Сердце

Михаил Белянин
Полуосвещенная комната. Мужчина 45 лет что-то высматривает в окне. В противоположном углу комнаты у стола тихо и неподвижно сидит женщина 40 лет. В центре комнаты стоит мужчина лет 30, он здесь гость. Он достает из кармана пачку сигарет.

Гость (женщине). Можно еще покурю?

Женщина вздыхает вместо ответа.

Мужчина (Развернувшись к окну спиной). Светает. Ждать бесполезно. Никто не придет. Конечно, я предполагал, что кто-нибудь один может нас предать. Один, максимум двое. Так бывало. Это нормально. Но не все сразу... Из девятерых обещание сдержал только один. (Усмехается.) Да и тот - моя собственная жена.
Гость. Я не вправе давать советы, но... вы были слишком жесткими с ними. Люди не прощают унижений. Вам бы следовало поменьше кричать на них, поменьше...
Мужчина. Поменьше курить!

Мужчина разражается смехом, берет у гостя сигарету и тоже закуривает.
Женщина. Но ты пообещал...

Мужчина не отвечает жене, словно ее вообще нет в комнате.

Мужчина. Не прощают унижений, говоришь? А почему же раньше прощали? И что ты называешь унижениями? Ведь ты знаешь о нашем деле только понаслышке. Впрочем, как и все, кто смотрит на жизнь со стороны. А я знаю ее изнутри. И могу тебе сказать, почему это произошло. Я думал об этом всю ночь. Сказать тебе? Тебя это удивит. Все наоборот...
Гость. Люди устали. И сейчас лучше ничего не делать. Залечь на дно. Никого не трогать. Никому не мстить...
Мужчина. Я тебе скажу, что изменилось. Я стал мягче, я стал непростительно мягким с этими свиньями - вот в чем причина. Я дал слабину.
Гость. Времена изменились...
Мужчина (Перебивает.) Ты не чувствуешь противоречия? Когда я был жесток, все шло как по-маслу, а теперь... когда я стал в сто, в тысячу, в миллион раз мягче, все попрятались и разбежались? Все вдруг стали такими нежными! А все потому, что я начал обращаться с ними как с родными людьми. Я начал их жалеть. И вот расплата. И поэтому я стою теперь здесь, у этого окна, совершенно один. Но завтра будет новый день - и я исправлю свою ошибку.

Женщина наливает сердечные капли в чашку с водой.

Гость. Станет только хуже. Они окажут сопротивление.
Мужчина (Повышая голос). А может, тебе приберечь свои советы для тех времен, когда ты сам возьмешься за какое-нибудь дело? А?.. Я не слишком громко произнес эту фразу? Повторить ее потише?
Гость. Вас не переубедить. Что ж, в конце концов это ваш бизнес. Оставить вам сигареты? (Вспоминает о женщине в углу, косится на нее и кладет пачку обратно себе в карман) До свидания.

Гость уходит. Мужчина подходит к столу, за которым сидит его жена.

Мужчина. Какой же он дурак! Есть вода? Хочу пить.

Мужчина берет чашку со стола и замечает, что в чашке лекарство. Он принюхивается. Приходит в ярость и смахивает чашку со стола. Чашка разбивается и разлетается по комнате на осколки.

Мужчина. Это ты виновата! Ты! Ты распространяешь слухи, что у меня больное сердце! Теперь все только и ждут, что я вот-вот умру! Что ты на меня так смотришь? Это ты придумала всю эту чепуху про сердце.

Мужчина хватается рукой за сердце. Женщина начинает плакать.

Женщина. Пожалуйста, успокойся...
Мужчина. Что сидишь? Собирай теперь. Иначе тут еще сто лет будет вонять валокордином!

Мужчина пошатывается. Женщина бросается к нему. Он выскальзывает из ее рук и, мертвый, сползает на пол — спиной на осколки.