ЩИ - КАША

Валентина Симакова
     Из цикла: Мы родом из детства.


     В раннем детстве я очень часто болела. Мама работала на заводе, в ясли меня не принимали, няни не было, и она отвезла меня на зиму в деревню. Бабушка жила одна в старом доме, посредине была огромная русская печка, в которой готовили еду и мылись. Раньше в доме было тесно. Там жили свекор со свекровью, её муж и четверо их детей. Три дочери до войны перебрались жить в Ленинград, сын во время войны пропал без вести, а остальные в разное время умерли. У бабушки был огород, да лес с речкой давали прибавку к столу. Об этой истории я знаю из рассказов моей мамы, которая любила вспоминать мое детство.
      Чистый воздух, простая крестьянская еда и хороший уход сделали своё дело. Когда мама за мной приехала, было уже тепло, закончилась посевная, но работы в поле было ещё много и  бабушкин брат – дядя Саса, часто брал меня на полевой стан. Мне было три года, и я смешно шепелявила, но с удовольствием пела песни  и плясала, приводя взрослых в совершенный восторг. Они угощали «артистку» кусочками сахара, печеными в печи булочками, медом.
        Услышав, что подъехала телега, мама выбежала во двор и увидела «колобок на ножках». Толстая девочка с интересом разглядывала белокурую тётю с куклой в руках. Тетенька  почему-то называла её доченька. Кукла была очень красивая, с белыми волосами и в шляпке. И это решило все проблемы. Дальнейшее привыкание к маме прошло гладко и без слез. Вечером взрослые засиделись за столом, а я за печкой играла с куклой Катей. Сначала из-за печки было слышно сопение, а потом:
- Сядь, ёпа- мать, сядь, тебе говорят!
- Валя, ты, что такое говоришь?
- Мама, а чего Катька, ёпа- мать, не сидит?!
- Так нельзя говорить!
- Почему? Все дяденьки так говорят!
- А маленьким девочкам так говорить нельзя!
- Нельзя? Я и не буду!
          Ночью мы с бабушкой улеглись на теплой печке, а мама устроилась спать на широкой лавке. Скоро все затихли, было слышно только, как на чердаке скребется мышь. Среди ночи мама проснулась от моих воплей и какой-то возни на печи. Я сидела на лежанке и на одной ноте гундела:
-Щи-каша, щи-каша, щи-каша.
          Бабушка, не слезая с печки, зажгла огарок, достала загодя заготовленные чугунки с кашей и щами, ложку и я принялась трапезничать. Поев  щей и каши, я спокойно улеглась  и проспала до утра. Утром мама выяснила, что такой порядок я завела вскоре после переезда к бабушке. А если не получала еды, то устраивала истерику, поэтому бабушка всё приготавливала с вечера.
          Так продолжалось несколько ночей. Мама сказала, что ей пришлось отучать меня от вредной привычки, только вот как, не уточняла никогда.

                Февраль 2013 года.