Ленинградская честность

Олег Маляренко
В Петербурге мне не довелось побывать ни разу. А в Ленинград до девяностых годов приезжал чуть ли не каждый год. Без лишних слов скажу, что в СССР другого такого же города не было. С давних лет до нынешних он по праву носит звание культурной столицы России. Прекрасен не только город, но и люди в нём обитающие. Постараюсь показать это на примере, чьим свидетелем я был.

Еду я как-то в троллейбусе по Невскому проспекту. Время дневное, народу мало. Через заднюю дверь в троллейбус входит мужчина, прилично одетый. По нему видно, что он слегка выпивший. Молчит и никого не трогает. Держится за стойку, но его качает больше чем следовало. К этому весёлому пассажиру подходит парень, с виду студент, и спокойно говорит:

- Как вам не стыдно ездить в городском транспорте в таком состоянии. Вы пьяны! Вы подумали о том, какое сложится мнение о нашем городе у его гостей? Выходите немедленно!

Не говоря ни слова, пассажир дождался ближайшей остановки и покинул троллейбус. Где ещё можно было бы увидеть подобную сценку?

Я, конечно, мог бы описать, как вышедший снял шляпу и поклонился студенту, а тот в ответ приветливо помахал ему рукой. Но это было бы художественной выдумкой, что здесь недопустимо, поскольку рассказ идёт больше не о вежливости, а о честности.


Вместе со своим коллегой Сергеем я отправился в командировку в Ленинград. Остановились в гостинице и целые дни проводили на заводе, куда были командированы. Одним утром Сергей ушёл раньше, когда я ещё спал. Перед тем, как пойти на завод, решил выпить чашку кофе в кафе на Невском проспекте. Кофе всегда там был бесподобный. Когда я подходил к станции метро «Гостиный двор», то обнаружил, что забыл в кафе портфель. Быстро вернулся и облегчённо вздохнул, увидев пропажу. Немедленно раскрыл портфель и обрадовался, что всё на месте: вещи, документы, дискретный преобразователь тока высокой частоты. Единственное, что не удалось обнаружить, были деньги. В кошельке у меня оставалась сущая мелочь. Вот это да! Что же теперь делать? Подошёл к официантке и рассказал о случившейся со мной беде. Она вспомнила, что за моим столиком сидели ребята, которые быстро ушли. Теперь оставалось только искать ветра в поле. Винить некого. Сам прошляпил.

Самой ценной вещью в портфеле был преобразователь, который я привёз для испытаний. Трудно представить, что ожидало бы меня в случае его пропажи. Достаточно сказать, что стоимость прибора сравнивалась с моей годовой зарплатой. А о моральных уронах можно и не говорить. Так что, по большому счёту, воры проявили честность и сознательность.

Пропало всего сорок пять рублей, деньги по тем временам немалые, примерно треть моего инженерного оклада. А без денег никуда не сунешься, так как коммунизм пока не наступил. Придётся звонить жене, чтобы выслала деньги почтовым переводом. У Сергея самого с финансами туговато, а больше занять не у кого. Звоню ему на завод:

- Серёж, у меня беда, - стараюсь говорить бодро. – Из портфеля слямзили все деньги.
- Ну, это не беда. Сильно не переживай. Что-нибудь придумаем.
- Ты на заводе без меня управишься? Никакого нет желания появляться там.
- Ладно, выручу. Думаю к часу освободиться. Где встречаемся?
- Давай у входа в метро «Гостиный двор» в два часа.
- Замётано. Только не опаздывай.

В моём распоряжении оставалось почти четыре часа. Надо провести их с пользой и в режиме строгой экономии. Мою тонкую и благородную душу всегда умиротворяло высокое искусство. Поэтому я выбрал Русский музей. Благо, что он находится поблизости, и не надо никуда ездить зайцем.

Когда я проходил мимо бронзового памятника Пушкину работы скульптора Аникушина, то ли Опекушина, то мне показалось, что он ласково и ободряюще улыбнулся мне. Мол, не расстраивайся, брат, у меня у самого бывали порой финансовые проблемы, не говоря уже о долгах.

Мой расчёт оказался верным. Из музея я вышел возвышенный и приподнятый после очередного свидания с шедеврами русских художников. До встречи с Сергеем оставалось время, чтобы пообедать. Аппетит я успел нагулять, а на полноценный обед денег не было. Оставалось довольствоваться батоном с пакетом молока.

Стою у входа в метро и выглядываю Сергея,  а он не торопится обрадовать меня своим появлением. Прислонился к металлической оградке и нетерпеливо поглядываю на часы. Рядом со мной останавливается молодая семья: муж, жена и маленький карапуз. Через некоторое время они уходят. И тут я замечаю, что на оградке висит оставленный ними зонт. Подхватываю его и бегу за семьёй, но теряю из вида среди толпы. Тогда возвращаюсь на прежнее место, а зонт снова вешаю на ограду. Владельцы могут вернуться за пропажей в любой момент, а я их подожду. Пока не придёт Сергей, спешить мне некуда.
Однако его всё нет, хотя предупреждал меня, чтобы я не опаздывал.

Беру в руки зонт и внимательно его рассматриваю. Отличная вещь! Автоматический, и чувствую, что японский. И в этот момент во мне закрадывается гаденькая мысль: а что, если оставить зонт себе в качестве компенсации за похищенные деньжищи? Но быстро её прогоняю, как подрывающую мои моральные устои.

Время тянется с черепашьей скоростью. Сергей, такой пунктуальный, на этот раз куда-то запропастился. Я основательно заскучал от безделья. Однако мой час пробил. Наперерез толпе ко мне подбегает знакомая запыхавшаяся женщина в синем плаще. Хватает с оградки зонт и, наполненная счастьем, нежно прижимает его к груди.

- Это ваш зонт? – спрашиваю я, хотя ответ мне уже известен.
- Да, конечно. Я заметила, что зонта нет, когда проехала несколько станций. Опасалась не найти его, но повезло.
- Я караулил ваш аксессуар в ожидании законной владелицы.
- Большое вам спасибо. Я так благодарна вам. Вы так любезны.
- Не стоит благодарности. На моём месте так поступил бы каждый, - скромно ответил я, опустив глаза.

Дама одарила меня на прощанье улыбкой и поспешила в метро. А я подумал вот о чём: какую надо иметь крепкую веру в честность и порядочность людей, чтобы в разгар дня в центре многомиллионного города надеяться найти свою вещь, на полчаса оставленную без присмотра! Более того, и найти пропажу. Этим можно без устали восхищаться.

А насчёт украденных из моего портфеля денег, то, несомненно, это сделали какие-то приезжие. От коренных ленинградцев такой подвох немыслим.
Наконец, после почти часового опоздания появляется Сергей. С довольной улыбкой протягивает мне деньги.

- Возьми и больше не теряй.

Деньги большей частью мелкими купюрами. Некоторые мятые.

- Серёжа, ты не на паперти их напросил?
- А дальше этого твоя фантазия не распространяется? Я нашёл твоих воров, прижал их, и они отдали твои деньги, которые не успели потратить.
- Вот это по-нашему! – засмеялся я.
- А если серьёзно, то местные коллеги слышали мой разговор с тобой и предложили сброситься, чтобы оказать тебе материальную помощь. Однако я отказался. В Купчино проживает моя двоюродная тётя. Вот у неё я и одолжил деньги для тебя. Вернёшь ей при первой возможности.
- Спасибо, Сергей! Ты – настоящий друг.
- А сейчас пошли обедать.


Рассказывают, что работник бюро находок одного города в обеденный перерыв всегда съедал то, что ему передавала жена. А ей для передачи достаточно было пройти в ближайший сквер и оставить там на скамейке сумку с едой для мужа. Нашедшие сумку как порядочные люди незамедлительно относили её в бюро находок. Ни разу не было такого случая, чтобы работник оставался голодным.

Я почти уверен, что это происходило в известном городе на Неве, славном своей культурой и честностью.