21. Все выступают на конференциях, а я нет

Михаил Самуилович Качан
На снимке мо "научный руководитель" первых лет Эдуард Иванович Григолюк

15-18 мая в Новосибирске состоялось Всесоюзное совещание по теории расчетов на ползучесть и длительную прочность. Оно было организовано отделом прочности Института гидродинамики. Доклады от Института представили: мои товарищи и коллеги: из лаборатории Владимира Семеновича Наместникова – Сережа Милейко, из группы Олега Соснина – Надежда Вилесова и Алексей Хвостунков, а также Николай Иванович. Малинин и Гена Брызгалин.

Я не занимался ни ползучестью, ни длительной прочностью, так что это совещание прошло мимо меня.

У меня, по-прежнему, не было научного руководителя, Потому что член-корреспондента Григолюка считать им было нельзя.

Я никогда ничего не знал ни о семинарах, ни о предстоящих конференциях. Никогда Григолюк не предлагал мне подготовить доклад, выступить на семинаре или конференции, хотя поток статей ко мне из РЖ «Механика», требующих рефератов, не иссякал. В почте попадались и авторефераты кандидатских диссертаций, на которые я писал отзывы. Григолюк их подписывал, практически ничего не изменяя.

Только к этому и сводилось его "научное руководство". Я уже даже и переживать перестал по этому поводу.

Уже тогда я догадывался, что область его интересов весьма далека от того, чем ему приходилось заниматься в институте гидродинамики и за что он получил звание член-корреспондента АН СССР.

вот, что пишет о нём Глезер Л.А. («Записки букиниста». Издательство «Книга», М. 1989):

Ученый, библиофил.

"…Знакомство с Эдуардом Ивановичем Григолюком произошло в 1957 году,- когда я перешел на работу в «Пушкинскую лавку». Эдуард Иванович жил в том же доме, в котором находился наш магазин, и потому частенько нас посещал. Он собрал значительную библиотеку по своей специальности (механика и математика) и начал делать робкие шаги в создании общеобразовательной библиотеки – появились собрания сочинений русских и иностранных писателей.

Когда в доме стало тесно, в один из дней (а к этому времени Григолюк уже был крупным специалистом в своей области) он ликвидировал часть библиотеки специальной литературы, оставив лишь самое необходимое. Свободные места опустошенных полок постепенно заполнялись интереснейшим изданиями. В этом помощь ему оказывал и я, давая консультации.

В дальнейшем Эдуарду Ивановичу помогали в комплектовании библиотеки московские букинисты Александр Иванович Фадеев и Борис Израилевич Молокошер. Большую помощь оказывал также замечательный ленинградский букинист Иван Сергеевич Наумов.

В последние годы все труднее стало чем-либо соблазнить Эдуарда Ивановича. Обычно следовал ответ: «Это у меня уже есть». Предмет его собирательства довольно широк – первые и прижизненные издания русских поэтов и писателей XVIII и XIX веков – Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова и др., альманахи XVIII и XIX веков, Особенно широко были представлены двадцатые годы нашего века.

Думаю, что член-корреспондент АН СССР, профессор Эдуард Иванович Григолюк является владельцем одной из самых интересных библиотек Москвы".

Эдуард Иванович Григолюк родился в 1923 г., а скончался в 2005.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/20/654]