Музыка слова

Павлова Вера Калиновна
+                МУЗЫКА  СЛОВА

     Мы чутко реагируем на интонацию обращённого к нам слова. Есть ли такая реакция на слово написанное? Почти каждый из нас скажет, конечно, есть. Каждое слово имеет свою эмоционально-смысловую окраску. Перед нами, пишущими, их - целый спектр. 

     У меня нет претензий на абсолютную истину или полноту раскрытия заявленной темы, но за свой небольшой писательский опыт (10 лет) кое-что приметила и отложила для себя, как некоторые принципы пользования словом.
Эта статья, скорее, - мысли вслух…
 
     Конечно, первое, на чём выстраивается словесная стилистика – выбранный сюжет, его драматургический цвет, яркость захватившей автора темы, которые и определяют эмоциональный строй предполагаемого повествования. Чтобы никого «не обижать», возьмём, не выбирая, пример из моего опуса.

     1 вариант: «Окружающий ландшафт состоял из мягких по форме холмов, на красивейших склонах которых располагались, сменяя друг друга, геометрически чёткие, оттого очень красивые, посадки яблонь, виноградников, кукурузы, подсолнечника».

Можно написать и так:

     2 вариант:: «Окружающий ландшафт состоял из мягких по форме холмов, на склонах которых располагались геометрически чёткие посадки яблонь, виноградников, кукурузы, подсолнечника».
А вот этот пример текста статиста, «бухгалтера»:

     3 вариант: «Окружающий ландшафт состоял из холмов, на которых располагались посадки яблонь, виноградников, кукурузы, подсолнечника».

     Этот вариант самый простой, сухой, «прагматичный», не имеющий красок. Помните, у Грибоедова: … «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком…». Только там имеется ввиду декламация… В музыкальном исполнительстве тоже есть исполнение «с душой», а есть «бухгалтерский» отсчёт по долям такта, характерный для начинающих музыкантов.

     2-ой вариант - более мягкий благодаря участию уточняющих, «рисующих» слов.

     1-ый вариант – наиболее полно характеризующий природный эпизод, точно следуя
за раскрывающейся перед взором красотой природы в подробностях. И есть в этом некая музыка, переливчатость высказываемых слов, уточнений, определений… видится красивейший пейзаж…

     Так мы создаём словесную живопись: акварель, картину маслом, графику...От желания увидеть и точно выразить-отразить ВСЁ, что чувствуется и видится, от экспрессии применённых слов и зависит жанр отображаемого.

     Музыка слова слышится везде: в  слове,- точно в музыкальном  мотиве, в нескольких словах – как в короткой фразе, в предложении – как в целом музыкальном периоде - построении. А как меняется мелодия и главная мысль предложения от порядка следования в нём слов!
 
К примеру, можно так?:

     «А как меняется от порядка следования в нём слов мелодия и главная мысль предложения!»  По-моему, так нельзя. Мне в этом слышится абракадабра. После глагола должно быть «Что», за ним, по логике, идёт «От чего». Есть и ещё неудачные варианты…

     А вот пример отражения осеннего негатива. Конечно, можно написать прямо: «…на коленях темнели грязные глинистые пятна», но ищу приемлемое для меня сочетание и созвучие слов:
«… на коленях выразительно темнели глинистые следы "касания" с дорожной колеёй.».

     И ещё: «Иногда из-под колёс вырывался фонтан, не выбиравший цели…» Можно написать: «Иногда из-под колёс вырывались брызги грязи, окатывавшие нас…» В этом случае усиливался негативный штрих происходящего, что наводило бы «тень» на общее позитивное повествование.

     Следующий пример - «поющего» стихотворного текста:

Л. Татьяничева, «Лето»:

             Распахнуты все двери пред нами в красоту!
             Как мать Природа верит в людскую доброту!

     В данном случае певучесть текста обеспечивают наличие доминирующих гласных «е», «а», «о»,  обилие звонких согласных «р», «д», «н»; «б», «в», «л»,  а также их следование в сочетании с гласными в тексте. Певучесть стихов – характерная особенность поэзии Людмилы Татьяничевой.

И, наконец, два слова о рецензиях.

     Слово ранит., слово вдохновляет, радует, отбивает желание работать, поддерживает и ещё десятки, сотни слов, творящих и, увы, убивающих нашу жизнь…

Молодому автору можно написать по-разному. Если произведение не очень понравилось: «Прочитал Ваше мини. Понравился стиль изложения. Успехов Вам и творческого вдохновения! С уважением» О недостатках не писать. А лучше – не писать вовсе, если не понравилось.
 
     Если очень хочется помочь автору, то мы должны найти такую деликатную форму, в которой автору приятно получить от нас замечание или совет. Мы все сверхчувствительны и знаем, что у нас не получается и что не всегда выходит так, как мы хотим.
 
     Надеяться на то, что всё «сойдёт» - тоже нельзя, т.к. читатель, даже не высказав мнения, уходит со страницы с определённым впечатлением, обходя нашу страницу в следующий раз. Любым мнением нужно дорожить, кроме неуважительного, и недоброжелательного.
 
     Эти признаки всегда заметны, т.к. могут сквозить и в небрежно брошенном одном слове. В этом «жанре» есть, точнее, были «прославленные» имена на сайте, применявшие даже нелитературную лексику в адрес не только авторов, в гостях у которых они находились, но и читателей автора. Это одиозные, всем известные ники. Не буду их приводить…

     Хочется надеяться на то, что наш сайт Проза.ру – этически образцовый литературный портал, авторы и читатели которого обладают  и огромным интересом к творчеству коллег, и деликатностью в выражении своих мыслей и чувств по отношению друг к другу.

07.02.13 г. Павлова Вера Калиновна