Голубая лента

Вадим Гарин
Голубая лента

                Мне так понравилась реакция на мой рассказ «Снабженец», что я решил написать цикл миниатюр о деятельности зама по снабжению Григория Ивановича Опанасенко. По примеру «Гаврилиады» назову его «Опанасенковщина»

                В мебельной промышленности в семидесятых годах полным ходом шло освоение полиэфирных лаков, которые полностью вытеснили нитроцеллюлозные покрытия. НЦ - лаки теперь наносили только на внутренние поверхности мебели. В мебельном рынке безраздельно властвовали глянцевые полиэфирные покрытия. Время ламината еще не пришло.
                Естественно промышленность старалась «застолбить» себе базу поставок. Напомню, что предприятия советской промышленности ежегодно составляли заявки на сырье и материалы, согласно номенклатуре и плану производства, утверждали их в своих министерствах, а они прикрепляли их к поставщикам. Эта процедура называлась защита фондов и прикрепление к поставщикам. Кроме этого планировалась часть децентрализованных закупок производить силами предприятий. Принцип «от достигнутого» был в силе и предприятия старались присутствовать у поставщика как можно большим объемом. Больший объем – большее уважение и создание базы достигнутых поставок.

                Парафиносодержащий полиэфирный лак ПЭ-290 выпускал город Котовск Тамбовской области и Опанасенко выехал туда со своим экспедитором.
Здесь надо прервать деятельность нашего героя и рассказать о, незначительной с первого взгляда личности экспедитора.
                Когда я его случайно встретил в обществе Григория Ивановича, он показался мне каким-то серым и незаметным, а когда вдруг заговорил,  я ничего не понял. Его речь была экспансивной, и было непонятно ни слова. У него дергалась щека, и он сумбурно выпаливал сто слов в секунду. Его звали Алексей Николаевич, и он был при Опанасенко, как Санчо Пансо при Дон Кихоте.
Как-то вспомнив об этой странной фигуре, я спросил Григория кто он и зачем ему нужен? Ведь он слова путного сказать не может.

                Григории пояснил, что Алексей Николаевич был контужен во время войны. Он танкист, капитан и со своим танком горел, защищая город Волоколамск, где его и ранило. У него вся грудь в орденах и медалях и он почётный гражданин города Волоколамска – имеет от города наградную голубую ленту с соответствующей надписью.
Я пожал плечами:
                - Ну, если он заслуженный человек, пусть отдыхает, лечится. Дайте ему путевку в санаторий. Нужно лечение, давай позвоню в областную или лучше в областное здравоохранение…
                - Ничего ему не надо. Он работать хочет, и потом я с его помощью такие вопросы решаю! Он сто очков любому Цицерону даст!  Ценный кадр!
                - Как знаешь!

                Через два-три дня Опанасенко позвонил из Котовска: первый вагон лака пошел. Сам он вернулся на следующий день.
Я его начал отчитывать: надо было сидеть там, пока не загрузят еще вагон, на что Опанасенко ответил, что оставил там Алексея Николаевича и тот вытолкает даже чёрта в юбке, а не только этот вагон и потом лак в производстве и грузить пока нечего.

                - А если чей другой толкач прискачет? Смотри Григорий, башку отверчу!
                Прошла неделя, а вагона не было. Вдруг ближе к обеду секретарь по переговорному устройству говорит, что директор Котовского завода на проводе.
Я снял трубку, в ней с визгом закричал несчастный директор:
                - Ты кого мне прислал? Забери его сейчас же. Как человека прошу…Это просто издевательство! Нет у меня лака! Как наберу – получишь первый, клянусь, чем хочешь. Только забери!
                - А что он у тебя натворил?
                -Что, что! Ходит, с лентой через плечо, весь в орденах! Вцепился как пёс, продыху нет! А вчера в таком виде в Горком припёрся, бумагами там тряс! Бормотал чёрт знает что! Мне второй уже шею за него намылил, сказал, что это я довел до горячки героя войны! Я тебя умоляю: забери ты его, я тебе отслужу!
                - А где он?
                - Где, где! В приемной у меня сидит, караулит! Стервец!
                - Ну, позовите его…
                - Алексей Николаевич! Здравствуй дорогой! Всё, ты молодец, премию заслужил! Можешь уезжать. Все ты решил, спасибо!
                А он мне: - Хрл..пртаклан, канронет, вагонннн ёк!
                Я ему: - «всё понял, понял! Молодец. Алексей Николаевич, я знаю, лака еще нет, но вагон нам отправят! Ты все сделал, заканчивай, приезжай домой в Ростов!
                - Пппоннял, хрл….- ответил Алексей Николаевич и повесил трубку.
Вагон, как и обещал директор Котовска пришел незамедлительно.