Жених и невеста

Зура Итсмиолорд
На обочине оживленной дороги стоит пожилая женщина. Пожелтевшая листва кружится в последнем танце, а потом замертво падает под колеса бегущего транспорта. В руках она держит огромный черный пакет. Женщина то и дело нервно жует один конец шифоновой косынки. Пролетающие на большой скорости машины,  щедро осыпают ее густой серой пылью. Кажется, что женщина хочет перебежать дорогу, но интенсивность движения транспорта мешает ей в этом.
Зара появилась на оживленной трассе задолго до рассвета. Как только она дошла до дороги, ее окликнул Бауди. Сельский врач видел, что Зара куда-то торопится и не обращает внимание на оживленную дорогу.
- Доброе утро, Зара. Куда так торопишься? Ты бы до "зебры" дошла. Опасно тут в такое время дорогу переходить.
В ответ женщина только кивнула и сделала шаг назад. Остановилась, делая вид, что пойдет вдоль трассы по натоптанной тропинке.
- Не спится в такую рань, Зара? - нарушил ход ее мыслей очередной сельчанин, которого она даже не узнала.
- Надо мне по делам в город, - тихо ответила она. А про себя подумала: " Всем есть дело до меня. А я вас и знать уже не знаю. И знать не желаю. Вот дам вам последний шанс лясы поточить. Злорадствовать будете. Но теперь мне уже все равно. Найдете другую несчастную и будете отравлять ее дни. Ничто не сможет остановить меня."
Зару знали все. Вернее знали ее беду, и как эта женщина выглядит. Но чем и как она жила последние пятнадцать лет - вряд ли.
Выйдя замуж, молодая женщина поселилась с мужем в самом бедном районе Грозного. Бедолага Идрис работал грузчиком на Грозненском кирпичном заводе.Тяжелая физическая работала была в тягость внешне красивому мужчине. Несмотря на рост и широкие плечи,он был физически слаб. Перенесенное в детстве двустороннее воспаление легких сказывалась на его общем состоянии здоровья.Нищета и сиротство погнали Зару замуж за первого попавшегося. Выбравшись из села в город, девушка мечтала о лучшей
доле. Мачеха была злой и жестокой женщиной. От первого брака у нее была своя дочь, которая жила в семье родного отца. А от Тагира - два сына. Кулсум была известной модисткой. Она шила верхнюю мужскую одежду. Несмотря на свое мастерство, она не научила Зару держать в руках иголку. И по окончании школы Зара ездила на сезонные полевые работы в один из пригородных совхозов Грозного. Отец не имел особых привилегий. Трактористу Тагиру приходилось идти на поводу жены в благодарность за то, что жена кормит его дочь, родную мать которой шайтан попутал. Его первая жена была замечена во внебрачных связях. Когда злые языки донесли о ее похождениях, она исчезла.
Чужая память хранила тайну ее судьбы. Люди догадывались, что с ней случилось, но вслух об этом никто не говорил.

С семи лет, Зара на разгибала спины. С ранней весны девочка обрабатывала земельный участок в сорок соток.Она сажала кукурузу вручную. Потом три раза полола ее за сезон. Потом сидела вдоль трассы Баку -Ростов, продавая варенные початки. На вырученные деньги ей к школе покупали дерматиновые туфли и темно-коричневое школьное платье на вырост. В обильный снегопад девочка в школу не ходила, так как у нее не было сапог, даже резиновых. Правда, аттестат о среднем образовании она получила.
Иногда  убегала к бабушке, матери своей покойной мамы. Но и там ей были не рады. Жена дяди ворчала  на мужа до самого утра,  боясь, что в семье появится лишний рот. Старая, сгорбившаяся от тяжелого труда и горя бабушка Бекисат могла позволить себе изредка побаловать внучку парой капроновых чулок или носовым платком. И когда появилась пара в лице Идриса, бабушка одобрила замужество внучки. Никто не поинтересовался ни материальным положением, ни физическим состоянием жениха. Односельчанин. Ну, и ладно.
Через девять месяцев Зара родила дочь. Альбика, как назвали девочку, была очень милым созданием. Сердобольные соседки приносили для ребенка поношенные детские вещи. Зара никогда не жаловалась на отсутствие денег или вещей. Привыкшая к недостатку, она довольствовалась тем, что ей давал муж. Со временем Идрис стал забывать оставлять жене деньги даже на хлеб.

И однажды он не пришел домой. Зара не могла сомкнуть глаз до утра. Попросив соседку присмотреть за трехлетним ребенком, она отправилась на кирпичный завод, благо он был не очень далеко. У проходной Зару встретил сторож, который категорически отказался впустить женщину на территорию завода. И каково же было ее удивление, когда к ней подошла женщина лет сорока и попросила больше не приходить и не искать Идриса, так как он перешел жить к ней.
- Благодари Бога, что я не пришла к тебе в квартиру и оставляю тебе дочь. Идрис устал от нищеты с тобой.Со мной он будет счастлив, - заявила она и, отвернувшись, пошла обратно.

Ошарашенная услышанным, Зара молча стояла и смотрела в след прихрамывающей пожилой женщине, которая уходила вглубь заводского двора. Молодая двадцатитрехлетняя женщина не знала что делать, куда бежать, как вернуть мужа. На что и как дальше жить, чем накормить ребенка и у кого искать помощи? Ответа на эти вопросы у нее не было.
Пришла домой. Присела на старый табурет, который принесла с помойки, и начала гладить стол, накрытый изношенной клеенкой, которую ей подкинула соседка. Возвращаться Заре было некуда. Бабушка умерла еще год назад, оставив ей в наследство бостоновый мешочек для лоскутков, пару катушек ниток и серебряный крючок для поднятия петель.
Она думала о жестокости и несправедливости жизни, пыталась осознать, почему пришла в этот мир и за что страдает. Ей пришла в голову мысль наложить на себя руки.
Но как это сделать - не могла придумать. Открыла газ на кухне, но испугалась, что может взорвать весь двухэтажный барак, в котором живут такие же несчастные, как и она.
- Мамочка пришла, - услышала она звонкий голос малышки. Зеленоглазая белокурая Альбика подбежала к матери и протянула ей огрызок яблока.
- Вот. Кушай. Тетя Маша дала.
Зара крепко обняла дочь и заплакала.
- Зара, ты почему ревешь? А ну, выкладывай, что случилось,- стала толкать ее Мария.- Успокойся и не пугай ребенка.
Альбика, привыкшая к частым слезам матери, молча стояла и ждала, когда мать выпустит ее из своих объятий.
- Маш, а Маш, почему он меня бросил? Я никогда у него ничего не просила. Делала все, что могла. Как тот солдат, я из топора варила кашу. Из лоскутков ветоши, которую находила на помойке вязала половые коврики, накидки на табуретки. Мой ребенок донашивает одежду соседских детей. От одной мысли, что я могу закрыть за собой дверь в свой дом, мне было тепло и уютно. За четыре года я не услышала от него ни одного ласкового и нежного слова. Правда, мы и не ссорились. Он приходил домой уставший. Я грела  воду, стирала его вещи, подавала на стол то, что могла приготовить. После рождения дочери, мы спали отвернувшись друг от друга. Но мы никогда не ссорились. И, наверное, ничего друг от друга не ждали. Жили новым днем. Идрис уходил на работу, когда малышка еще спала, а когда он приходил, то я уже укладывала ее на ночь.
- Зара, тут все так живут. Ты не заметила, что из восьми семей, которые живут в нашем бараке только у тебя и Наташи были мужья. Вон, к Сайдат раз в месяц муж приезжает. Ты думаешь, что он все время в отъезде? У него давно уже другая семья. К Сериже приезжает мужчина, который имеет семью. Если мы тут об этом не рассказываем, ты думаешь, что у нас все хорошо? Мой Николай бросил меня, когда я ходила беременной. Настя от него, а Олега я родила от Абузара, который бросил меня, когда уехал на заработки в Калмыкию. Обещал вернуться. Вот уже семь лет прошло. И я уже не жду. Знаю, что не вернется. И ты научишься жить,- совершенно равнодушно и монотонно говорила Маша.- Пойдешь завтра со мной на работу. В АТП-5 нужен дворник. Может со временем в уборщицы перейдешь. Там много мужчин. Может кому и приглянешься.
- Мне не нужен мужчина. Мне нужны деньги. Мне не на что купить хлеб, -  тихо плакала Зара.
- Я одолжу тебе полбуханки хлеба. И займу десять рублей до аванса. Только с утра занеси ко мне Элю и пойдем устраиваться на работу.

Прошло две  недели. Зара усердно мела двор АТП-5. Она прибегала на работу к семи часам утра, когда весь транспорт покидал двор предприятия.
Молодая худощавая женщина повязывала платок так, что видны были только ее огромные грустные глаза. Сгорбившись, она размахивала большой метлой, потом лопатой собирала грязь, которую завозили огромные грузовики на территорию базы.Собрав мусор на тачку, она вывозила его за территорию и высыпала в ложбину вдоль трассы. То, что горело, она поджигала и в течение дня прибегала посмотреть, чтобы огонь на перекинулся на сухую траву. И только тогда, когда она зашла за авансом в сорок рублей, заведующий гаражом увидел лицо молодой женщины.  Брюхатый  Харон обслюнявил свои короткие толстые пальцы с ухоженными ногтями,  отсчитал сорок рублей и подал Заре.
- Спасибо, -  тихо сказала Зара и протянула руку.
Харон дотронулся до пальцев Зары и нагло посмотрел ей в глаза. Женщина опустила взгляд, посчитав, что мужчина ненароком дотронулся до ее руки.
- Ты не бойся. Я знаю, что тебя бросил муж. Ты держись меня. Не дам в обиду, - подмигнул Харон и приблизился к молодой женщине. Взяв деньги, Зара быстро выбежала из кабинета.
Следующие две недели Харон делал вид, что не замечает ее. Даже на ее приветствия с пожеланиями доброго утра не отвечал.
- Зара, я получила зарплату. Зайдешь к Харону и заберешь свои деньги. Будь с ним поласковее. Он может тебя в уборщицы перевести. Я не такая молодая, как ты и мне легче на все смотреть. У меня двое детей. И мне мало того, что он дает. Мне приходится кое-что и от заезжих водителей иметь, - сказала Маша, завязывая платок.
Зара закончила работу, помылась и не решалась идти за честно заработанными деньгами.
- Давай быстрее. Я из-за тебя тут сижу целый час, - улыбнулся Харон и показал свои золотые зубы.
Когда женщина подошла к столу, он снял свою шляпу. Голова была практически лысой. Маленькие глубоко посаженные ярко синие глаза бегали, как у крысы.
- Распишись за всю зарплату. Ты в прошлый раз за аванс не расписалась и убежала. Деньги нужны тебе. Я знаю. Вот и предлагаю тебе перейти в уборщицы. Тут буду платить сто двадцать рублей. Ну и чище тут,  как видишь. И мне приятнее будет иметь с тобой дело, - хитро сощурив глаза, произнес Харон.
- С сегодняшнего дня? - спросила женщина.
Харон встал из-за стола, потянулся, погладил живот и прошел к двери. Закрыв дверь на защелку, он зашторил единственное окно. Зара не могла понять в чем дело.
- Меня устраивает любое положение. Но чем лучше сделаешь, тем больше буду платить, - сказал Харон и схватив женщину прижал к себе, закрыв ей рот своими огромными слюнявыми губами.

Отдышавшись, Харон застегнул брюки. Вытер лоб и произнес:
- Хорошо. Меня устраивает. Запомни, когда я позову - придешь. И не заставляй меня ждать. На первый раз даю тебе аванс, и протянул женщине пятьдесят рублей. Эти деньги к ее остатку от зарплаты в сорок рублей были для нее целым состоянием.
Поправив на себе халат и косынку, Зара вышла из кабинета и побежала через дорогу домой.

Помылась холодной водой. Она не могла понять, как это все произошло. У нее никогда не было других мужчин, кроме мужа. Зара  опять вспомнила, как они ложились спать, отвернувшись друг от друга. И тут до нее дошло, что у Идриса уже в то время была другая женщина. Кровь стала заливать лицо. Она пыталась расплакаться, но не получалось. Сердце омывалась ее слезами, но не лицо. Надела халат и спустилась к Маше. Закрыв за собой дверь, она запрокинула голову и стояла прижавшись спиной к входной двери.
- Зара, я знаю. Ничего не говори. Но так надо. У нас нет выбора. У нас с тобой есть дети.
И если Идрис не настаивает на разводе, то не проси развод. Пусть твои считают тебя замужем. Поехали на рынок. Купим себе продуктов и кое-что из одежды.
Кусая губы, молодая женщина рвала на себе волосы. Засунула руку в карман и вытащила банкноту. Смяла ее и бросила в сторону. Маша подняла банкноту, распрямила ее и подала Заре.
- Когда он выпьет,  бывает щедрый. Ты в такие дни старайся задержаться с ним, - советовала она подруге.

Прошло десять лет. За эти годы Харон передал женщину, как вещь своему преемнику. А тот- своему. Махмуд оценил ее, и вскоре Зара стала работать диспетчером. И однажды на пороге квартиры появился Идрис. Худощавый, совсем сгорбившийся и старый. В свои сорок лет он выглядел на все шестьдесят. Альбика не узнала его. Зара впустила его в квартиру.
Идрис сильно кашлял и харкал кровью. В квартире была чистота. Новые обои и новая мебель. И красавица Эля, которую отец бросил совсем маленькой.
Через неделю мать с дочерью выехали, оставив ему почти все, что нажили за эти годы.
Одолжив небольшую сумму денег, которой ей не хватало, Зара купила небольшой саманный домик в районе консервного завода, рядом с Машей, которая жила здесь уже второй год.
Абузар вернулся домой, хотя неделями пропадал в селе. Нигде не работал, иногда выпивал, но не терял человеческий облик. Машу устраивала такая жизнь.
Красавица Эля подросла. На девушку стали заглядываться водители, которые подвозили мать домой. Эля скромно опускала глаза и убегала. В ее жизни наступил период, когда она стала понимать, какую жизнь ведет ее мать. Единственной целью Зары стали деньги. Со временем она уже ничем не брезговала. С годами она похорошела. Немного поправилась, но не растолстела. Стала покупать красивое белье и одежду не только себе, но и дочери.
В пятнадцать лет Эля расцвела. У нее появились молодые ухажеры. И по иронии судьбы девушка познакомилась с младшим сыном Харона, который в это время уже работал на хорошей должности в одном из министерств. Запреты отца общаться с девушкой ни к чему не привели. И Асхаб ушел из семьи. Вразумительного ответа от отца он не получал.
Мать, узнав с кем встречается дочь, посоветовала ей забыть парня. Девушка ничего не ответила, но не отпускала свою любовь.
Молодые жили надеждой на будущее, строили свои воздушные замки и мечтали соединить судьбу. Но у судьбы свои правила игры.
В день своего шестнадцатилетия девушка ушла с подругами в парк отдыха.
По дороге домой в районе площади Орджоникидзе ее сбила машина с государственными номерами серии ЧИС. Рядом с водителем сидел Харон. Дело замяли, водитель получил условный срок с отбыванием в УД-12 Астраханской области, где провел всего три года.

После смерти дочери Зара совсем осунулась. Мужчины не проявляли к ней никакого интереса. Она уволилась с работы, забрала больного мужа и вернулась в село, где у Идриса был родительский дом. Болезнь совсем приковала мужчину к кровати. У него стал развиваться туберкулез костей.

За два года Идрис сгорел от болезни. Люди шептались за спиной, что это божья кара. А за какие грехи у них была такая судьба никто не говорил.

Взглянув на календарь, Зара отметила про себя, что сегодня ее Эле исполнилось бы восемнадцать лет. Она испекла полную чашку пирожков с картошкой и раздала по соседям. Никто не задавал лишних вопросов.
А ночью к ней пришла ее дочь.
- Мама, мне сегодня восемнадцать лет. Помнишь, как ты обещала мне купить свадебное платье? С белым шарфом, украшенным палетками.Я выхожу замуж за Асхаба.
Зара проснулась в холодном поту. Как сложилась судьба Асхаба, она не знала. Только знала, что после гибели Эли парень уехал в Россию. Говорят, навсегда. Быстро мелкими
 глотками выпила стакан холодной воды и попыталась уснуть. К ней опять пришла ее дочь.
- Мама, ты обещала мне свадебное платье. Туфли у меня есть. Только платье и шарф передай для меня.
- Эля, ты же умерла. Зачем тебе свадебное платье?
- Мама, я выхожу замуж. Асхаб пришел за мной. Только платье и шарф, мама, - настаивала Альбика.
Зара опять проснулась. Она не могла найти себе место. Ходила из угла в угол.
- Грешна. Грешна. Смилостивись надо мной. Забери меня к ней, - молила она Всевышнего.
Едва дождавшись рассвета, Зара искупалась, совершила утренний намаз и отправилась на рынок в Урус-Мартан.
Она ходила вдоль забора, где были развешены свадебные платья, сшитые мастерицами на дому. На вопросы продавщиц отвечала, что ищет платье для самой красивой невесты.
Мысленно примеряла платье к той Эле, которая явилась к ней во сне. Зара никак не могла найти подходящее платье. То кружева ей не нравились, то не было палеток. Она уже в сотый раз проходила по этому ряду, когда увидела белоснежное платье, сшитое из кружева. По низу оно было украшено лебяжьим пухом. Спереди вышито палетками. К нему был и шарф, точно также украшенный пухом и палетками. Платье было дорогое. Зара не могла оторвать от него глаз. Вспомнила, как сама выходила замуж в платье, которое ей досталось от кого-то из соседок. Посеревшее от времени и в мелких дырочках от моли. Свадьбы не было. Платье то она сняла буквально через полчаса, как пришла в дом мужа.
Что такое любовь женщины к мужчине и мужчины к женщине, она так и не узнала.
У нее было много мужчин, но ни один из них не подарил ей радость от близости.Она ее и не ждала. Просто не знала, что такое может быть. Зара так и не нашла свое счастье, потому что искала его только для себя. Искала его в одежде, в уюте, в достатке.
Роскошная весна сменялась жарким летом, за которым приходила плодородная осень. А потом- холодная зима. Только ее жизнь оставалась гнилой и никчемной, несмотря на материальный достаток.
Торговки стали собирать свой товар. Зара купила это платье и вернулась домой.
Вечером она совершила все оставшиеся намазы и до утра просидела, разглядывая свадебное платье. Мысленно примеряла это платье на Элю, подправляла ей волосы, накидывала шарф на голову.
- Хорошо, что ты умерла, а не повторила мой путь, - вдруг сказала она вслух.
А потом продолжила:
- Я сама принесу тебе это платье. Сама приду к тебе с ним. Я исполню твое желание.

Зара сделала уже несколько попыток броситься под приближающийся транспорт. Водители объезжали ее, матеря в сердцах, что в таком опасном месте, на крутом повороте женщина собирается перебежать дорогу.
Вдруг из-за поворота показался КамАЗ. Он притормозил. Кабина автомашины оказалась рядом с женщиной. Молодой водитель поздоровался с Зарой и спросил, сколько еще ехать до Алхан-Юрта. Увидев, что спустилось колесо, начал его менять.
Закончив обратился к ней:
- Могу подвезти. Садитесь в кабину.
Зара схватила пакет, прижала к себе и села в машину. Зачем она села и куда едет,  не понимала.
- Я еду с Кубани. У меня в рефрижераторе лежит труп. Парень один. Чеченец. Погиб на трассе, перебегая дорогу. Говорят, вы тут все друг друга знаете. Земляки ваши заплатили мне и отправили с таким грузом. Я еду на Дагестан. Вот паспорт. Может ты его знаешь, мать, -  мужчина  протянул документ.
Зара раскрыла паспорт. С фотографии  на нее смотрели мертвые глаза Асхаба.
Показалось, что глаза заморгали и он ей улыбнулся.
- О!Аллах!- произнесла она и прижала к себе паспорт.

В могилу к Асхабу положили свадебное платье по просьбе несчастной женщины, которой приснился сон, что ее дочь выходит замуж. Харон, так и не узнал, кто эта женщина. Но умер в первый же день поминок единственного сына. А Зара до сих пор живет в обнимку со своим одиночеством, пытаясь вымолить себе прощение за грехи.
Зло, которое она совершила сама против себя, оказалось сильнее нее. Оно разъедает ее совесть и ни на минуту не покидает ее память. Чтобы понять эту женщину, надо будет ее полюбить. Сказать это легче, чем так сделать.
Имеет ли ее жизнь смысл?
Жизнь- священна.
Господь не злонамерен.
Бог- изощрен.