Чёрный огонь

Амайрани Грау
Из разговора с Наташей.

Похвалив (хотя и недостаточно) ее стихотворение, с темы о поэзии я перешла на тему даже не творчества вообще, а некого мятежного духа, который меня так привлекает.

Люди, в которых есть этот дух... их сразу видно - чаще всего это натуры творческие или каким-то образом к творчеству причастные. Они выделяются в толпе особым обреченным, отрешённым видом, какой-то твёрдостью. Чувствуется стена между ними и окружающим миром, кажется, что они вообще здесь не находятся, что их мало что волнует... Может быть, они несчастны? Но даже страдание по отношению к ним мне кажется слишком приземлённым.

Я мыслю в первую очередь образами, поэтому этот самый загадочный дух представляется мне в виде такого тёмного, чёрного огня...

Собственно, эти мрачные люди - это как бы вместилище этого огня здесь, на земле. Он горит в них, и даже не то, чтобы побуждает творить, нет... он как бы сам находит выражение в музыке, литературе, живописи. Особенно - в музыке и живописи, потому что мне кажется, что эти виды творчества даже больше, чем литература, открывают двери туда, где горит этот огонь. Здесь всё построено на образах и эмоциях, выраженных без слов и оттого воспринимающихся как бы дзенским озарением, интуитивно... И тексты иногда - лишь дополнение.

Но в любом случае мы не видим это пламя целиком...

Иногда читаетель или слушатель даже больше отстранён, чем творец. Ведь о время восприятия чьего-то произведения возникает бессловесный диалог между тремя: автором, слушателем и творческим духом. Творец всё же заботится о материальной стороне (рисование, кисти, краски, игра, техника), а зритель как бы бестелесен...

Только по творчеству и редко из общения мы вообще можем узнать, чем живут эти интересные персонажи, что творится в этих странных душах. И нужно быть благодарным за это, за то, что они дают возможность заглянуть туда, увидеть это пламя.

Их отрешенность похожа на состояние древнего воина перед битвой, которому нечего терять, члена культа, который полностью предан поклонению.

Этими людьми - рождаются или становятся? Неужели те, кого почти не волнует ничто земное, тоже когда-то играли в песочнице, учились читать, радовались игрушкам, дружбе и прочим милым радостям? Когда эта сила стала проявляться?

Правда и то, что я никогда не смогу не только принятой в ряды этих мятежников, а даже считаться не другом, а просто собеседником - они меня не разглядят, не заметят.

Но все равно я как бы прикоснулась к этому, подошла почти вплотную...

И в то же время это мрачное пламя близко к тому светлому восторженному огню молодых романтиков, только начинающих жить и мечтающих изменить мир. Это то же самое, только другого цвета, с иной, тёмной стороны. Так чувствовать, мечтать и страдать можно только в юности. С возрастом как чёрный, так и чистый красный огонь сменяется серым практичным расчётом.

Спасибо им, за то, что они есть, за то, что освещают этим чёрным пламенем наши обычные будни.

Иллюстрация - фото группы Summoning.