Коллективизация в СССР

Сергей Малыгин
                1.

В 1925 году ВКП(б) провозгласила курс на индустриализацию.
Для её осуществления требовалось увеличить приток из села продовольствия и рабочей силы, а для этого было нужно увеличить производство хлеба, повысить его товарность, создать на селе потребность в продукции тяжёлой промышленности (машинах).

Между тем,  крупных помещичьих хозяйств - основы товарного производства хлеба в дореволюционной России -  не существовало,  и необходим был проект создания чего-либо, их заменяющего.

В сельском хозяйстве СССР сложилась трудная ситуация: запасов зерна в стране не было,  образовался большой дефицит, который мог отразиться самым негативным образом на снабжении городов, армии и экспортных поставках.

В то же время, кулаки и середняки в деревне отнюдь не торопились сдавать хлеб. Во-первых, закупочные цены были слишком низкими, и крестьяне, как правило, берегли хлеб до весны, ожидая повышения цен.  Во-вторых, промышленных товаров, на которые крестьянин мог бы обменять хлеб, попросту не было.
 
По этой причине в 1927 году зерна было заготовлено на 2 млн. т. меньше, чем в прошлом.         
 
Последовательным приверженцем эволюционного созревания социализма и нэпа (новой экономической политики) являлся Н. И. Бухарин, второй после Ленина теоретик партии.

«Мы будем, - писал он, - многие десятки лет медленно врастать в социализм: через рост нашей промышленности, через кооперацию, через возрастающее влияние нашей банковской системы, через тысячу и одну промежуточную форму».

Идейными противниками Бухарина выступали лидеры так называемой оппозиции в партии – Троцкий, Зиновьев,  Каменев, а также их сторонники - Преображенский, Томский, Рыков и другие члены ВКП(Б).

«Где брать деньги на быстрое развитие промышленности? – спрашивали они. – Да там же, где они и всегда берутся в таких случаях: за счёт увеличения огосударствления экономики, обложения всех видов сверхприбыли частных предпринимателей и изъятия в порядке займа у зажиточных крестьян не менее 150 миллионов пудов хлеба».

Таким образом, оппозиция выступала за ужесточение политики в отношении к деревне, за повышение роли рабочего класса и увеличение заработной платы, чем вызывала симпатии в рабочей среде.

На XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 года) оппозиция была разгромлена – из партии были исключены Троцкий, Зиновьев, Каменев, Пятаков и многие другие известные люди.
После чего партия взяла курс .., на котором как раз и настаивала оппозиция – на коллективизацию сельского хозяйства.

Ещё осенью 1927 года Сталин осуждал Зиновьева и Троцкого за их стремление к раскулачиванию, но уже через несколько недель сам требовал введения чрезвычайных мер.

Даже несмотря на то, что Бухарин, Рыков, Томский и Угланов выступили против этой основной задачи.


                2.


Уже в к конце 1927 года из центра на места полетели грозные директивы с планом хлебозаготовок и с указанием усилить нажим на кулака и немедленно приступить к коллективизации. Также на места были направлены заготовители зерна и так называемые «25-тысячники» из числа рабочих-коммунистов.

Заготовительные отряды и местные власти закрывали рынки, ставили посты на дорогах, обыскивали амбары, арестовывали кулаков, конфисковывали зерно, лошадей и с/х инвентарь.  Обирали и арестовывали не только кулаков, но и середняков, и даже бедняков.

Насильственное изъятие зерна привело к сокращению посевов и восстаниям. Уже к маю 1928 года в стране было зафиксировано около 200 крестьянских восстаний, которые беспощадно подавлялись.      

Бухарин и его сторонники (А. И. Рыков, М. П. Томский) резко критиковали чрезвычайные меры, направленные против крестьянства, убеждали в том, что на селе теперь нет классовых врагов, выступали против развития «индустриального чудовища», паразитирующего на сельском хозяйстве.

Бухарин предлагал снизить темпы индустриализации, отказаться от развёртывания колхозного строительства и «наступления на кулачество, вернуться к свободной продаже хлеба, подняв на него цены в 2-3 раза, а недостающий хлеб купить за границей».

Позиции Бухарина противостоял Сталин.

«Может быть, - говорил он, - следовало бы для большей «осторожности» задержать развитие тяжёлой промышленности с тем, чтобы сделать лёгкую промышленность, работающую, главным образом, на крестьянский рынок, базой нашей промышленности?

Ни в коем случае! Это было бы самоубийством, подрывом всей нашей промышленности, в том числе и лёгкой промышленности. Это означало бы отход от лозунга индустриализации нашей страны, превращение нашей страны в придаток мировой капиталистической системы!»

На июльском Пленуме Сталин высказался:

«Эти переплаты и недополучения, - заявил он в дискуссии по поводу ножниц цен, - составляют сверхналог на крестьянство, нечто вроде «дани», добавочный налог в пользу индустриализации, который мы должны обязательно уничтожить, но который мы уничтожить не можем теперь же, если не думаем подорвать нашу индустрию».

Изучив практику коллективного хозяйствования 1928 года на Украине и Северном Кавказе, партия пришла к выводу, что колхозы и совхозы имеют большие преимущества перед индивидуальными хозяйствами.

По замыслу Сталина, именно крупные промышленные зерновые хозяйства — совхозы, создававшиеся на государственных землях, — могли бы «разрешить хлебные затруднения» и избежать трудностей с обеспечением страны необходимым количеством товарного зерна.


                3.


С весны 1929 на селе проводились мероприятия, направленные на увеличение числа коллективных хозяйств.   Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент коллективизации и т. п. Широко применялись различные репрессивные меры.   

На селе насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы. 
 
Поразившая страну сильнейшая засуха 1931 года и бесхозяйственность при сборе урожая привели к значительному снижению валового сбора зерновых (694,8 млн ц. в 1931 г. против 835,4 млн ц. в 1930).

Несмотря на это, на местах плановые нормы сбора сельхозпродукции стремились выполнить и перевыполнить. Это привело к голоду в деревнях и мелких городах на востоке страны зимой 1931—1932.
Зимой 1931 – 1932 года значительная часть озимых вымерзла. К весне у крестьян практически не осталось посевного материала, резко сократилось количество скота.

Повторный неурожай в 1932 году (причины: гибель озимых, недосев, частичная засуха, снижение урожайности, вызванное нарушением базовых агрономических принципов, большие потери при уборке и ряд других причин) привёл к сильнейшему голоду зимой 1932 — весной 1933 гг.

Голодом была охвачена территория около 1,5 млн км; с населением в 65,9 млн человек.

Согласно заключению комиссии при Государственной Думе РФ на территории Поволжья, Центрально-Черноземной области, Северного Кавказа, Урала, Крыма, части Западной Сибири, Казахстана, Украины и Белоруссии  «от голода и болезней, связанных с недоеданием» в 1932—1933 годах погибло около 7 млн. человек,  причиной чему были «репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок», которые «значительно усугубили тяжелые последствия неурожая 1932 года».
Основной причиной массового голода стала коллективизация сельского хозяйства.

В 1932 году по сравнению с 1931-м количество крупного рогатого скота уменьшилось на 7,2 млн. голов, овец и коз — на 15,6 млн., свиней — на 2,8 млн. и лошадей — на 6,6 млн. голов, остальной скот был крайне истощён.

В справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ указывалось, что только в 1930—1931 гг. было выселено (с отправкой на спецпоселение) 381.026 семей общей численностью 1.803.392 человека. В общей сложности, попали под раскулачивание и были выселены в отдаленные районы страны около 2 млн. крестьян.

В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города.

Тем не менее, не прекращались поставки зерна из голодающей страны за границу.

В 1928 году  они составили 0,1 млн. зерна,
 в 1929 -  1,3 млн. т.
 в 1930 -  4,8 млн. т.,
 в 1931 -  5,2 млн. т,
 в 1932 –  1, 73 млн. т.,
 в 1933 –  1, 68 млн. т.

Итого, за период 1926 — 1933 годы зерна было экспортировано на 672,8 миллионов рублей.

Между тем, за период 1927-32 государством было импортировано племенного скота на сумму около 100 миллионов рублей. Импорт удобрений и оборудования, предназначенного для производства орудий и механизмов для сельского хозяйства, был также весьма значителен.

К 1938 году было коллективизировано 93 % крестьянских хозяйств и 99,1 % посевной площади.

Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин.

Средства, вырученные государством за счёт продажи сырой руды, леса, пушнины и хлеба, пошли на создание индустриальной базы СССР.

Рабочие руки в достаточном количестве поступали из деревни – как ссыльные поселенцы, так и крестьяне, бежавшие от коллективизации.


      *                *                *               

"Многие десятки лет медленно врастать в социализм", как надеялся Бухарин, конечно, было бы неплохо. Только не дали бы нам эти десятки лет спокойной жизни, и Сталин это прекрасно понимал.

В пользу того, что вопрос о коллективизации был очень непростым, говорит тот факт, что Сталин, ещё в ноябре 1927 года выступавший против обобществления сельских хозяйств, в декабре резко, на 180 градусов изменил свои взгляды на прямо противоположные.

Ведь и В. И. Ленин в начале 1921 года решительно выступал против какого бы то ни было отступления перед капиталом, но уже через несколько недель пришёл к необходимости перехода к новой экономической политике.



                4.



Нечто, подобное коллективизации в Советском Союзе, наблюдалось и в истории ряда европейских капиталистических государств – в Англии, Германии, Нидерландах и Франции.

Задачу первоначального накопления капитала в целях индустриализации  Англия решила методом, вошедшим в историю как обезземеливание крестьян.

В это время, всвязи с возросшим спросом на английские трикотажные изделия, в стране наблюдался бурный рост мануфактур, нуждающихся как в сырье (овечьей шерсти), так и в значительном количестве дешёвой рабочей силы.

Для расширения пастбищ и ведения выгодного овцеводства английские землевладельцы (лендлорды) захватывали общинные крестьянские земли, насильно сгоняли с них крестьян и присоединяли их к своим, господским землям.

Крестьяне, лишённые земли (или не имевшие её), вынуждены были наниматься на мануфактуры,  превращаться в наемных рабочих.

Поскольку не все лишенные земли крестьяне сразу могли найти работу (или были морально не готовы сменить привычный крестьянский уклад жизни на изнурительный труд на мануфактурах), то по просёлочным дорогам Англии бродили толпы бродяг и нищих.

Видя в этом опасность социальной нестабильности, правительство Англии приняло против бродяжничества суровые законы, предусматривавшие в качестве наказания смертную казнь или передачу в рабство. В первой половине XVI в. в Англии было казнено 72 тыс. человек.

Огораживания получили новый толчок в XVI в. в период Реформации, когда проводилась секуляризация церковных земель.

Было закрыто свыше трех тысяч католических монастырей, их земли были конфискованы в пользу государства (ну, чем не СССР 20-х годов!).
 
Государство же дарило или продавало эти земли новым дворянам для разведения овец. Постройки монастырских и церковных хозяйств пользовались для организации капиталистических мануфактур (опять же, как нам это знакомо!).

Процесс экспроприации крестьян продолжался в Англии и в ХVII в.

Рост мануфактурного производства, осуществляющегося параллельно с первоначальным накоплением капитала, характеризовался усилением эксплуатации – продолжительность рабочего дня увеличилась до 12-15 часов, широкое распространение получил женский и детский труд.

Что касается США, то в качестве дешёвой рабочей силы в этой стране столетиями служили чёрные рабы. Которых по понятной причине не было в нашей стране и которых заменили советские крестьяне.