Книги и технический прогресс

Татьяна Синева
Писатели разных эпох приближают нам своё время. Кажется, это было так недавно - то время, когда писал Пушкин. Но можем ли мы  реально представить себя во времена Пушкина? Без автомобилей,  поездов, самолётов,  электричества,  радио,  телевидения,  телефонов, тем более мобильных,  интернета? Как они только жили, сколько времени проводили в дороге? Может, поэтому Ларина тогда в свои 40 лет  – уже старушка, а Пугачёва сейчас – всё девочка?

Последнее время я оценила ещё одну техническую новинку – аудиокниги. В дороге в общественном транспорте они отвлекают от скучных мыслей о ежедневных делах, от однообразия серых озабоченных лиц пассажиров. Если едешь в метро из одного конца линии в другой, то читать  весьма трудно – постоянный шум, мелькание толкающихся, входящих и выходящих людей, их разговоры мешают сосредоточиться. Надевай наушники, закрывай глаза, садись где-нибудь в конце вагона, и никто и ничто тебе не мешает погрузиться в очередную литературную историю.
Если же едешь в поезде или в автобусе, сидя у окна, и перед глазами спокойный русский пейзаж – заснеженные поля, сплошная стена подступивших к дороге деревьев, провинциальные посёлки или современные коттеджи разнообразной и причудливой архитектуры, то хорошо слушать музыку или стихи, которые читают только тебе  замечательные артисты. И часто становится жалко, что дорога кончается.

У аудиокниг есть одна особенность – они окрашивают литературное произведение новыми цветами, делают их объёмными. И это не только благодаря прекрасному чтению, с выражением и эмоциональными интонациями артистов – чтецов, но и часто музыкальному сопровождению. Недавно читала (слушала) рассказ А.Грина «Фанданго». Фанданго это испанский танец. Вот как автор описывает его – «Фанданго! При этом энергичном, коротком слове на мою голову ложилась нежная рука в латной перчатке, - рука танца, стремительного, как ветер, звучного, как град, и мелодического, как глубокий контральто. Легкий холод проходил от ног к горлу... Фанданго - ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества. Вероятнее всего, что он - транскрипция соловьиной трели, возведенной в высшую степень музыкальной отчетливости». И вот вы слышите сами эту музыку и можете свои впечатления о ней сравнить с впечатлениями автора. Она звучит в конце каждой главы.

Благодаря аудиокнигам даже замученные школой произведения русской классики читаются (слушаются) с интересом. Давно ли вы, например, перечитывали повести и сказки Салтыкова-Щедрина? Как раз сейчас я их читаю (ну невозможно заменить это слово!) с помощью аудиокниги. В советское время Салтыков-Щедрин считался борцом с царизмом, с крепостничеством. Но я пришла к выводу, что именно сейчас он актуален. Хотя я в этом не оригинальна. Известный современный писатель Д. Быков в своём очерке «История одного одиночества» (книга Быкова «Вместо жизни») говорит: «Подозреваю, что сегодня Салтыков-Щедрин – самый насущный русский классик, опередивший свой век гораздо радикальнее, чем его великие современники…, кроме него никто нам сегодня не объяснит нашего истинного положения.… В «Истории одного города» уловлен, пожалуй, главный вектор российской истории, а именно – закон самосохранения города Глупова вопреки усилиям градоначальников. Империя, само собой, деградирует – ибо, чтобы удерживаться в целостности, ей надо всё больше глупеть и опрощаться… Щедрин считал, что причина национальной невменяемости – в отсутствии общественной мысли,  уход любой дискуссии в песок, тьма среди белого дня, заставляющая нас истреблять своих… Мы ни о чём не договорились, ни в чём не определились…- так и прыгаем из тирании государственной в тиранию либеральную, из террора бурчеевского в террор революционный и обратно… Но где нет поступательного развития, а есть коловращение, историческая воронка, - там история рано или поздно прекращает течение своё»

Замечательная книга Д. Быкова «Вместо жизни» - это сборник очерков о литературе, писателях, поэтах, художниках, о кино, о нашем времени. Конечно, любой автор, вольно или не вольно, пытается навязать читателю своё отношение, свой взгляд на литературное произведение, на его автора. У Быкова это достаточно прозрачно, но оно скорее вызывает стремление поспорить с автором, перечитать произведение, о котором он рассказывает, чтобы определить своё мнение. Я не согласна с некоторой оценкой Быковым творчества М. Цветаевой, Нади Рушевой, Е. Евтушенко и др. Он считает, что главное – это личность, её гениальность именно как личности, а уж творчество – это вторично. Однако гениальных в некотором роде личностей, если посмотреть вокруг, много, но они не создают гениальных произведений. Каждый великий художник, писатель, музыкант велик своими произведениями, а уж каким он был человеком, думаю, для потомков не должно иметь значения. И Пушкин, и Бетховен, и Руссо, и В. Высоцкий не были ангелами в жизни, но они велики, потому что создали великие произведения. И вообще, зачем копаться в частной жизни великих творцов? Это мешает воспринимать их великие творения.

Современные же писатели не только пишут, но и активно занимаются политикой. Тот же Д. Быков, Б. Акунин, А. Проханов. Недавно с интересом прочитала книгу Эммануэля Каррера о Лимонове – «Лимонов». Но об этом уже в другой раз.