Десять причин, чтобы не быть мистиком

Павел Купин
 (По заказу Алексея Пертова).               
   Смысл не в слове, и не за словами, он между слов, в контексте. Смысл направляет наше внимание на объект, не предъявляя его. Тот, кто говорит, что предъявляет нам объект, рассчитывает на простаков. Слово «ангел» - многозначно, каждый представляет его по-своему. Тот, кто считает, что точно знает, что такое «ангел», либо мошенник, либо искренне заблуждающийся. Таков мистик.
   У нас нет средств отличить представления о предмете от самого предмета. Мы можем отличить только одни представления от других, тогда же, как предмет так и остаётся за пределами наших представлений, являясь всегда «вещью-в-себе». Мистик утверждает, что имеет доступ к самому предмету, сливается с ним. Говорит от его имени. Это всего лишь новые представления и не факт, что они лучше старых, наших или ваших. Мнения мистика и учёного об одном и том же предмете равноправны, поскольку те и другие – всего лишь представления людей. А людям свойственно ошибаться. И мистикам и учёным.
   Учёные изучают реальность, данную в восприятии, прямо или опосредовано (с помощью приборов). Мистик свидетельствует о реальности вне восприятия, он как бы удваивает её. Мало того, что он расщепляет мир на данный и неданный в восприятии, что сомнительно, он ещё хочет убедить нас в том, что мир, который  «видит» он, реальнее того, что видим мы. Проверить то, что предъявляет нам мистик, невозможно. Остаётся только верить. Или не верить. А это уже область религии, не рациональности. Таким образом – мистика это область духовности, а не познания, мировоззрения, а не восприятия. Мистик не производит знаний, он воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу. Не образовывает, а воспитывает.
   Зачастую значения терминов расходятся содержанием соответствующих понятий. Так слово «ангел» переводится с древнегреческого как «вестник». Понятно, что содержание понятия «ангел» значительно богаче и шире. Поэтому не стоит текст мистика воспринимать однозначно. Лучшее, что мы можем сделать, проинтерпретировать его в известных нам терминах. Критическое отношение  к тексту, не только мистическому, позволит избежать недоразумений.
   Все тексты равны. Ложными или истинными их делает наша точка зрения, которая в свою очередь зависит от знаний и опыта, основанных на  прошлых освоенных и усвоенных текстах. Культура человека – количество и качество таких же текстов. Мистика – это часть культуры отвечающая на запрос души к непознанному, таинственному. Но лучше считать её жанром литературы: читать не как откровение свыше, а как произведение автора с развитым и изощрённым воображением.
   Можно считать, что творческая личность просто улавливает «токи» ноосферы и преобразует их в образы для других «нетворческих» людей. Мистик без сомнения творческая личность, но его претензия на исключительность смехотворна. Он не хуже и не лучше писателя, художника, поэта, кинематографиста, которые понимают, что творят искусство,  а не истину в  последней инстанции. Тем более, что мистические элементы давно используются в индустрии развлечений от театра до компьютерных игр. Мистик, мечтающий «открыть глаза» людям достоин жалости.
   Личность, погружённая в бытовой мистицизм, подобна человеку в трансе: она видит не окружающий мир, а видит знаки, которые кажутся ей реальнее людей, зданий, машин, деревьев, цветов. Она тоже удваивает действительность как и мистик- профессионал. Это «видение» бесполезно. Поскольку избыточно влияет только на носителя мистического сознания, оставляя в неприкосновенности повседневность. Бытовая мистика не проясняет, а путает. Рано или поздно это проходит как, и транс, и остаётся разочарование.
   Подлинное знание жизни даёт не «особое» мистическое «зрение», а скрупулезное изучение себя и окружающего. Изо дня в день в день, всю жизнь. Это трудное и неблагодарное занятие, поэтому слабые духом люди впадают в мистику. Им кажется, что усвоив один раз в жизни какие-то схемы, они могут ими пользоваться, объясняя события и настроения. Мистика обедняет, выхолащивает и сознание и бытие. Чаще всего мистик – человек замкнутый; безрадостный от того, что его не понимают; гордый в своём одиночестве «познавшего суть мира».
   Нельзя не признать, что мистика притягательна, особенно для неокрепших умов, неспособных понять и объяснить происходящее рационально. Мистика проще и интереснее, чем наука и религия. Учёный или истинно верующий чужд мистике. Познание и вера это труд и акт взросления. Мистики – это дети, которые шалят с образами и понятиями, созданными другими для других целей. Мистики жонглируют терминами, выстраивают эквилибристику смыслов, порой удачно, порой не очень, а в итоге всё равно получается словесный мусор. Профессиональная и бытовая мистика сходятся в  точке превращения света в тьму, недаром их во все времена называли мракобесием.
   Мистика сродни неврозу: человек не замечает объективную связь явлений, а их совпадение по случайным свойствам.; совершает ритуалы, призванные защитить и возвысить его; заклинает себя и реальность; погружён в суеверие, одержим идеей, а не жизнью, иллюзией надмирным существованием; не живёт, а созерцает, он мертвец, ходячий труп с урезанными чувствами и кастрированным разумом.
Область таинственно расположена вроде вне нас и одинакова для всех, но мистик как паук ткёт паутину извлекая информацию из себя, из сферы бессознательного которое индивидуально и у  всех разное, поэтому мистические учения отличаются друг от друга и  противоречат друг другу.
   Есть мышление аналитическое и синтетическое. Первое расчленяет, раскладывает по полочкам. Придумывает всему названия. Это наука. Второе собирает, соединяет, даёт целостный образ мира. Это религия. Если предположить, что есть еще и синкретичное мышление, тёмное, неструктурированное, запутанное, первобытное, то это и будет мистика.
   В человеке постоянно идет борьба логики и интуиции за право управлять его действиями. Мы стараемся поступать рационально, чтобы ставить истинные цели и их достигать. Но не всегда это получается; тогда мы плывём по течению, полагаясь на случай и обстоятельства. Хорошо это или плохо – решает каждый сам. Выбрать сумерки сознания никто не запретит. Но и ответственность за такой выбор никто не отменит. Разум хорош тем, что он позволяет ясно видеть перспективу, правильно оценивать свои силы и возможности, вести подлинно человеческую жизнь. Животное мышление роднит нас с братьями меньшими, которые нам не ровня.