Дорис Лессинг. Трава поёт

Юлия Комарова
Это не первая книга Д.Л.(нобелевской лауреатки), которая оставляет меня в недоумении. Странное такое чувство: то ли обманутых ожиданий, то ли неожиданного финала. И это ещё странней, потому что с финала-то как раз книга и начинается. То есть начинается она как старый добрый английский детектив в духе Конан Дойла или Агаты Кристи: на первой странице мы имеем труп женщины и признание её убийцы. Но на этом детектив и заканчивается . Всё дальнейшее повествование - это психологическая(а в последней главе даже психиатрическая) подоплёка событий.
Книга рассказывает о жизни семейной пары на ферме в южноафриканском вельде, о беспросветно неудачных попытках заработать деньги сельским трудом и неизменных ударах судьбы. Впрочем, судьба неоднократно милостиво предоставляет героям пойти другим путём - наладить отношения с соседями и друг с другом, научиться получать удовольствие от малого. У этой несчастной пары случаются даже кардинальные повороты сюжета(побег жены, болезнь мужа, мечты о ребёнке), но они с каким-то упрямым упорством упускают нужный момент - с таким же упорством муж отказывается брать ссуду, чтобы поправить мат.положение, а жена не желает учиться вести себя с туземцами, которые работают на ферме. В конце концов именно её упорное нежелание общаться с неграми и инстиктивное отвращение к ним становится главной нитью повествования.
Здесь мне вспоминается последний фильм Тарантино о тяжёлой жизни негров в Америке"Джанго освобожденный". На "своей территории" белые неимоверно жестоки с ниггерами, а последние - неимоверно терпеливы. В Африке тяжело живётся скорее белым, а африканцы при всей нищете жизни сохраняют свою самобытность и своё достоинство. Столкновение европейски цивилизованных людей с традиционным африканским сообществом неизбежно вызывает крах белого человека: ни его психика, ни его изнеженное тело не готово понести такую нагрузку, оказавшись без поддержки своей среды и привычных удобств. Кстати, опять на ум пришёл фильм - гениальный фильм Бертолуччи "Под покровом небес". Тоже семейная пара в Африке и такой же безрадостный финал.
Но вернёмся к повествованию. Последняя глава - это уже бессвязные безумные фантазии главной героини, перемежающиеся отрывочными наблюдениями нового человека на ферме - молодого англичанина, который становится свидетелем сцены одевания хозяйки чёрным слугой. О чём говорит такая интимность? Мэри преодолела свой страх и отвращение к неграм? Смирилась, привыкла? Или даже она близка со слугой? А как он? Почему он убивает прогнавшую его хозяйку, которая должна буквально в этот день покинуть ферму навсегда? Это месть или давно копившаяся обида? А может, это новый Отелло, приревновавший любимую к молодому англичанину?
Все эти вопросы так и остаются без твёрдого ответа - может, так, может, иначе. Но самое главное: автор так и не объясняет нам, как же всё-таки надо себя вести белому человеку в Африке?