Расин

Константин Рыжов
Жан Расин родился в декабре 1639 г.  в Ферте-Милон, маленьком городке, расположенном в семидесяти километрах к востоку от Парижа, в семье провинциального судейского чиновника. После того как он лишился в раннем детстве своих родителей, осиротевший  малыш был взят на воспитание в монастырь Пор-Рояль (являвшийся центром французской янсенистской общины). Позднее друзья из Пор-Рояля постарались дать мальчику хорошее образование. Расин рано стал мечтать  о призвании писателя. В 1660 и 1661 годах он написал две своих первые комедии, которые были отвергнуты театром. Тем не менее, он продолжал трудиться на поприще драматурга. В 1664 г. Мольер поставил в своем театре пьесу Расина «Фиваида». Она не привлекла внимания публики. Но зато следующая его трагедия «Александр» (1665) имела блистательный успех. «Андромаха», написанная в 1667 г., упрочила славу поэта. С тех пор Расин почти ежегодно дарил театру свой новый шедевр. К их числу относится и  единственная известная комедия драматурга «Сутяги» (1668), которую он написал в подражание «Осам» Аристофана.  Это чудо веселости, остроумия, выдумки, лишенное всякого педантизма.

«СУТЯГИ». Я придерживаюсь того мнения, - признавался Расин в предисловии к комедии, - что Аристофан поступал правильно, выходя в своих пьесах за пределы правдоподобия… Было уместно несколько сгустить краски в изображении действующих лиц… Публика умела разглядеть истинное сквозь смешное…» Гротесковые портреты графини де Пенбеш, судьи Дандена, Пти Жана, Шикано – яркое свидетельство того, что Расин, когда это было ему нужно, смело и непринужденно выходил за рамки «правильной» классицистской комедии, воссоздавая на французской сцене дух и приемы аристофановской сатиры.

Старый судья Данден настолько помешался на судебных заседаниях, что его сын Леандр вынужден держать отца взаперти. Однако тот постоянно порывается убежать из дома. Их сосед судья Шикано так же завзятый сутяга, готов годами судиться из-за каждого пустяка. У него дочь Изабелла, которую старик готов выдать только за прокурора. Чтобы обмануть старика Леандр и секретарь Дандена Интиме переодеваются приставом и комиссаром, после чего отправляются в дом Шикано якобы для того, чтобы вчинить ему иск от имени старой сутяжницы  графини де Пенбеш. Под видом повестки Интиме передает девушки любовное послание Леандра. Юноша в присутствии отца начинает допрос, на самом деле расспрашивая о ее чувствах. Получив согласие девушки, он подсовывает Шикано брачный контракт. Тот подписывает его, воображая, что скрепляет своей подписью судебный акт. Все это представлено с большой живостью и выглядит чрезвычайно уморительно. Впрочем, в комедии есть и много других забавных мест. Венчает ее блестящая пародия на французский суд, в которой Данден с забавной серьезностью разбирает иск против дворового пса Зоила, обвиненного в убийстве каплуна. Витиеватые речи обвинителя и защитника в роли которых выступают швейцар Пти Жан и Интиме, высмеивают судейское пустословие. 

Не смотря на все достоинства комедии, премьера  ее оказалась не совсем удачной. Сам Расин писал об этом так: «К моему шутливому сочинению подошли так, словно это была трагедия. И даже те, кто забавлялся больше всех, боялись смеяться не по правилам и порицали меня за то, что я недостаточно серьезно обдумал способы рассмешить их. Другие решили, что им пристало скучать на моей комедии и что судопроизводство не может служить предметом развлечения для придворных». Но вскоре пьеса была сыграна в Версале. «Там зрители не стеснялись веселиться вовсю, и те, кто считал для себя неприличным смеяться на ее представлении в Париже, в Версале были вынуждены смеяться, чтобы соблюсти приличия».

Доказав, что он может быть при желании забавным, Расин больше комедий не писал. Весь свой недюжинный талант он направил на сочинение трагедий, снискавших ему вскоре величайшую славу среди современников. При этом, являясь по сути, продолжателем дела Корнеля, он никогда не стремился подражать ему. Да это было и невозможно.  Между эпохой, когда Корнель ставил свои шедевры, и эпохой трагедий Расина общественные настроения во Франции изменились в такой мере, что сейчас это даже трудно себе представить. Франция Корнеля – это Франция Ришелье, энергичная, суровая, воодушевленная идеей  величия Государства. Франция Расина – это Франция Людовика XIV, когда забота о судьбе государства стала прерогативой королевской власти.  Общество больше не имело в себе духа гражданственности.
В центре драматургии Расина  - проблемы нравственные. В его трагедиях изображается не столько борьба между долгом и чувствами, сколько борьба между добрыми и дурными началами в человеческой душе. И если у Корнеля на первом плане были мужские характеры, то у Расина почти всегда женские. Одновременно коренным образом переменилось само понимание трагедии. Никто не стремился более возбуждать у зрителя чувства восторга и восхищения. Трагедия должна была волновать картиной страстей, поработивших и терзающих душу, видом несчастных, которые не в силах подавить в себе чувства, или не могут сделать выбор между двумя противоборствующими страстями. В этом  духе и были написаны самые известные трагедии Расина: «Британик» (1669). «Береника» (1670). «Ифигения» (1674) и «Федра» (1677).

После постановки «Федры» Расин отказался от карьеры драматурга, поскольку Людовик XIV назначил его своим придворным историографом. Новая должность была несовместима  с деятельностью литератора. С этого времени Расин жил строгой, глубоко благочестивой жизнью. Умер он в апреле 1699 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213