О некоторых сложностях сбора грибов на автомобиле

Вик Сергеев
В данной «окологрибной» истории нет ничего выдуманного.  Хотя и написано рыболовом. Правда, изменено два имени и сокращено время действия событий.  Все остальные действующие лица:  живые механизмы, грибы и люди - настоящие. Произошло это 18 октября 2008 года, в самый разгар  «опятазаготовок».  Дождь,  +10°С, где-то в лесу Грабовского лесничества, 50 километров южнее Гомеля.

    Среди бесчисленного множества  причин, по которым  я ухожу в лес, не последнее место занимает  поход  за «одиночеством», желание побыть одному в природной тишине.  Т.е. шум ветра в соснах,  пение птиц  и настораживающие непонятные лесные  шорохи – допускаются. Но не более того.  Поэтому  встречи с другими грибниками вызывают некоторую досаду.   Заметил, что и мое нежданное появление вызывает досаду не меньшую.  А учитывая собственную, слегка «террористическую»  внешность  - и  опасения.  Вот и стараюсь  обходить  голосящие группы «гриболовов» по максимально возможной траектории.   Конечно,  не каждый раз это удается и при нечаянных  лесных встречах  откровенная  настороженность  ощущается.  И это, наверное, правильно.  Мало ли кто  бродит  по лесу,  и какие у него намерения?      

     Этих грибников я услышал издалека.  Во-первых,  они очень громко разговаривали.  Точнее громко звучал женский голос. Во-вторых с их стороны  постоянно «стреляли» сучья под ногами и вообще пробирались они этим орехово-березовым  опятником  очень шумно.  Суть разговора в этом общем шуме не улавливалась  но, похоже,  что люди спорили.  Треск и спор неотвратимо приближались ко мне,  я  прекратил набивать свои грибные закрома и поднялся.
     Мое внезапное появление казалось бы ниоткуда,  вызвало  наступление полнейшей тишины.  Стало слышно, как  дождик  капает  на мой «натовский» плащ.  Люди  замерли в неожиданном замешательстве,  и я их понимаю!  «Минута молчания»  затянулась  секунд на тридцать.  Похоже,  эта парочка  собиралась задать стрекача,  в обратном направлении,  и  чтобы избежать сопровождаемого бегству шума,  я вежливо, и как можно более доброжелательно  поздоровался:    слишком уж  решительным выглядел  парень,  и  испуганной  его спутница.
     Парню  было около сорока, но почему-то все кто моложе – для меня выглядят «парнями».  Женщина -  помоложе.  И  очень, я вам скажу, недурна собой.  Похоже,  еще с вечера  она в деталях  обдумала свой гардероб, чтобы здесь, в лесу,  выглядеть самым подобающим образом.  Макияж,  и прочие места присутствовали  там, и так, как это  и  должно было  выглядеть  в моем понимании.  Вот только выражение лица…  Чем- то  мне оно не понравилось.
    Парень, после моего приветствия сразу посветлел лицом,  и  спросил:  «А  вы машину  тут  не видели? Машину мы тут потеряли…».  Попереминался с ноги на ногу, его  мокрые кроссовки отвратительно чавкнули и он густо покраснел.  Дамочка посмотрела на него  уничтожающим взглядом  и  пояснила  тоном, каким обычно объявляют,  что сейчас мы будем писать контрольную:  « Мы тут первый раз!   За Опятами  приехали.  Нам в деревне сказали,  что по этой дороге надо ехать.  Остановились где-то,  чтобы посмотреть,  а  (красноречивый взгляд  на «двоечника»,  завалившего контрольную)  МУЖ (ударение на это слово: этакое ничтожество!)  забыл,  где это!».   Ситуация понятна. Симпатии  мои на стороне парня, и не только из-за мужской солидарности.  Не каждый сейчас так искренне краснеет от всякой ерунды.  Поэтому наводящие вопросы задаю ему:

-  Давно потеряли?  Сколько времени ходите, как от машины отошли?

-  Минут  пятнадцать.

  Дамочка вмешивается:  «Чтооо!  Мы уже час тут  ходим!  По кустам этим!».  И громко чавкает своими абсолютно мокрыми кроссовками, совершенно не краснея  при этом.  Ага! Вот об этом элементе своего гардероба, она и не подумала. Тон не терпит никаких  пререканий.  Но «двоечник»  пытается  спорить.

- Ну, Люсь… Я вот когда отцу звонил,  было 10.42,  а сейчас…

Он потрясает своим мобильником.  Люся  наблюдает за мобильником  с  очевидным  отвращением.

-  «Двоечник»:  понимаете,  нам в городе к обеду надо быть, думали немного грибов подсобрать…

Показывает свое ведерко,  от  водоэмульсинки,  там  до середины -  Сыроежки и Польские.

-  А  авто  какое?

- «Двоечник»: «Опель – Астра»;  1,7  дизель…,  хетчбек…

-  Люся (с сарказмом):  «Синяя!!!»

- «Двоечник»:  Там еще место такое… дорога… и …лес сосновый… березки…

Так ! Пусть придет в себя.  Она его совсем  зашугала.  Задаю  вопросы Люсе.

- Успокойтесь!  Вы когда  от машины  отошли  -  дороги какие-то пересекали?

Люся закатывает  глаза вверх  и  точно как  отличница,  которая  боится  ошибиться, отвечает.

-  Н…нет!  Правда…, Паш?  А вот когда ехали  - точно пересекали.   Мы через  плотину какую-то переезжали!

-  Ну, плотина  отсюда  километрах  в  пяти.

- Даа…?  Вот ужас!...

-  Да не волнуйтесь вы так!  Давайте на дорогу выйдем.

- Оба, хором:  «А где она?».

-  Ну, вот же.

Делаю  пять шагов  и  оказываюсь на дороге,  Люся и Паша выбегают за мной.  С надеждой  смотрим  влево…, вправо…  Синего «Опеля» не наблюдается.  Продолжаю  изображать из себя прожженного следопыта. 

-  Вы когда плотину  переехали,  сворачивали  куда ни будь?

-  «Отличница»:  М…

-  «Двоечник»:  Да,  вправо!

-  А на каком перекрестке?  Там дуб одинокий был?  Или  на вырубке?

Чееерт!  В глазах обоих самый неподдельный ужас.

- «Двоечник»:  Дуууб!?  Нет,  там вообще перекрестка не было!

-  А куда же вы повернули?

- Нуу … в лес!  Там просто лес был. А где этот перекресток?

Идем в сторону перекрестка, с приметным дубом.  Это в обратную сторону,  от моего планируемого маршрута.  Метров 300-400. Иду и досадую.  Свалились на мою голову.  Грибочков пособирать!   И еще эта Люся,  шипит и шипит сзади на своего супруга.  И этот,  тоже  герой!  Оправдывается постоянно.  Как вообще взбрело в голову с такой Люсей в лес поехать?  Как вообще с такой Люсей можно… 

      Выходим на перекресток.  Север - юг - запад – восток … все смотрим  в разные стороны… сосны, березки, песчаные колеи дороги,  дождь  и хмарь…  Никаких  автомобилей.  Две удивленные Свинушки и одна элегантная  Бледная Поганка, чуть поодаль,  смотрят на нас.  «А это – Поддубник?» - спрашивает Паша, указывая  на Свинушку.

-  Поддубник,  только не рекомендую его…;

- Люся:  смотрите на него!  Ему еще  грибы надо!  Как мы теперь  домой поедем!  Где машина я вас спрашиваю?

Понятно.  Мы уже оба двоечники.  Господи!  Как знакомы эти интонации!

- Слушайте!  Ну что за паника?!  Сейчас  обойдем по периметру этот квартал, и найдем вашу машину.   А вы лучше тут, у этого дуба  подождите.  Вот моя корзинка, на ней можно посидеть. Найдем авто, и приедем за вами…

Так…!  Кажется,  я предложил привязать ее к этому дубу, для ритуального съедения дикими зверями.  Люся  с негодованием  рванула  куда-то вперед:  к вырубке,  болоту, 10 – километровому  переходу  в  сторону   Черниговской трассы.  Паша обреченно потрусил следом.

- Да постойте!  Дайте номер вашего телефона!  А вот мой, запишите.  Вы совсем не туда идете. Так точно заблудитесь!  Идите вот по этой дороге,  до  следующего квартального столба, не найдете автомобиль  – поворачивайте налево.   А  я  сам поищу,  так будет  продуктивнее. 

И не выслушивая никаких возражений – ныряю в лес.
     Чувствую себя Иваном Сусаниным,  сбежавшим от поляков.  Возвращаюсь лесом к месту нашей  встречи.  Пройдусь по  перпендикулярной дороге, дойду  до другого столба и отзвонюсь, согласуем дальнейшие действия.  Дождь все идет и идет,  раскисло все.  Унылые,  промокшие Опята – везде. Корзинка и полный пакет с ними оттягивают руки.  А это, что там желтеет?   Ба! Летние, зернистые Маслята!  Куча!  Совсем новенькие,  просто красавчики!  В одно время с поздними Опятами!  Октябрь уж за середину перевалил.  Никогда такого в своем лесу не видел.  Автоматически  наклоняюсь,  срезаю один…удивительный, истинно грибной запах, ни одной  червоточинки… 
    Что за ощущение?  Какая-то тревога.  Кто-то на меня пристально смотрит!  Медленно поворачиваю голову… Огромные унылые, неморгающие  глазищи…  Капельки воды скатываются по ним, словно по стеклу…  Здравствуй  синяя «Астра»!  Ну что,  совсем загрустила?  В ее взгляде появляется заинтересованность.  Хозяин?  Нет?   Перед ее носом целая куча  желтеньких Маслят,  и мне кажется, что через свой радиатор, воздушный фильтр  она ощущает этот живой  маслятный запах.  Почему-то вспоминается  паровозик из Ромашково.
    Звоню Паше.  Ах, какой я герой! Какой я молодец!  «Нашел твое авто!  Где?  В лесу!... Ну как я тебе объясню?  Тут лес , березки и сосны… Ха-ха-ха.  Вы по дороге идете?  Возвращайтесь назад. Сейчас…»  Трогаю дверную ручку:  «Астра» пикает мне что-то предупреждающее. Ага!  Качаю  капот туда - обратно и она, ожив габаритными огнями,  взвывает  сигнализацией на  разные лады.  Такая в этом, неуместном здесь вое, слышится тоска, сконцентрированный ужас тысяч брошенных на произвол судьбы, в лесу  автомобилей, что мне становится  не по себе.  Пока, суть да дело, режу Маслята и пытаюсь пристроить их в переполненную тару.   Перебрав весь стандартный набор интонаций тревоги, «Астра» резко замолкает.  Где-то, совсем недалеко,  какой-то  разъяренный слон  ломиться  сквозь  лес.  Похоже, что это Паша.   Он не добегает до нас с машиной метров  8 - 10  и  начинает испуганно оглядываться. Ну, точно слепой! Наслаждаюсь моментом.  Неуверенно идет вперед,  вот- вот увидит…  нет,  ускоряется куда-то левее. 

-  Эй!  Павел!

Увидел.   Бросился к своей красавице.  «Астра» дважды благодарно пикает и радостно мигает: «Хозяин!»…  Пошел я.   Интимность встречи с потерянным и найденным автомобилем – не для посторонних глаз.   

  Выхожу на дорогу,  возвращаюсь к перекрестку, с другой стороны  подходит  Люся.  Что-то в ней неуловимо изменилось. Встречаемся прямо у «жертвенного» дуба.  Она  мне радостно улыбается. Нет, определенно… улыбка. Вот в чем все дело!  Где-то сзади бодро  заводится дизель. 1,7 литра.  Люся хорошеет прямо на глазах: «Спасибо вам огромное! Нет, честное слово не знаю, что бы мы…»

-  Да ладно!  Чего там!  Сейчас Павел подъедет.

-  Скажите.  А вот эти  пестренькие грибочки… вот что у Вас полный пакет… Это что?

-  Это?…  Это те самые Опята, за которыми вы приехали.

- Ой! Правда?  А можно я возьму  для образца?  Вот этот маленький, и этот большой?  Спасибо!  Я Паше говорю, а он сказал не трогать… Тут же их много! Можно мы их немного пособираем?   

 Милостиво разрешаю. И решаюсь  на  вопрос, который мучил меня с того момента, как я увидел ее: « Скажите,  Людмила.  Вы не учительницей работаете?».

- «Да!  Русский язык и литература.  А …как Вы…догадались?».

- «Не знаю… просто я уже немолодой человек.  А моя жена тоже учительница. И мы с ней – дети учителей.  И еще моя невестка – младших классов.  Так что догадаться было нетрудно».

       Кажется,  я ее чем-то задел.  Потому что она … покраснела.  Подъехал Павел,  взглянул на нас обоих, и что-то ему явно не понравилось.  Он  как-то  грубовато рыкнул на свою смутившуюся супругу: «Садись!» и  спросил у меня:  «Слушай мужик! (Во как! Куда делось «ВЫ»?)  А как вообще, из  этого долбанного леса  выехать?».   Я ответил, что-то в том духе, что лес совсем не долбанный, что просто кое-кому надо  быть  поосмотрительней, что если они хотят еще пособирать грибов, то не надо заезжать в кусты, в сторону от дороги, а плотина, которая на выезде из леса – вон там… , и зовут меня Виктор, а не «Мужик», кажется я об этом ему говорил, когда свой мобильный…
    Но как меня зовут,  он уже не слушал.  Взвыв своим дизелем начал резко разворачиваться,  слегка перегазовав, вырыл передними колесами ямку в мокром песке, но выехал и рванул по дороге. Недалеко.  Плавно остановился и у «Астры» зажглись фонари заднего хода.  Но я не стал их дожидаться и нырнул в ближайший осинник. Устал я от вас, ребята. 
    Слышно было, как авто подъехало к приметному дубу и  Павел заглушил двигатель.  Хлопнули дверки.  Похоже  Опята они еще пособирают.  А  я потихоньку пробрался  к  своим любимым Маслючкам  и дорезал их,  прислушиваясь к недалеким  голосам. И побрел в сторону плотины через речку Терюха, выходу из леса, дома … Шел и улыбался.  Бесшабашной незадачливости своих случайных знакомых,  искренней улыбке и не менее искреннему смущению красивой женщины,  паровозику из Ромашково,  Пашиной ревности на пустом месте, печке,  которая ждет меня  дома, после мокрого леса и Польским  грибам, которые я положу в духовку, и буду вдыхать этот удивительный запах сохнувших грибов.  Справедливости ради, надо отметить, что после сушки  от Польского гриба  остается пшик, какой-то листик коричневой бумаги.  Но я их срезал  несколько штук,  наиболее симпатичных – именно для этого уютного  запаха.  А  сотни  их  братцев,  высыпавших  на  этом  мху   соснового леса,  остались охранять свои угодья.  Лень  мне консервацией заниматься.  Да и некуда  брать.  За Опятами ходил.

  На самом выходе из леса меня поприветствовал бравый утренний часовой  -  только что принявший  присягу  Мухоморчик.  «Не сменился еще» - подумал я.  Мы улыбнулись друг другу и отдали воинскую честь.  Я пошел к дубам, за которыми уже виднелась плотина, а он сообщил по своей подземной связной цепочке: «Бородатый вышел» и в одно мгновение, через тысячи и тысячи часовых в разноцветных шляпках этот доклад достиг лесного командования. И дежурный леший что-то пометил в своем оперативном журнале.  Ну и пока я брел к дубам меня обогнал, бодро порыкивая своим дизелем синий «Опель-Астра»,  подмигнул по-товарищески стоп-сигналами перед въездом на плотину и был таков.  «Могли бы, и подкинуть» - подумал я - «А ладно!  Не очень-то и хотелось!»