти двери никто не открывал, вдруг подумал я.

Так я шел долго, улица все не кончалась, и я свернул влево, на другую улицу.  Точно такую же.  Темнело. Я слышал только хрум – хрум - хрум моих шагов, под ногами был выровненный ветром наст – ни тропинки, ни следов. Потом я опять свернул. Опять глухие стены, запертые ворота.  Я остановился…
Это не Второй дивизион, подумал я. И это не склад.
Это черт знает что такое, но это не Второй дивизион.

И тут…
Тут я услышал, как залаяла собака. Где-то далеко, в глубине дворов.  Как-то не так…  Лаяла она как-то не так, неестественно.  Лай повторялся, как заезженная пластинка, через равные интервалы:  «Р-рафф, р-рафф, р-рафф…»  «Р-рафф  р-рафф р-рафф»...  Я пошел быстрее.  За первой залаяла вторая собака – тоже где-то далеко, во дворах.  К ним присоединилась третья – она была ближе.  Потом еще одна… И еще.  Ближе и ближе.  Я шел, шел быстрым шагом,  потом – уже бежал вдоль темных домов, а лай все нарастал.  Я бежал, а лай катился за мной, переходил в многоголосый, гремящий  механический хор.   «Уходи, уходи, уходи,  -  крутилось у меня в голове –  чья-то чужая мысль это была,  не моя -  уходи,  тебя тут сожрут» -  и уже не помню как, после очередного поворота передо мной вдруг открылась белая степь, темное небо – я вырвался.  Потом я бежал уже по степи, долго, пока лай не смолк вдали.
Вот.

Я опять был один среди степи, будто ничего и не произошло.  Только темно уже было.  Но я увидел, что стою на колее, на укатанной колее, это была автодорога, «зимник».  По ней я и пошел…  Главное, думал я – не потерять колею, когда будет совсем темно.   Потом был свет фар – меня чуть не сбила машина.  Это был  «Урал» со Второго дивизиона,  который отправили  за мной.
Никто в машине не знал ни о каком складе, или городе, или деревне посреди степи. Включая водителя, мужика из местных.  «До первого дивизиона километров двадцать по зимнику. И всё. Дальше - пустая степь до самой Беи».
Так что я никому потом и не рассказывал.

Только не зимой, нет, не надо, только не зимой.
Зима – это собаки.