Рыбка и червяк

Светлана Шакарбиева 2
 
Одна маленькая Рыбка перед тем, как вылупиться из икринки, услышала громоподобный голос своего деда-Сома, который и сам не помнил, сколько ему лет. В его истории говорилось о том, как однажды дедушка проглотил жирного Червяка, якобы предупреждавшего об опасности,  поджидающей любую рыбу, посягнувшую на него. Дед не поверил и проглотил аппетитного Червяка.

– А ведь он оказался прав, - крякнул старый Сом, - потому что этот самый Червяк был пожирателем рыб! И я принял решение заглотить его вместе с крючком. И сделал это! Несмотря на жуткую боль, перекусил леску, когда уже находился над водой, и быстро погрузился в пучину. С тех пор я не поднимаюсь на поверхность. И вам не советую.

В этот момент икринка лопнула, и Рыбка-малек выскочила на свободу. Первое, что она увидела – огромная голова страшного создания, от которой ответвлялись длинные бело-серые усищи. Рыбка от страха застыла на месте. Но в следующий момент рот зловещей головы расплылся в довольной улыбке:
– Здравствуй, внучка! – прозвучал добродушный голос, - я твой дедушка. Ты не представляешь, как я люблю этот момент!
– Какой? – еще не оправившись от страха, спросила Рыбка.
– Появление первого малька. Я всегда пытаюсь угадать, какая икринка лопнет первой.
– И часто угадываешь, дедушка?
– Никогда! – довольно ответил старый Сом.

И тут Рыбка услышала множество громких хлопков и по окончательно расплывшемуся выражению блаженства в глазах деда поняла, что на свет появились и другие мальки. Она увидела, как они наперебой выскакивают из своих икринок и тут же испытывают такой же ужас, как и она сама, при виде головы своего деда.

Рыбка, вспомнив, что говорил дедушка до ее появления на свет, попыталась объяснить своим братьям и сестрам, что нельзя есть червяков, но ее никто не слышал.

Первые дни жизни они плавали за дедом-Сомом и вникали в тонкости речной жизни. Рыбка все время беспокоилась, что дедушкин рассказ никто, кроме нее, не слышал, и пыталась спросить у старого Сома, повторит ли он свою историю. Но ей никак не удавалось поговорить с ним, так как он был постоянно занят обучением внучат.

Вскоре Рыбка поняла, что она является хищником и питаться должна другими рыбами и всем тем, что возможно съесть, в том числе, червяками. И рассказ деда совсем не шел у нее из головы. Она уже начинала думать, что ей все послышалось, потому что дед больше не повторял своего предостережения. И вот, наконец, Рыбка увидела, что дедушка лежит на песчаном дне в одиночестве и наблюдает за резвящимися внучатами.
– Дедушка, - осторожно, подплыв к Сому, обратилась Рыбка, - А где же наши родители? Почему с нами все время ты?
– Ваших родителей съел Червяк, - спокойно и грустно ответил старый Сом.
– Как съел Червяк? – ужаснулась внучка, - ведь он маленький!
– Это не тот червяк, которого показывал вам я, а тот, который спускается в реку на страшном остром крючке и ждет, когда вы его заглотите. А потом случается непоправимое – рыба, заглотившая его, стремительно летит вверх на поверхность реки и исчезает бесследно. Поэтому не мы его едим, а он нас.
– А почему же ты больше не предупреждаешь нас об этой опасности? – выдохнула маленькая Рыбка.
– Потому что эту историю рассказывают только икринкам. Какие икринки расслышат предостережение, те и распознают опасность в будущем, а те, что пропустили рассказ мимо ушей, обязательно попадутся на удочку прямо в пасть Червяка. Эта неизбежность жизни называется «естественный отбор». Выходит, только ты одна и слышала мой рассказ?! Молодец, крошка! Только всегда бойся Червяка с крючком.

Так наша Рыбка росла и боялась за своих братьев и сестер. Каждого из них она пыталась предостеречь, но те лишь посмеивались над ней. Однако со временем их становилось все меньше и меньше. Страшный Червяк забирал их в свою утробу.

И вот однажды Рыбка плыла проведать деда-Сома, который уже редко выбирался из своего грота, где они подолгу разговаривали обо всем на свете. Но чаще всего об ужасном поглотителе рыб – Червяке с крючком. Рыбка так задумалась, что не заметила странное существо, расположившееся прямо на ее пути.  Она буквально наткнулась на него носом и тут же отпрянула, чтобы рассмотреть, кто же это. А когда присмотрелась, то поняла, что перед ней обычный дождевой червяк. Она уже хотела его съесть, и даже открыла рот, с удовольствием предвкушая трапезу, как вдруг обратила внимание на его широко распахнутые глаза и бессильные попытки что-то сказать. Тогда Рыбка подплыла поближе, чтобы прислушаться и чуть не лишилась чувств от того, что ей удалось рассмотреть вблизи. Червяк изо всех сил обвивал всем своим телом ужасно острый крючок!

Рыбка шарахнулась от него в сторону, и хотела уже было уплыть прочь, как вдруг вспомнила, что Червяк вроде бы хотел ей что-то сказать. Она нерешительно оглянулась и поняла, что этот страшный пожиратель рыб не спешит ее догонять, а с печальной надеждой смотрит ей вслед. Тогда Рыбка подплыла поближе, внимательно всмотрелась в него и увидела, что Червяк… плачет. Крупные горошины слез, одна за другой, катились из его глаз. Рыбка подплыла еще ближе и поняла, что несчастный вовсе не обнимает крючок, а его тело самым жестоким образом насажено на него какой-то неизвестной злой силой. И тут она услышала, как Червяк просит:
– Не ешь меня, Рыбка, тебе же хуже будет. Лучше сними меня с этого проклятого крючка и тогда ты не окажешься на сковородке.
Рыбка осторожно попыталась снять его с железного крюка с помощью плавника, но Червяк смог освободиться лишь частично. Он предупредил ее:
– Осторожнее, если леска дернется, крючок быстро отправится наверх.
Поэтому старались действовать очень аккуратно.
– Что ты делаешь?!! Ты с ума сошла!!! – вдруг раздался громкий старческий голос деда-Сома, - это же сам Червяк! Не трогай его!
– Да нет, дедушка, - запыхавшись, бросилась объяснять внучка, - он никакое не Чудище. Посмотри повнимательнее - он несчастный! Его тело проколото в нескольких местах  кем-то действительно ужасным. Он плакал от боли и досады, что не мог меня предупредить об опасности.  Помоги мне снять его.

Дед-Сом, подплыв, действительно увидел, что положение плачевное. Тогда они вместе с внучкой с двух сторон осторожно подцепили его и уже сняли со злополучного крючка, когда вдруг он дернулся и, зацепив деда за плавник, стремительно потянул его вверх. Рыбка и Червяк кинулись за быстро удаляющимся старым Сомом и, вцепившись ему в хвост, изо всех сил стали тянуть его обратно. И вот уже показалась поверхность реки. Так высоко Рыбка еще никогда не поднималась. И вдруг рывок – и дышать стало нечем – они взлетели над самой поверхностью воды. И Рыбка увидела страшных существ, которые, крепко ухватившись за безобразное приспособление, представлявшее из себя палку и натянутую леску, ужасно оскалившись, тянули ее деда к себе. Казалось, им уже не спасти несчастного. Но тут вдруг раздался звук рвущейся лески, и они, все втроем, с громким всплеском упали в воду.

Уже потом, в гроте у деда-Сома, уютно устроившись, они весело вспоминали это происшествие. Оказывается, дедушка по старой памяти взял и перекусил леску, что спасло их всех от верной гибели. И теперь уж кто-кто, а они точно знают, что просто так с крючка никто не срывается!