Осеннее

Черных Людмила
Угадаю тебя по шороху
листьев, ветром осенним сброшенных.
Угадаю по одиночеству,
в дом вошедшему гостем непрошенным.
По тому, как дождинки-плаксы
заставляют их жалобы слушать,
Превращаясь из чистых капель
в необъятные грязные лужи.
Угадаю тебя по травам,
чуть подсохшим, дурманно – пряным.
По разгульным, хмельным закатам,
краплаком напоенных пьяным.
Угадаю тебя по вздоху,
обронённому вдруг случайно.
По тягучему крику птичьему,
что с небес опустился печально.
Угадаю тебя по грусти,
потихоньку присевшей рядышком.
И по липкому соку сливы,
перезревшей до самого ядрышка.
По мотивам протяжно- жалобным,
распеваемым на три голоса.
По серебряным паутинкам,
что вплелись сединою в волосы.
Угадаю по боли тоненькой,
оплетающей душу ниточкой.
И по листикам акварельным,
разукрашенным мягкой кисточкой.
Угадаю тебя по воздуху -
утро первым морозцем схвачено.
Угадаю по сожалению-
все, что было - давно утрачено.
И уже не тревожит прошлое,
вспоминаю о нем все реже я.
Угадаю тебя по возрасту,
осень поздняя, неизбежная.
 
Стихотворение -  Серебряный лауреат национальной литературной премии "Золотое перо Руси" 2007 года.

***

О чём моя осень?.. О лете прошедшем,
О запахе жалобном смятой травинки,
О взмахе свободном любви сумасшедшей
Мне жизнь раскроившей на две половинки.
О счастье – несчастье… ах, эти качели!
На них не качались, казалось, – летели.

Чем пахнет она, моя грустная осень?
Сквозь смешанный запах листвы, анемонов,
Сопревшей травы, перезревших колосьев
Мне чудится запах весенних пионов.
И кажется снова я в радостном детстве…
Сквозь осень в него забрела, чтоб согреться.

Зачем моя осень? О счастье напомнить,
О том, как когда-то дружила с ветрами,
Летала… и прошлое в будущем полнит
Мне ночи волшебными, лёгкими снами.
Зачем моя осень?! Любима? Любима…
Но так неожиданно неотвратима…

***

Вот и всё…под ногами чуть слышно шуршит,
Грустный шёпот под стать настроенью.
Я иду под дождём, запах мокрой листвы
Подгорчил терпкий воздух осенний.
 
У деревьев печальный, измученный вид,
Видно, жаль им нарядности бывшей.
Скоро первый мороз поразвесит на них
Бахрому из слезинок застывших.
 
Бал окончен осенний, и сброшен наряд.
Снова осень скорбит старой девой.
Быстро время проходит, в котором она
Золотою царит королевой.
 
Будет ветер тянуть заунывный мотив,
И душа грустных песен запросит.
Вот и всё… я иду под дождём, проводив
В своей жизни ещё одну осень.

***

Тучи клубятся, вид хмур их и грозен.
Ветер без устали дворики чистит.
В позднее лето и раннюю осень,
Кружатся, падают, сыплются листья.
Утро туманное краски жалеет,
Облаком белым на землю спустившись.
Еле заметной полоской алеет
Солнце,со снами еще не простившись.
Свечки берёз, в жёлтом пламени белы,
Машут кудрями легко и игриво.
Будто наивные юные девы,
Заголосили плакучие ивы.
Запричитали, что вновь не сложилось,
Ветер им косы не плел, а запутал.
В стылой воде нагота отразилась,
Напоминаньем о лете распутном.
Счастье опять обернулось бедою.
Ветер осенний – холодный и резкий.
А по весне, по над самой водою,
Встанет ивняк безотцовщиной дерзкой.


***

Налетев, ветер в кронах блуждая, пропел вокализ
И умчался опять, торопясь, позабыв попрощаться.
Только жёлтый листок, опустившись бочком на карниз,
Продолжал еще долго дрожать и печально качаться.
Одолела осеннее солнце тяжёлая лень,
Надоело ему подниматься и вновь опускаться,
И решив сократить ещё длинный по–летнему день,
Застревать стало в облаке чаще и там отсыпаться.
У деревьев бесстыдный опять карнавал в стиле «ню»,
Даже старые сливы свои обнажили коряги.
Вслед пропавшему ветру подвыли цепные дворняги
Безотрадную и заунывную песню свою.
Облаков белизну на наряды себе растащив,
Птицы строят углы и таранят воздушные замки.
Дождь, слезами наполнив в саду неглубокие ямки,
Всё бубнит и бубнит, надоевший мне, речитатив.


***

Бабье лето проводила
Осень в горестной печали,
Но решила, закатила
Пир последний на прощанье.
Бесшабашная бабёнка
От дождей чуть-чуть хмельная,
Расшалилась, как девчонка,
Хоть уже не молодая.
Раскраснелась, растрепалась,
Раскрутил кудряшки ветер,
И от пляса осыпалась
Вниз листва с деревьев медью.
Эх,- кричала,- пропадаю!
Всё гори огнём горючим!
И в сердцах листву пинала,
Ветром собранную в кучи.
Размела наряд по клочьям,
И в бесстыдном оголенье,
Вон Весна,- пеняла,- тоже
Ходит голой до апреля.
Ну, а я ничем не хуже,
У меня фигура та же...
Клочья платья тонут в лужах
Бесполезным антуражем.
С неба туча ей грозила,
Но она не стала слушать,
Злилась и в ответ грубила:
Отцепись, не лезь мне в душу!
И совсем распоясавшись,
Пела матерно частушки.
Даже ветер, засмущавшись,
Закрывал осинкам ушки.
-Отгуляю пир последний,
Развернусь в веселье… только
Рано утром слышал ветер,
Как она рыдала горько.
 
***
Пылал костром любви октябрь,
А осень только хохотала.
Он ей букет последних астр
Дарил, цветы она топтала.
На плечи золото шелков,
Листвой невиданной расшитых,
Он ей набрасывал. Покров
С себя рвала она сердито.
Ничто из дара сватовства
Не доставляло наслажденья.
Ни паутины кружева,
Ни драгоценные каменья,
Что он бросал под ноги ей
С рябин. Ни жемчуга дождей,
Ни звуки страстной серенады.
Ей октября любви не надо!
Дождавшись первых холодов,
Манимая прозрачной далью,
Она, в обнимку с ноябрём,
Ушла нагая под вуалью.

***
Опять завывает вьюжно
Осенний холодный ветер,
В ладони мне мечет ненужной
Дешевой осиновой меди.

Но мне ни к чему богатство
Ни медное, ни золотое.
Богатство моё – это братство
С осенней порой святое.

Понуро сидит на ветке
Нахохленная ворона,
И ей надоело от ветра
Геройски держать оборону.

Воронам бывает тоже
И одиноко, и грустно,
Я б каркнула ей, но негоже
Мне, даме, так выглядеть глупо.

Итак я – пальто нараспашку,
А шарф подарила рябине-
На пальце несу букашку,
Запутавшуюся в паутине.

Иду по тропинке между
Осинок, рябин и берёз,
И ходит за мной в надежде
Чужой потерявшийся пёс.


***
Ветви сбросили листья под ноги шумящим ветрам,
Жаль, осенний убор оказался красив, но непрочен,
И они размели, разметали багряные клочья,
Всю недавнюю прелесть отдали бездушным кострам.
Скоро снег упадет и прозрачною корочкой лёд
Свой жестокий наряд на дрожащие ветки наденет.
И деревья уснут наколдованным сном наважденья
До весенней поры, когда морок под солнцем cойдёт.
Потечёт по стволам и по тоненьким веточкам сок,
Возбуждая желанье тепло встретить буйным цветеньем.
Ранней вешней порой, обновления и возрожденья,
Снова жизни забьет негасимый и вечный исток.


***
Осень за окнами, стылая осень в душе.
Дождик играет на листиках жёстким туше.
Музыка ветра и стёкла все в капельках слёз,
Видимо, осень расстроена чем-то всерьёз.

Осенью прошлого чувства гораздо острей,
Но нам его не вернуть и, жалей не жалей,
Вот и  случилось, и мы позабыли с тобой,
Как согревает в ненастье осеннем  любовь.


Время сучит терпеливо из прошлого нить.
Как я устала себя бесконечно винить.
Резкий в судьбе поворот, и её понесло...
Счастье хрустит под ногой, как простое стекло.

Где-то осадим судьбу мы, от гонки устав...
Ветер за окнами, клонит рябиновый стан,
Гнётся рябина, но ветру её не сломить…
Буду с рябиной осеннюю долю делить.


***
Солнца огненное око разогрело ненароком
Пору осени до летнего тепла.
Я на солнце насмотрелась, и душа моя согрелась,
В сердце ласковый огонь любви зажгла.
Я открою чемоданчик. Где мой летний сарафанчик?
Ах, опять мне по душе девчачий стиль.
И горит янтарным цветом, вспышкой света - бабье лето,
И кружит любви последняя кадриль.
Мы идём неспешно рядом, на щеках моих закаты,
Мягко стелет нам дорожку листопад.
Паутина с жёлтых листьев, как фата на мне повисла -
Пух надежд, как тридцать лет тому назад...

***
Откричали «курлы» небеса,
Отгремели последней грозой.
Чуть морозит уже по ночам,
И с тоской вспоминается зной
Летних дней. И осенний пожар
Отгорел, отпылал, и отцвел
Переливчатый нежный муар
Наших чувств, и с листвою–в костёр.
Я опять над собой посмеюсь
И себе дам последний зарок,
А душой невзначай зацеплюсь
За последний упавший листок.

***
По листве - цветистым шёлком,
По траве от грусти жёлтой,
По тропинке между сосен
Я иду, а сердце просит
Светлой, светлой ласки томной,
Чтоб на ушко тихий шёпот,
Чтобы губы, чтобы руки,
Чтобы не было разлуки.
Под ногами стонут листья,
Путь к тебе такой неблизкий-
Через осень, через зиму,
Километрами раскинут.
Но ведёт меня тропинка
Мимо кедров, сосен мимо,
Мимо боли и печали,
Ожидания, молчанья.
Мимо поля, мимо речки
Я иду к тебе навстречу,
Слыша сердца маячок,
И уткнусь в твоё плечо.

***
Люблю осенние дожди
Они, с меня смывая скуку
И зноя липкую докуку,
Поют о том, что впереди.
А впереди кадриль снегов
И вихри белой канители.
Под песню долгую метели
Круженье белых мотыльков.
А впереди весны капель,
Ручьёв весёлых эстафета
И сердца радостная трель-
Любви обычная примета.

***
Мне дарит осень золото закатов
и бусы серебристые дождей,
аккорд последних грозовых раскатов
и звездопадность ветреных ночей.
Молочные туманные рассветы
и строчки в перечитанных стихах…
Я по-особому люблю богатство это,
в душе его храню, не в сундуках.
Осенним дням моё благодарение
за запах осенью настоянных духов,
за неосознанность душевного томления,
за вкус рябиновый цветаевских стихов.

***
Опять дожди играют джаз,
И ветер стонет саксофоном.
Из лужи и листвы коллаж
Под облетевшим мокрым клёном.

Мне капли бьют синкопу в зонт,
Шагов сбивая метроном.
И добавляю я экспромт
Своим весёлым каблучком.

За занавешенностью штор
Квартир скучающий уют,
Пустопорожний  разговор
И счастья призрачный приют.

От несвободы бытовой
Освобождаюсь всякий раз,
Когда омытою душой,
Пою с дождём осенний джаз.