Великий хлебный мотив А. С. Пушкина

Лариса Студеникина
      Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года тесно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря широкой огласке военных событий в творчестве великого русского поэта, мы помним о них значительно лучше, чем, скажем, о событиях, происходивших в то же время на Дальнем Востоке.

     Вера в победу и силу духа русских воинов нашли у Пушкина отражение в образе колосьев «северных полей», победно растущих на родной земле. 
 
      В 1812-м, когда наполеоновская армия двинулась на Москву,  Пушкину только исполнилось 13. Военные события застали его учащимся в Царскосельском Лицее.

      Весной и летом 1812 года почти ежедневно через Царское Село шли русские войска защищать Москву. В подмосковном Захарово, Больших Вяземах оставались родственники поэта, за судьбу которых он сильно переживал. С трудом ему представлялось, как по старой Смоленской дороге движется сейчас враг из страны полюбившихся ему в детстве стихов и замечательного французского языка.

      Пушкин не видел в Москве пожаров. Он помнил её "с церквями, базарами, прудами, парками". И тем отчетливее он ей сочувствовал...

      Через два года после окончания войны Александр Сергеевич закончил учиться в лицее, и 8 января 1815 г. на выпускном экзамене прочел одно из первых своих стихотворений о войне 1812 года - «Воспоминание в Царском Селе».
 
      Особенно проникновенно звучат строки стихотворения, написанного поэтом по случаю взятия русскими войсками Парижа,  посвященного царю Александру I.

 «…Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранный дол я крови не пролил?
Почто, сжимая меч младенческой рукою,
Покрытый ранами, не пал я пред тобою…»

     В последующих сочинениях, Александр Сергеевич раскрывает глубокий религиозный смысл победы русского народа. В день годовщины Бородинского сражения 25 августа 1831 г в начальных  строках стихотворения «Бородинская годовщина»  поэт сравнивает русских воинов с колосьями хлеба, победно растущими на родной земле:

«Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
…Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь -
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей!»
    
     В 4 номере «Современника» за 1836 год  Пушкин персонифицирует единый собирательный образ русской армии в лице великого полководца Кутузова: «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».   Образ отдельных колосьев  становится  единым образом хлеба – «злака» северных полей.

     В чем же упрекает Пушкин  Европу? Почему его волнует звезда, за которой шли братья-христиане на войну с Россией? Не иначе как образ Вифлеемской звезды вызывает у поэта двойственные чувства.

     Вифлеемская звезда в христианстве символизирует рождение Мессии. Современные исследования, с которыми  можно ознакомиться в научном сборнике «Антифоменко», свидетельствуют о том, что такое явление действительно, существовало, и  что «Вифлеемская звезда»  была кометой с параболической траекторией, и волхвы, действительно, ориентировались на нее, когда шли в Иерусалим. Место, откуда  пришла комета, находилось в созвездии Льва  — это была звезда Регул. Свет же уходящей кометы для наблюдателей остановился на небе в созвездии Рака, в  маленьком созвездьице, которое называется «Ясли», что в переводе означает «кормушка». Потому и Спасителя волхвы стали искать  в яслях, то есть,  в кормушках для животных.

    Так, рождение Мессии изначально было сопряжено с тем, что лежало в кормушках – зерном, хлебом. Замечание Пушкина о звезде, которая вела Европу на войну с Россией,  указывает на двойственное отношение поэта к "зерну в кормушке". С одной стороны, "зерно" выступает в качестве жертвы, корма для животных, с другой -  "зерно", как растение определенного сорта,  прорастая в почве, становится спасителем этого сорта. С  нашествием Наполеона на Россию зерно, дающее множество зерен, оказывается в кормушке для животных. Но именно тогда и побеждает русская армия вместе с родившимся Христом, а враг остается в тяжелом и долгом «похмелье под злаком северных полей», то есть становится почвой для прорастающего зерна.  Эта историческая религиозная двойственность между зерном-жертвой и зерном- спасителем находит отражение у Пушкина в упоминании звезды, за которой шла Европа завоевывать русский хлеб.

     Отечественная война 1812 года оставила в душе поэта глубокий след. Много лет Александр Сергеевич бережет дружеские отношения   с семьей Раевских. Младший сын генерала Николая Николаевича Раевского, тоже Николай, уже в 11-летнем возрасте вместе с отцом  участвовал в одном из сражений,  позже Раевские навещали больного  Пушкина  в Екатеринославле в 1820 году во время его ссылки. Пушкин также посещает участника  войны   1812  года генерала  И. Я. Паскевича и получает от него в подарок турецкую саблю с надписью на клинке «Арзрум, 18 июля 1829 г.».

     По дороге в Арзрум  поэт  заезжает в г. Орел, чтобы встретиться с героем  войны   1812  года генералом А.П. Ермоловым. Они снова ведут разговор о боевых действиях русской армии.

     Он более десяти лет  общается с дочерью М. И. Кутузова Елизаветой Михайловной и внучкой, встречается с поэтом и партизаном Денисом Давыдовым.

     В произведении «Путешествие в Арзрум» Пушкин  открыто говорит о своей любви к русскому черному  х л е б у .   Образ русского черного хлеба ассоциируется у него с истиной, которую он жаждет познать и к которой стремится быть причастным: «В армянской деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чурек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники в Дарьяльском ущелье. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен!» 

      До XII века на Руси пекли белый хлеб, а обычай печь кислый хлеб, из ржаной муки, или как его еще назвали — «черный»,  пришел  к нам позже от населения правобережной Украины. В первой половине I тысячелетия н.э. одной из основных областей  с высоким уровнем земледелия была земля полян, с ее огромными открытыми селами и  устойчивой хлебной торговлей с Римом. Поселение полян было и на месте Киева - их первого княжеского центра.  Вслед за Украиной рожь вместе с хлебопечением распространилась на Урале, в Ярославле, Вологде, а затем и по всей Европе. В большинстве стран Европы главными производителями хлеба стали монастыри. В средние века практически при каждом монастыре уже имелись собственные мельницы и пекарни, а качество хлеба вплоть до XX века контролировалось, главным образом, по весу.
 
     Пушкин знал, что хлеб обладает особым значением в христианстве. Бог как распорядитель достатка, преломляя два хлеба,  накормил тысячи людей. На картинах, изображающих Тайную вечерю, на одном конце стола находились хлеб и травы. Согласно библейскому писанию, сам Бог перевоплотился в хлеб и вино. Хлебная  тема прочно вошла в жизнь Пушкина еще в лицее. Во втором томе книги «Друзья Пушкина» на странице 538 читаем: «Сила лицейского братства в глазах великого поэта была огромна. В последние дни для Пушкина эту силу олицетворял Данзас». И именно к нему обращался поэт с просьбой помочь ему в делах чести. И, по-видимому, не случайно, в лицее Пушкин и будущий его секундант, «свой до мозга костей» Данзас, «не раз сиживали вместе в конце общего стола», где на известной картине находились «хлеб и травы».
 
    Сочетание хлеба и трав мы находим в хлебе, который, как считается, возник в честь памяти о героях Бородинского сражения. Однако у поминального хлеба никогда не было своего собственного названия, имени. Да и хлеб с названием «Бородинский» появился только в 1933 году, когда Московский трест хлебопечения  разработал рецептуру для выпечки данного сорта хлеба.
 
    Присвоение хлебу собственного имени встречается лишь в народном творчестве. Так, скатанный из теста шар, запеченный в духовке, получает название Колобок. Остатки перемолотого в муку  зерна старуха собирает в тело – тесто и выпекает румяный улыбающийся Колобок, символизирующий достаток в доме. Хлеб в данном случае  получает собственное имя - Колобок.

     Заварной ржаной хлеб, похожий на Бородинский, начали выпекать  монахини женского Спасо-Бородинского монастыря значительно раньше 1933 года.

     Настоятельницей монастыря была  Маргарита Михайловна Тучкова –  урожденная Нарышкина.  Муж Маргариты Нарышкиной –  генерал-майор русской армии Александр Алексеевич  Тучков –  героически погиб в сражении под Бородином. Когда  под натиском французов русские солдаты дрогнули и наступил переломный момент, генерал Тучков, схватив упавшее знамя, поднял его над головой и один пошёл на врага. Солдаты ринулись за ним. В этом жестоком бою сражавшиеся погибли. Французская армия отступила.

    … В начале ноября  1812 года Маргарита приехала на место сечи. Она искала тело любимого вместе с монахом соседнего Можайского монастыря, но не нашла. Тогда Маргарита решила  построить церковь на предполагаемом месте гибели мужа. Она продала все свои имения и в 1818 году  заложила фундамент Церкви Спаса Нерукотворного. Через два года церковь была построена и освящена. Вскоре умер единственный сын  Маргариты и Александра. Тогда при поддержке царя Александра I Маргарита возвела Спасо-Бородинский женский монастырь и стала его настоятельницей. В монастыре  собирались вдовы погибших воинов и члены их семей, а также бедные крестьянские дети. Возле монастыря была построена пекарня, в которой сёстры начали выпекать поминальный хлеб в память о русских воинах, погибших в героическом сражении под Бородином.

    Считается, что рецепт ржаного заварного хлеба  Нарышкина получила по наследству. Откуда Нарышкины унаследовали "нетипичную" технологию? Общий предок Нарышкиных – караим Нарышко, в 1389 году был взят в плен  Литовским князем Витовтом. В 1391 году после замужества единственной дочери Витовта Софьи, которую Витовт выдал за сына Дмитрия Донского – Василия Дмитриевича, он назначает Нарышко сопровождать Софью до Москвы вместе с сыном боярина Домотканова Белеутом. По прибытии в Москву Нарышко  остается  на постоянное поселение для охраны княгини. Потомки Нарышко приняли православие, став подданными русского государства.
    
    В 1655 году  Кирилл и Федор (Полуэктовичи) Нарышкины поступили на службу к питерскому полковнику Матвееву А.С. и с 1658 года служили стряпчими в рейтарском полку. Таким образом,  рецепт  заварного ржаного хлеба, полученный  по наследству Маргаритой, Нарышкины могли привезти из Прибалтики и, таким образом, хлеб должен был содержать элементы, характерные для прибалтийской выпечки: тмин и молочную сыворотку. Да так оно и было, монахини Спасо-Бородинского монастыря выпекали мягкий  ржано-пшеничный заварной хлеб с тмином, который долго не черствел.

      По летописи 1678 года Кириллу Полуэктовичу принадлежало село Денисово (ныне Знаменское Одинцовского района), что могло способствовать  более раннему  распространению прибалтийских традиций хлебопечения в Подмосковье.

      Ничем не примечательный казанский воевода Кирилл Полуэктович Нарышкин добился брака своей дочери Наталии с царем Алексеем Михайловичем.  В день рождения царевича Петра I Нарышкин получил чин окольничего и остался «ведать Москву» в отъезды царя Алексея на богомолье по монастырям. Позже Знаменским владел потомок литовского князя Гедимина Федор Николаевич Голицын.

       ...Поминальный хлеб всегда считался особым видом хлеба, поэтому не имел какой-либо особой формы и, тем более,  собственного  названия, имени. В русских монастырях хлеб никогда не замешивали на сыворотке,  в отличие от прибалтийского ржаного хлеба, а в поминальный хлеб на Руси никогда не клали кориандр. Вместе с тем, в широком смысле, хлеб всегда воплощал  материализованную долю живых. Почему же монахини женского Спасо-Бородинского монастыря стали замешивать в поминальный хлеб  семена кориандра?

      В восьмидесятых годах XX века сестры монастыря обнаружили в архивах письменные свидетельства о хлебе, но рецепт того самого монастырского хлеба им найти не удалось. Монастырь закрыли в 1929 году, а тремя годами ранее, в 1926 году, русский пекарь-технолог Георгий Соколовский впервые описал Бородинский как буханку,  рецептура и вкус которой были прекрасно известны. Следовательно, в монастыре пекли хлеб с кориандром.
 
      Кориандр  как пряное растение употребляется преимущественно  в Закавказье, главным образом, в Грузии, для приготовления национальных блюд – харчо, лобио. В Армении делают настойку и настой из плодов кориандра и применяют в качестве успокаивающего средства при сильных нервных расстройствах, переживаниях. Поэт и врач А. Амасиаци в поэме «О свойствах трав» отмечает, что семя кориандра вызывает «потемнение в глазах и забывчивость», а также «смертельное охлаждение натуры» и «смерть или боль уготовит», несмотря на свои «лечебные» свойства. Избыточное употребление кориандра, отмечает врач,  «вызывает помутнение разума, изменение голоса, как у пьяного, и несвязную речь». В древнем Египте семена кориандра использовались в  п о г р е б а л ь н ы х  обрядах и жертвоприношениях. Удивительно, что эфирное масло кориандра служит основой  для синтеза большого разнообразия запахов - ландыша, фиалки, розы, бергамота, лилии, лимона. Отходы кориандра в виде шрота, получаемого после отгонки эфирного масла из плодов и отделения жирного масла, являются  кормом  для животных: свиней, кроликов и домашней птицы. В Центральную и Западную Европу кориандр попал от римлян после римского завоевания Великобритании в I веке н.э. затем, в XV – XVIII веках был завезен в Америку, Австралию и Новую Зеландию. С XVIII века эта «пряность» появилась и в России. В 1784 году русский агроном А.Т. Болотов впервые упоминает кориандр как огородное растение, а в 1830 году граф П.И. Апраксин   раздает семена кориандра и аниса, вывезенные им из Испании, крестьянам села Красного Воронежской губернии (ныне Белгородской области) для посева. В дальнейшей истории кориандра в России значится страница, когда в 1860 году управитель имений Апраксина  ученый Н.Д. Хлебощин рекомендует пропалывать анис от кориандра как можно чаще. (Кстати, кто помнит, наиболее отсталыми, век спустя, были именно эти регионы России).

     Апраксины породнились с потомками литовского князя Гедимина Голицыными, которым после Нарышкиных с начала 19 века принадлежало подмосковное село Знаменское. Голицыны контролировали практически все земли Можайского уезда, большая часть которых была пожалована им императрицей Анной.

     Между родами  Пушкиных и Нарышкиных существовала древняя родовая связь. Оба рода,  а также род Романовых,  происходили от сербских королей Неманичей и их русских потомков Радшичей. Один из  Нарышкиных  был женат на красавице баронессе Екатерине Александровне Строгановой (1769 – 1844), тетке Натальи Николаевны Гончаровой. Наталья Николаевна, уже в пору своего замужества, вместе с супругом А. С. Пушкиным неоднократно навещала Екатерину Александровну в ее московском доме на Пречистенке. Дядя Натальи Гончаровой - Нарышкин - был посаженым отцом на свадьбе Пушкина со стороны невесты.
 
    Пушкин  знал  об участии Нарышкиных в битве 1812 года при Бородино, и в сражениях 1813 года при деревне Кульме в Германии,  не мог он не знать и о трагедии в семье Маргариты Михайловны. Но почему-то в своем творчестве он не обмолвился о них ни словом.

     В 1818 году Пушкин становится членом кружка «Зеленая лампа» - литературного филиала тайного общества «Союз благоденствия», членом которого также является и Дмитрий Львович Нарышкин.  "Союз благоденствия", призванный масонами к «нечувствительному» насаждению нравственности в России, имел 30 учредителей из столицы и областных центров, 6 руководителей в  Думе, печать с изображением улья, окруженного пчелами.

     Относился ли Пушкин к Нарышкину с уважением? Несмотря на воинские заслуги, положение Нарышкина в светском обществе оставалось двусмысленным при том, что Нарышкины, в отличие от Пушкиных, не происходили из боярского рода.

     Не было тайной и то обстоятельство, что супруге Д.Л. Нарышкина Марии откровенно симпатизировал император Александр I, а "глава семейства" неоднократно получал от царя денежные суммы. Благодаря дочери Пушкина Марии Александровне, фрейлине при дворе императрицы, знавшей все придворные романы и интриги, известной стала история о том, как оригинально  Александр I платил Нарышкину за интим с его женой. Нарышкин приносил царю очень красивую книгу в переплете. Царь, развернув книгу, находил в ней чек на несколько сот тысяч и подписывал этот чек, якобы оплачивая продолжение книги. Но однажды "благоденствие" было омрачено резолюцией иного толка: "Издание этой повести прекращено".

     Мария Антоновна в свете не стеснялась быть матерью детей императора – дочери Софьи (1808–1824) и сына Эммануила (1813–1902). Именно эта "непосредственность" и нашла отражение в знаменитом пасквиле, полученном А. С. Пушкиным. Пасквиль представлял собой "Диплом" на звание члена «светлейшего ордена рогоносцев», великим магистром которого именовался Дмитрий Львович Нарышкин.

     Вряд ли супружеская ревность поэта послужила поводом для публичной насмешки. Александр Сергеевич почти не ревновал Наталью, лишь изредка мягко упрекая жену в том, что она пускается "в разные кокетства". Проводя годы в непрестанных заботах, трудах, разъездах, он не придавал значения мнению "светской черни", к которому относился не более чем как к пустой болтовне: «…хоть я в тебе и уверен, но не должно свету подавать повод к сплетням» - говорил он, обращаясь к Наташе.

     Единственное, чем мог быть оскорблен поэт, - что Двор "забыл" о принадлежности его к боярскому роду.

     Умилительное отношение царской особы к его жене Наталье было лишь искрой в разгорающемся пожаре. Наталью пригласили на бал одну, в то самое время, когда у Пушкина умерла мать. Нет, конечно же, ревность не могла быть поводом к дуэли с Дантесом. Был проигнорирован Род. Кульминация этого события стремительно происходила у него на глазах и не могла оставить его равнодушным созерцателем. Для него было делом чести предпринять решительные шаги.
 
    Кстати, исследователи жизни и творчества Пушкина по сей день бьются  над загадкой, которую не могут разгадать вот уже почти два века: кто же был автором знаменитого пасквиля, и послужил ли пасквиль причиной дуэли и гибели поэта?

    В 2001 году в издательстве «Либерея» готовился к выходу в свет первый номер журнала «Невтон», верстку которого я держала в руках. В ней была статья писателя Петра Лебедева, называвшаяся «Тайный режиссер гибели Пушкина». Эту статью впоследствии изъяли по указанию гендиректора издательства С.И. Самсонова, и я не увидела ее в первом и последующих номерах журнала «Невтон». Автор «Тайного режиссера…»  выдвигал гипотезу о том, что пасквиль был написан самим Пушкиным! (Позже стало известно, что похожую гипотезу выдвинул Петраков.)  Петр Лебедев обращал внимание графологов на то обстоятельство, что «пушкинский почерк был, пожалуй, единственным среди всех возможных, которые не подвергались прямой  экспертизе на предмет сочинения пасквилей». «...Экспертиза установила, что все экземпляры диплома написаны одним человеком, причем почерк сознательно изменен», и если бы гипотеза  автора подтвердилась, то пасквиль квалифицировался бы как вызов поэта царю Николаю I, попытка  предотвратить повторение «нарышкинской» истории  и спасти честь семьи и своего боярского рода.
 
    Стоит ли говорить о последней дуэли Пушкина?

    Последний француз побежденной армии Наполеона воплотился для него в лице Дантеса, а дуэльная пуля показалась бы ему мелкой дробинкой по сравнению со всем свинцом Бородинского сражения в его душе, если бы секунданты зарядили в пистолеты не по одному, а по четыре колпачка пороха.      

   ...Поминальный хлеб, выпекаемый монахинями Спасо-Бородинского монастыря, перевоплотился, став Бородинским.  Этот хлеб стал живым телом народа-победителя, частицей которого всегда ощущал себя Александр Сергеевич Пушкин.

Литература.

1. Андреева С. И. Погребально-поминальный ритуальный комплекс в русской традиционной культуре. Дипломная работа. Новосибирский государственный педагогический университет, исторический факультет. 2006 г.
2. Барнаулов О. Лекарственные свойства пряностей. С-Пб. 2001 г.
3. Воронежская М. Мир войны. Подмосковье №191 18.10.12 г., с.5-6.
4. Друзья Пушкина. В 2-х тт. М. Правда. 1986 г. Т.2., с.450-451, 538.
5. Рыбаков Б.А. в книге «Язычество древней Руси», М.- 1987, с. 115
6. Скляревский Л. Я. Целебные свойства пищевых растений. М. – 1972 г.
7. Одинцовская земля./Энциклопедия сел и деревень Подмосковья/ М. - 1994, с 214.

8. http://www.vzov.ru/2003/01/06.htm

9. «А ваш хлеб како верует?» http://mhd.narod.ru/hleb.htm

10. История выпечки хлеба в монастырях: http://hlebosol.info/russkiy-hleb/monastyr/

11. Петр Лебедев. "Тайный режиссер гибели Пушкина" Интернет-издание «Татьянин день» от 7.09.2012 сохр. копия от 14.11.12.

12. Владимир Козаровецкий. Тайны пушкинской дуэли: http://discut1837.narod.ru/07.htm

13. Николай Иванович Кирсанов. Неразгаданная тайна Пушкина.
www.proza.ru/2011/09/04/1048

14. Прибалтийский хлеб http://www.realfacts.ru/index.php?newsid=585

15. http://www.liveinternet.ru/users/historii/post146081988/