СоциУМ

Петро Одинцов
Общество. Как много в этом... слове.
Кто оно? Оно существует? Это же его назвали социумом только за то, что оно очень разборчиво в том, кого любить, а кого сильно любить?
Ох уж, этот социум, это общество, – это же люди, так ведь?
Или тут подвох? Я думал обратиться к обществознанию, но передумал и не обратился.

Люди как люди. Все, в принципе, одинаковые. Когда они по отдельности, со многими можно нормально общаться, хотя и не все тебя понимают, но, в принципе, все похожи: у всех мечты, переживания и прочее. Но когда они собираются вместе... их называют страшным словом

СОЦИУМ!

Социум выражает мнение большинства.

При демократии мы должны учитывать мнение большинства, но почему-то моё, например, скромное мнение почти никогда не совпадает с мнением большинства. Однако, я тоже часть социума. Неразбериха какая-то. Получается, что мнение общества разделилось. В самом основании, в каждом человеке по отдельности.

Да, каждый человек по отдельности. Несмотря на то, что он живёт в социуме и он – часть социума. Очень часто у индивида возникают разногласия с социумом (читайте с самим собой). Так что же делать? Уматывать отсюда? Не спешите.

Моя теория такова: человек – это самостоятельное, достаточно мыслящее существо с планеты Земля. За долгие годы существования он обрёл определённую связь с другими людьми на уровне подсознательного. Эта связь со временем росла и оформилось в нечто совершенно самостоятельное – в новое живое и мыслящее существо под названием «Социум». Оно как бы питается эмоциями и мыслеобразами всех людей, связанных друг с другом различными социальными или экономическими факторами и выдает некое «особое мнение», которое и принято считать мнением общества в целом. Парадокс в том, что при преобразовании мнений отдельно взятых лиц, «мнение большинства» может выйти совершенно далёким от мнения каждого в отдельности. Однако авторитет «Социума» так велик в обществе, что не подчиняться его мнению люди, связанные с другими людьми различными факторами, не в состоянии.

Нам остаётся только смириться с неизбежностью и непредсказуемостью мнения большинства, так как очевидно, что оно не зависит ни от кого из нас. Это прихоть и безумная игра огромного метафизического монстра, который завис над землёй и слушает, что мы думаем. Где бы вы ни были: общаясь с другими людьми, вы становитесь частью общества, а значит питаете «Социум».

Я предлагаю расслабиться и не обращать на это внимания. В конце концов, мы – не «Социум», мы не большинство. У нас есть свобода воли и выбора. Но можем ли мы изменить что-то, если наше мнение не совпадает с мнением «Социума»?

Я полагаю, что да. Будем опираться на то, что у нас есть относительная свобода. Относительная в том смысле, что она «заканчивается на кончике носа другого». Если рассматривать «Социум» за самостоятельное, живое и мыслящее существо, каким оно и является, мы вправе приравнять его к человеку. А значит, каждый человек в отдельности, при определённых договорённостях может спокойно сосуществовать с «Социумом», не теряя при этом своей свободы. Об этом ещё Маркс писал, наверное.

Каким образом можно этого добиться?

В первую очередь необходимо уважать своё мнение не меньше мнения большинства. Таким образом мнение каждого в отдельности будет значить не меньше, чем мнение «Социума». В самом деле, если все люди в определённом смысле равны, то и мнения их, при прочих равных, по сути, равны.

Ну а дальше я полагаю следует воспользоваться правилом: «Живи и не мешай жить другим.» Под другими здесь имеется в виду «Социум». Зачем пытаться изменить то, что невозможно изменить? Не лучше ли заняться собой? Едой? Сном?

«Социум» большой и сильный, но это не значит, что он хороший или плохой. Мы, конечно, можем встать на его сторону и придерживаться его мнения, но я полагаю, что тем самым мы откажемся от собственной свободы в том, в чём она у нас есть: в свободомыслии. Да, «Социум» так не считает, но всё-таки некоторые вещи остаются незыблемыми вне зависимости от его мнения. Но это не значит, что «Социум» враг свободомыслия, просто есть определённые обстоятельства, когда он его отнимает. По большому счёту, мы сами его отдаём, чтобы стать к нему ближе, попасть, так сказать, под его большое крыло.

Когда мы отдаём ему своё мнение, мы чувствуем, что пропадаем и становимся частью «Социума». Да, но мы ведь и раньше были этой частью, что же изменилось? Теперь нас нет, теперь мы – такой же «Социум» и наше мнение и есть «мнение большинства». Теперь мы не питаем, а питаемся. Мы обрели крайнее могущество, но никак не можем им воспользоваться, потому что течение жизни и обстоятельств само несёт нас в неведомые дали. Хотя, как правило, это вполне ведомые и прозаичные дали.

В заключение, мне бы хотелось пожелать вам подружиться с «Социумом», потому что часто он несёт в себе много хорошего и позитивного, в то время как «свободомыслие» вгоняет в тоску. Однако, не стоит забывать про собственный разум, который в силах самостоятельно разобраться в поступающих запросах жизни без порой назойливого и пристрастного «мнения большинства».