Особая примета

Вадим Прохоркин
               
Особая примета

ПРИМЕТА, -ы, ж. 1. Отличительное свойство, признак, 
по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь.
Словарь русского языка.


Многие из нас давно покинули свой дом родной, и, скитаясь по стране, напевали:

                Наш адрес не дом и не улица,
                Наш адрес – Советский Союз.

И, правда, кто из нас всю жизнь со дня рождения прожил на одном и том же месте? Полагаю, что таких домоседов в наше динамичное время наберется не так уж и много. Выучившись и получив профессию, мы зачастую покидаем свою малую родину и живем  где-то далеко от дома, в сотнях, а то и тысячах километрах от него. Проходят годы, вы давно обжились на новом месте, но вас всё еще тянет в родные пенаты.
               
                А мне так хочется порой
                Хоть на часок прийти домой.
                Туда, где мама у ворот
                С надеждой прежней меня ждёт.

И вы, хотя не очень часто, навещаете маму, а потом она уходит в мир иной, и после её похорон вам вроде бы и незачем ехать на свою малую родину.

А годы бегут, вы уже давно на пенсии, и тут вас начинает мучить тоска по родине, названная красивым словом ностальгия*). И однажды вы даете  себе слово, что непременно съездите туда, где находятся родные могилы, где всё знакомо и дорого, где еще живут несколько старых друзей. А дав слово,  плюете  на соблазн поехать к теплому морю в Турцию или Египет, и покупаете билет на поезд,  который повезет вас туда, где вас не было так много лет. 

Родной город встречает вас, как чужака. И для вас город кажется чужим – так он изменился за прошедшие годы. Вы идете на улицу, где стоял дом, в котором вы родились и в котором прошло ваше детство.  Но и улица изменилась, своего дома вы не находите, он давно уже снесён, и весь квартал застроен незнакомыми вам зданиями. Вы не находите даже того места, где дом стоял, поскольку никаких примет там не осталось. Вы с грустью покидаете свою когда-то родную, ставшей незнакомой и чужой,  улицу.

А мне повезло. На том месте, где до сноса стоял дом, в котором наша семья прожила чуть ли не полвека, и в котором я родился, осталась особая примета –  могучий дуб со своей интересной историей.

Вот такая завязка к рассказу. А теперь, собственно, о примете.

В старинном городе Калуга наша семья проживала в бывшем доме купца и просола Ченцова. При доме было два флигеля, в одном из которых проживали Гусаровы, дядя Лёня и тётя Соня. Поскольку своих детей у них не было, они взяли себе на воспитание племянницу Соню, названную так в честь тётки.

Когда родилась Соня, её тётка, в честь такого важного события, посадила в цветочный горшок жёлудь. Жёлудь дал всход,  который  медленно пошел в рост. Несколько лет маленький дубок жил на подоконнике среди комнатных цветов, пока ему не стало там тесно. Тогда тетя Соня пересадила дубок во двор под окнами своей квартиры, выпустила его на вольное житье.

Мне было лет семь или восемь. Я хотел сделать лук и искал во дворе подходящую для этого палку. Мой взгляд упал на дубок. Будет очень хорошая палка для лука. Но мои попытки сломать дубок не удавались. Он был крепок и гибок, и как я ни гнул его в разные стороны, дубок не поддался, устоял.
      
С тех пор прошло много лет, много утекло воды, многое изменилось на нашей улице. Уютная и тихая, она приглянулась богатому и всесильному Моторному заводу, который вознамерился построить в квартале комплекс детских дошкольных учреждений. В конце 70-х годов в квартале начали сносить дома. Дошла очередь и до нашего дома.  Дом не хотел умирать и долго сопротивлялся насилию. Купцы строились основательно, и стоило большого труда, чтобы разрушить то, что было сделано прочно и надолго. Когда же, наконец, дом был обрушен, среди балок и досок был найден портрет купца Ченцова. Он как бы явился из прошлого, чтобы посмотреть на печальный конец своего семейного гнезда.
    
На месте снесённых домов детский комбинат, в конце концов, был построен, и наш квартал стал неузнаваем. Но двор моего детства не исчез бесследно. Там, где он находился, остался стоять могучий дуб, выросший из жёлудя в цветочном горшке.
    
Каждый раз, приезжая в Калугу, я иду на нашу улицу и по дубу, ставшем особой приметой, безошибочно нахожу то место, где много лет назад стоял дом, в котором я родился и вырос. Любуясь этим великаном, я  прошу у него прощения за то, что когда-то, по неразумению, покусился на его жизнь.  Провидение не дало мне его сломать, будто бы предвидя его будущее предназначение. Дуб стоит, и стоять ему сотни лет живым памятником моему родному дому.

            
             *Ностальгия - (от греч. nostos - возвращение и algos - боль) - тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему.
Понятие «Ностальгия» в значении тоска по родине ввел в обиход швейцарский врач и естествоиспытатель Иоганн Шейхцер. По его описанию, эта болезнь – ностальгия – поражала жителей Швейцарии, уехавших в другие страны. Со временем слово ностальгия приобрело более широкий смысл: им стали обозначать не только тоску по родине, но и тоску по прошлому, а также по всему тому, на что мы обращаем свой ретровзгляд (пример такого ретровзгляда – российский телеканал «Ностальгия», транслирующий передачи из советского прошлого). Появились и новые, производные от слова ностальгия, слова: ностальгический,  ностальгировать и др.

На фотографии тот самый дуб, ставший особой приметой.