45. Почему кинотеатр получил имя Москва?

Михаил Самуилович Качан
Я прочитал, что пишут об этом разные люди. Одни излагают свои предположения, другие, опираясь на эти сказки, дают волю своей буйной фантазии. В частности, пишут о ностальгии ученых, приехавших из Москвы, по столице.

Как кинотеатр стал Домом культуры «Академия»? Этого из людей, написавших воспоминания, не знает никто. Молчаливо предполагается, что все произошло по решению Президиума СОАН, т.е. самими учеными. Но это не так.

И когда теперь, в 2010 г., я читаю, что это здание хотят отдать обратно в Управление кинофикации, для меня это звучит дико. Правда, я успокаиваю себя тем, что не знаю реалий сегодняшнего дня.

Например, в своих воспоминаниях Анатолий Израилевич Бурштейн, президент кафе-клуба под интегралом, утверждает следующее:

1. В то время в «Москве» один раз в неделю показывали кино.
2. Молодежи, которая тогда составляла в Академгородке что-то около восьмидесяти процентов, этого было мало.
3. К тому же, рядом начиналось строительство Дома культуры, который потом станет Домом ученых.

Из трех фраз в этом высказывании только вторая соответствует действительности.

Чтобы сразу положить конец слухам и домыслам, я изложу те факты, которые я знаю. И отмечу, что не знаю или никогда не слышал.

Истории появления названия кинотеатра я не знаю. И никогда не интересовался ею.

Вы уже смеетесь надо мной? Подождите немного.

Если бы это название было придумано кем-то в Академгородке, я бы знал об этом. Это на 100%.

Думаю, что ностальгия ученых по столице нашей Родины Москве тут ни при чем. Не было ностальгии, по крайней мере, у тех, кто мог бы предложить такое название.

Я не помню, чтобы в проекте городка у кинотеатра было какое-то название. Там было написано: широкоформатный кинотеатр на 800 мест.

 Так что, я думаю, название было придумано кем-то перед открытием кинотеатра. Думаю, что оно родилось в недрах Управления кинофикации, на баланс которого был передан кинотеатр после сдачи его в эксплуатацию. Его надо было как-то назвать. Вот и назвали «Москвой».

И вряд ли было обращение академика Лаврентьева в Управление кинофикации с просьбой дать кинотеатру это имя. Я бы знал и об этом.

Возможно, историю с названием могли знать главный инженер УКСа А.С. Ладинский и зам. председателя СО АН по общим вопросам Л.Г. Лавров. Но их уже нет.

Может быть, в Управлении кинофикации или в новосибирском  Облисполкоме думали, что ученым будет приятно получить кинотеатр с названием "Москва". Возможно. Мы, жители Академгородка восприняли это название как насмешку. Я помню, что когда мы впервые увидели вывеску над кинотеатром, у нас название «Москва» вызвало смех.

Объясню, почему. Дело в том, что многие крупные ученые сохранили свои квартиры в Москве (им специальным пунктом Постановления Правительства разрешили это сделать), а это название было как бы напоминанием им о том, что пора определяться. По крайней мере, я это воспринял именно так, да и многие мои знакомые тоже.

А кино в кинотеатре "Москва" в ноябре 1962 года начали показывать не раз в неделю, а по нескольку сеансов каждый день. К концу 1962 года в Академгородке уже было много жителей. Это в начале 1960 года в "геологии" кино показывали раз в неделю, но тогда в верхней зоне Академгородка стояло только 5 трехэтажных домов.

Далее, когда был сдан кинотеатр «Москва», «рядом» не начиналось «строительство Дома культуры, который потом станет Домом ученых». И никогда ни в проектах, ни в разговорах Дом ученых не назывался Домом культуры, хотя кое-кто и предполагал, что он его в какой-то степени заменит.

Дом ученых строился с самого начала для ученых, и только для них. Как в Москве и Ленинграде. Академики другого и предполагать не могли. Это Ладинский мог рассуждать об этом и, что называется, "вешать нам лапшу на уши". Ни академик Лаврентьев, ни другие члены Президиума СО АН, даже Будкер и Воеводский не могли и в мыслях допустить, что Дом ученых станет общедоступным учреждением.

Не знаю, откуда Анатолий Израилевич почерпнул эти сведения. Никогда не предполагалось, что Дом ученых полностью заменит Дом культуры, потому что я хорошо помню разговоры среди академиков о членстве в Доме ученых и о приоритетах. И когда Дом ученых начал строиться, никто не называл его Домом культуры.

А про Дом культуры для жителей Академгородка ответственные люди из УКСа говорили примерно так (я об этом вскоре узнал, занявшись выяснением обстоятельств):

– Нам Правительство разрешило построить только один Дом культуры, и мы его построили.

– Какой? Где?

– «Юность».

– А почему не в верхней зоне Академгородка?

– Нас попросили строители, и мы не могли им отказать. Для их контингента рабочей молодежи это было очень важно.

– ???

– «Юность» недалеко, чтобы петь и плясать можно будет проехать до нее.

– А можно построить еще один, – в верхней зоне?

– Правительство не позволит. Мы превысили все нормативы по числу посадочных мест в зрительных залах на 1000 жителей. А когда будет сдан Дом ученых, нормы еще больше будут превышены, потому что он строится и финансируется по тому же разделу государственного плана – «Культура». И никто никогда дополнительных денег на строительство Дома культуры в верхней зоне не даст.

Это слова главного инженера УКСа А.И. Ладинского. И это была горькая правда.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/25/302]