Белые начинают и...

Ирина Шульц
       Работа автора: пластик, кора дерева, семена болгарского перца.



  Тётя Росинка кидает зары*...Пяндж-се, называет она на фарси выпавшие цифры. Неплохо для начала.
Пять-три, повторяю мысленно по русски.
Мы играем в короткие нарды в саду у тёти Росинки.
Игра  всегда начинается со стандартного хода, диктуемого выпавшими цифрами зар.
Следующий ход мой: шеш-ек, озвучивает тётя Росинка.
Шесть-один - тоже хорошее начало ойна**.
В нардах сочетается  скорость, необходимость думать и определенная доля везения.
 

 Дни в Краснодаре проходили интересно, совсем не так как дома, в Ереване.
Утром я покупала хлеб и сметану: ах, какая была здесь разливная сметана- ложка не тонула! Гуляла по городу, вернувшись, шла в сад (Мама! Смотри! Живое яблоко! восхитилась я, в первый день приезда). Потом вместе готовили обед, поливали деревья, кусты, огурцы, помидоры, зелень.
Я собирала малину, туту, алычу и с нетерпением ожидала  наступления вечера.
Мама читает, мы с тетей Росинкой играем в нарды  до часу, а то и до двух ночи.
Кто первый наберет десять очков.
Играем весело, азартно, доброжелательно!

 Я  так и не запомнила названия цифр на фарси: се-ек, дубара, шеш-беш, ду-ек...
Иногда эти названия всплывают, и тогда я вновь вспоминаю  тетю Росинку и счастливое время.




  Много лет спустя, случай свел меня с Натальей.
У нас были всего два общих увлечения:  лес и нарды.
Иногда я шла к ней в гости, иногда она приходила к нам на весь день, мы вместе готовили что-нибудь вкусное (надо же было порадовать мужа) обедали, составляли ему компанию в решении кроссвордов, а затем, удаляясь на балкон, закрывали дверь, чтобы не был  слышал стук зар о доску.
Он никогда не любил нарды и не понимал моего увлечения ими.
Хотя в Армении принято, что в нарды играют мужчины.
Мне всегда нравился сам процесс игры и мало волновало в чью пользу счет. Моя партнерша, проигрывая, с трудом скрывала раздражение.



 В семью Ромы мы приходили всего несколько раз в году. И только через несколько  лет случайно выяснили, что оба любим играть в нарды. Играть с Ромой было приятно, он был хороший игрок и без духа соперничества. Он  получал удовольствие от игры, мог посоветовать хороший ход и принимал мои подсказки.

 

Остались в далеком прошлом чудные вечера с тетей Росинкой.
С Натальей наши дороги разошлись.
Несколько лет назад,  ушел из жизни Рома.


 В нарды я продолжаю играть, но теперь -с компьютером,
установив себе и короткие и длинные нарды.
Никакого сравнения от игры вживую, но это хороший способ отвлечься от разных дум.


 Впервые  обнаружила, что компьютер умеет жульничать!
Цель игры - переведя все свои шашки -"камни" в свой дом, снять их с доски.
Тот, кто первый снял все шашки, выигрывает партию.
Если выигравший успеет сделать полный круг своими шашками – и «выбросить» их из «своего дома», а его противник не успеет выбросить ни одной- такой финал считается "марсом".

"Новому игроку"-то бишь мне, всегда предоставляется первый ход. 
Выпадает "шесть-шесть". Делаю ход и неожиданно одна из шашек исчезает. Вместо пятнадцати, их у меня оказалось четырнадцать.
Выстроив шашки на своем поле, начала выкидывать, в то время как компьютер еще не закончил свои перетаскивать.
Последнюю, четырнадцатую шашку я выкинула.
А компьютер продолжает играть!
Зары  выпадают обоим игрокам по очереди. Наконец игра закончилась.
Появилась надпись: "Черные выиграли!"
 


*- Игральные кости; кубики
**- одна игра