Начало http://www.proza.ru/2013/01/30/707
http://www.proza.ru/2013/01/30/1000
http://www.proza.ru/2013/01/30/1778
http://www.proza.ru/2013/01/30/1781
http://www.proza.ru/2013/01/31/1084
http://www.proza.ru/2013/01/31/2255
http://www.proza.ru/2013/02/02/189
http://www.proza.ru/2013/02/03/798
http://www.proza.ru/2013/02/04/21
http://www.proza.ru/2013/02/04/1819
http://www.proza.ru/2013/02/04/1914
В тёмной комнате на низкой скамеечке сидит белый, как лунь, дед БРАЧИК.
И рубашка у него белая, белые исподние штаны, длинная всклокоченная борода и
мягкие, давно не стриженные волосы – тоже белые.
Брачик бормочет себе что-то под нос, а руки его механически скубут пух с
перьев.
Этот пух мягко плавает по маленькой тёмной комнатке, застревая в волосах,
дедовой бороде.
Это очень похоже на снег, который идёт за окном.
Внезапно рука Брачика застывает.
-Макрена, пойдём тропинку чистить. Гости до нас едуть.
МАКРЕНА, маленькая старушка, с повязяанным вокруг головы тёплым платком,
из-под которого виден другой, белый в маленькие синие точечки. Ещё один
платок – большой клетчатый, наброшен на плачи, она сразу направляется к двери,
но голос мужа останавливает её:
-Не ходи без меня.
Брачик встаёт, протягивает вперёд одну руку, идёт на свет, навстречу
Макрене.
Старушка берёт деда за руку и ведёт к выходу, где у печки стоят большие
валенки.
Брачик одевает валенки.
К домику подъезжает лошадь, которую едва разглядеть за большими деревьями
в снегу.
Узкая, глубокая тропинка, ведёт к чистому крылечку.
На крылечко выходит Макрена.
-Сяргееўна. Ты лі гэта?
С саней неуклюже выдезает Агафья
-Я, кому ж быть. Муки вам привезла.
Макрена смотрит на разрумяневшиеся с мороза лица Кати и Дмитрия, которые
несут к крылечку нехитрые гостинцы от Агафьи
-Ну, заходзьце. І мяшкі з мукой вядзі за сабой.
Кобылу твою зараз у сарай завяду.
***
Брачик, сидящий напротив окна в тёмной комнате, кажется персонажем из
детской сказки. Он сидит, слегка закинув свою седую пушистую голову назад и
“смотрит” на Дмитрия, который стоит перед ним широко раскрыв глаза.
-Что, думаешь, - я колдун?
-Мне кажется, что я вообще перестал думать.
-Думать – это полезно бывает.
Ну-ка закрой глаза – чтобы мы были с тобой на равных.
Дед встаёт и кладёт на плечи Дмитрия свои руки.
Дмитрий закрывает глаза.
-Везде ты не прав, хлопчик.
Не колдун я и не знахарь, а дипломированный врач. Есть у меня свои
странности в лечении, но они обоснованы и проверены.
И я никогда не ставлю точку после диагноза. Он умеет меняться. Иногда
приходится лечить совсем другую болезнь.
Ну, а пришёл ты сюда не потому, что Катя привела. И это – самое главное.
Потому что за это зацепиться можно и посражаться за тебя.
Доктор Брачик поворачивает к себе спиной Дмитрия и кладёт большие пальцы у
основания черепа, нагибая парню голову вперёд, скользит по волосам и
внезапно хлопает по ушам Дмитрия ладонями. И отпускает его.
Дмитрия слегка качает.
Вновь Брачик «вглядывается» ему в лицо. Его слепые глаза – ясные и будто действительно что-то разглядывают. Глаза у Дмитрия по-прежнему закрыты.
Парень погружается в нереальный мир странных образов.Он, медленно
пробирается сквозь плотную тёмную массу, похожую на туман или дым.
Перед Дмитрием внезапно выплывают из этой непонятной субстанции яркие огни –
то ли бесится дискотека, то ли поезд наезжает из тумана, то ли глаза хищные
приближаются.
Никакой конкретности в этом месте нет. Бледная ДЕВУШКА с татуировкой на
предплечье в виде каких-то синих колючек и кукольного лица, обнимает его за шею и старается пригнуть его голову.
Девушка виснет на шее Дмитрия.
Дмитрий с силой разжимает её руки. Отстраняется. Поворачивается и хочет
уйти, но место совсем незнакомое, ничего не видно. Абсолютно ничего. Только
какие-то сполохи в сером тумане. Дороги не видно. Куда идти – неизвестно.
Из этого тумана выплывает бледное лицо с косой черной прядью, глаза –
одни зрачки. Дмитрий отворачивается. Куда не повернётся - эти глаза.
Кто-то тянет с силой его за ворот рубашки.
Пуговицы с треском отрываются.
Рубашка взлетает, унесённая ветром.
Дмитрий резко останавливается, будто ударившись о невидимую преграду,
оглядывается вокруг себя.
Он стоит на тонкой доске, перекинутой через широкую канаву.
Дмитрий видит перед собой тёмную воду, на которой плавают окурки, мусор и
много пластиковых одноразовых шприцов.
По тёмной воде маленькая девочка пускает бумажный кораблик, сделанный из
листа медицинской карты Кати. Читается обрывок диагноза, под которым большой
красный восклицательный знак.
***
На лице Дмитрия – капли пота.
Брачик резким движением руки толкает Дмитрия.
Дмитрий садится на кровать, едва не упав.
Открывает глаза. И снова впивается взглядом в этого чудного старика. Который
знает про него всё.
Брачик устало прислоняется к стене.
-Все люди связаны между собой. Некоторые так привязываются друг к другу,
что не отпускают от себя. Помереть спокойно не дают.
А другие –наоборот приближают время смерти.
Но сама смерть не страшна. Страшно быть к ней не готовым. Вот будто гостью
желанную ждёшь, хочешь ей понравиться, волнуешься, соизволит ли прийти. И она
вдруг приходит без предупреждения, а ты в это время бумажкой попу подтираешь
при распахнутой дверце туалета!
Надо мне, чтобы ты хорошо понял, почему ты сюда приехал, надо разгадать
эту загадку. А теперь иди и всё-таки думай. Это полезно.
-Я что-то должен вам заплатить?
-Не бойся, денег не возьму. Но говорят, что ты дрова классно колешь.
Подмоги бабе моей. А то я ей не помощник.
У стола пьют чай Макрена и гости - Агафья и Катя. Катя очень напряжена. Она прислушивается к тому, что происходит в маленькой комнатке, где находятся
Брачик и Дмитрий. Мвкрена пытается снять напряжение, которое зависло над столом
-А што ж летам не прыехала?
Катя вздрагивает и торопливо отвечает:
-Работа не пускала. Мне ещё отпуск не положен был.
Из комнаты Брачика выходит Дмитрий. Не глядя на Катю, молча одевается.
Катя хочет подойти к нему, но Макрена удерживает её, положив на её руку свою
сморщенную, с выступающими, крутыми от работы жилами. Дмитрий быстро выходит.
Теперь - Катина очередь. Она ехала сюда для того, чтобы Брачик подсказал ей,
что надо делать дальше, чтобы хоть немножко разложил по полочкам всё, что творилось
в её голове…
Ей немножко страшно.
Что доктор сказал Дмитрию? Так и не поняла – хорошее или плохое. Дал ли надежду.
Он ведь не со всеми разговаривает. А с Митей сидел долго. Значит поможет… А мне.
Можно ли мне помочь.
Катя идёт в комнатку, где уронив голову на ладони, сидит Брачик.
***
Девушка подходит к столу и осторожно садится напротив Брачика на кровать,
где только что сидел Дмитрий. Она терпеливо ждёт, когда можно задать свои
вопросы.
За спиной Брачика висит дешёвый коврик с вытканными аистами, которые ходят по
болоту. В их открытые клювы будто вставлены красные треугольники.
-Смотришь на буслов? Это их Макрена пожалела. Говорит, жалко их, глаза
выпучили, клювы раскрыли – будто просят что-то. Взяла у дочки помаду и закрасила. Из-за этого такой сыр-бор разгорелся. Помада была заграничная, дорогая.
-А я не пользуюсь помадой.
Дед касается Катиных рук, сжимает её ладони в своих.
-Я, Катюшка, тебе помочь ничем не могу. Только ты сама.
Ты подкармливаешь свой диагноз эмоциями. Эта болезнь очень любит адреналин.
А надо перестроиться. Будь как Зося. Не злись, не устраивай самосуды, прости
всё и обрадуйся тем малым радостям, которых так много вокруг тебя.
Брачик подвигает к себе насыпку с пером и опять принимается дёргать пух.
Нет, для Кати этих слов мало. Пожалуйста, ещё, не всё понятно:
-Я не знаю, как это сделать. Я переживаю за каждую мелочь, просто физически чувствую то, что меня не устраивает…
-Вот какая ты у нас принцесса. Не устраивает.
А всё должно устраивать. В любой ситуации масса вариантов, которые позволяют
изменить ситуацию. Учись их находить.
Кате кажется, что дед специально подбрасывает в воздух пух. Прямо настоящая «снежная метель» кружит в маленькой комнатке. А Брачик продолжает своё учение:
-Люди, которые заняты собой и своими неудобствами не могут вылечиться.
-Что значит, найти себе дело? Я же работаю, занимаюсь…
-Нет, это совсем другое. Такое дело, без которого ты жить не сможешь.
Оно должно полностью подчинить все твои желания. И есть забудешь и спать.
Только и будешь думать об этом деле. И работать и жить ради этого дела.
И тогда не будет места в твоей жизни для этой чудовищной болезни и она уйдёт.
Потолок комнатки растворяется: и снег и пух – не понять, где одно переходит в
другое – кружатся возле Кати. Совсем близко возле себя она видит лицо Брачика.
Его голос заставляет Катю дрожать, пугаться и вновь становиться спокойной.
-Знаю вот, вдовица Андреевна тоже с таким диагнозом была. Невестку её в
больницу положили и двое внучков-двойняшек пришлось ей няньчить. Вот пока
невестка выправлялась – Алексеевна как здоровая была. И сварливость свою утратила.
Дело у неё появилась – внуков растить. Она незаменима в этом деле была.
Больше некому было…
Катя не выдерживает долгой паузы:
-Ну а потом?
Брачик задумывается, будто что-то вспоминает. Руки его спокойно лежат
на коленях. Но снег-пух по-прежнему медленно кружится вокруг Кати.
-Потом померла всё-таки. Программу свою закончила, и померла. Внуков до
института довела. Так что вместо положенных двух недель прожила 13 лет.
Таких историй много.
Вот тебе история заграничная. Жил-был учитель школьный. Была у него жена и двое
детей. Вдруг он узнаёт, что жить ему осталось пару месяцев. Рак.
Мужик он был хорошего воспитания. Стал думать, как можно обеспечить свою
жену и детей. Решил написать книжку. Роман. Чтобы все хотели прочитать и чтоб
на гонорары прожила семья, когда он помрёт. Очень старался. И написал.
И назвал его «Заводной апельсин»
За эту книгу он получил миллион. Да ещё полностью вылечился от рака.
По его роману и фильм сняли. Я ещё, когда зрячий был, видел его.
-Всё это похоже на сказку.
-Конечно, похоже. А ты вот задумывалась: почему оживает принцесса
заколдованная, когда её целуют. Или Андреевна, которая внуков своих безмерно
любила, почему получила такую отсрочку. Или тот школьный учитель, который не
мог оставить семью на прозябание – потому что любил их.
А в твоём сердце нет места любви. Только мысли о болезни и справедливости.
Люди разные и не могут поступать так, как ты хочешь.
За это с них спросится. А ты – отвечай за себя.
Открой свое сердце. Посмотри, в каждом человеке светится добро. Иногда совсем
малый огонёк, но его можно раздуть, распалить. А ещё лучше - полюбить этого
человека за этот пусть маленький огонёк. И тогда он не погаснет. И согреет
тебя. И вылечит.
Дмитрий несёт вязанку дров. Неяркое зимнее солнце освещает заснеженные
берёзы и маленькое окошко, за которым он видит Катю.
Дмитрий останавливается и наблюдает, как девушка слушает, что ей говорит
Брачик. Конечно, слов Дмитрий не слышит. Но он видит реакцию Кати.
Вот она опускает голову, потом резко поднимает её,
и - волосы взлетают над её лбом.
Засмеялась, протянула свои руки Брачику.
Дед прижал голову девушки к себе. Гладит по голове.
Катино лицо, лежащее на груди слепого доктора, повёрнуто к окну.
Катя замечает Дмитрия.
Взгляд Дмитрия летит навстречу Кате. Будто птица пролетает над окном
маленькой хатки, устремляется к заснеженному окошку и со всего размаху
ударяется в холодное, мёрзлое стекло.
Дмитрий взрагивает.
Поленья падают в снег.
Дмитрий какое-то время неподвижно стоит, потом медленно оседает в сугроб.
***
Катя стоит на коленях на снегу, тормошит Дмитрия.
-Митя, Митя.
На пороге хаты появляется Брачик. Он не одет – как был в хате в белой
исподней рубахе и штанах, босиком – так и вышел на зимнее крыльцо.
Из хаты выбегает Макрена и пробует увести Брачика в дом, в тепло.
Дед, как непослушные дети, которых силком хотят куда-то увести, цепляется
за косяк двери.
Макрена набрасывает на его плечи свой большой клетчатый платок, который снимает с
себя. Бричек успевает ещё крикнуть:
-Катя, не тревожь его. Ничего страшного нет. Сейчас он встанет и будет здоровее всех живых. Только помни, что обещала мне.
Макрена силой уводит Брачика в хату.
Катя склоняется над Дмитрием. Вглядывается в его лицо.
Это спокойное лицо спящего человека, слегка разрумянившегося на морозе.
Длинные тёмные волосы разметались на снегу.
Девушка наклоняется ниже и её волосы струятся вниз и падают на голову Дмитрия.
Теперь кажется, что у Дмитрия тоже такие длинные светлые волосы, как у Кати. Она склоняется ещё ниже и тихо и нежно целует Дмитрия.
Дмитрий открывает глаза.
На лице у Кати улыбка.
Боже, как она умеет улыбаться!
-Что ты ему обещала?
-Влюбиться.
***
Катя в белой панамке сидит на берегу летней речки и смотрит на купающихся
мальчишек. Рядом с ней сидит маленькая девочка Катя в такой же панамке. Девочка
держит в руках старенький будильник.
Мальчишки все стрижены наголо. На берегу аккуратно сложены их одежда. И
одинаковые полотенца с черным штемпелем –Детский дом №1. Дети шумят, поднимают
тучу брызг.
Катя с тихой улыбкой смотрит на купающихся на мелководье детей. На руку
Кати
садится большая стрекоза.
По тропинке мимо речки на велосипеде едет Дмитрий с большой почтальонской
сумкой.
-Катя!
Девушка оборачивается и машет ему рукой. Девочка Катя в точности повторяет
её жест.
-Веди мальчишек на обед. Столовая же закроется!
Катя улыбается.
-Иди сюда, я тебе что-то скажу.
Дмитрий оставляет велосипед и подходит к Кате. Она что-то шепчет ему на ухо. Дмитрий хватает Катю и кружит её.
-Неужели это случилось?
-Из всего, что могло случиться – это – самое прекрасное. И эта программа такая долгая! Куда длиннее чем лето.
Девочка с будильником хитро посматривает на Дмитрия.
- Я тоже знаю этот секрет. У меня будет братик. Или сестричка. Вот.
Звонит будильник. Девочка Катя встаёт во весь рост и поднимает над головой звенящий будильник – чтобы не только слышно было, но и видно. Купание кончилось. Мальчишки отфыркиваясь выбегают на берег и вытираются.
Издалека видно, как по склону поднимаются две Кати, они держатся за руки, затем следует стайка мальчишек. Один идёт в накрученном на голову полотенце, другой размахивает им перед собой, вертя пропеллером. У третьего полотенце завязано на животе. Мальчишки обгоняют друг друга, шалят. Вся компания цепочкой спускается к узкому мостику через реку.
Первым идёт Дмитрий. За ним по одному мальчишки. Самый маленький тормозит движение. Он смотрит с мосточка, как течет вода.
Показывает пальцем на белый бумажный кораблик из исписанной тетрадки. Упражнение на этом листке всё исправлено красными чернилами.
Кораблик скрывается под мостиком и все поворачиваются на другую сторону, чтобы увидеть, как он выплывает.
Дмитрий смотрит на кораблик, провожает его глазами. На краю кораблика, там где положено быть якорю, - большой красный восклицательный знак.
Кораблик уплывает и вся компания движется дальше, на другой берег к большому старому особняку.