Дом гостеприимного Симона

Елена Воскресенская
Двое сидели на крыше и любовались звездами. Мальчик заговорил:
–  Дедушка, а почему нас называют  «домом гостеприимного Симона»?

Дедушка улыбнулся, обнял внука и сказал:
– Какой ты большой вырос! знаешь, часто люди придумывают второе имя человеку в соответствии с его сущностью. Ты-то сам, как думаешь, почему нас так называют?!

– Да потому, что у нас всегда останавливаются родственники, друзья и совсем незнакомые странники. И мы всем рады, всех принимаем как родных! И ты, дедушка, сам моешь им ноги, а в других семьях этим занимаются  слуги, или младшие… Добрый ты, дедушка! А расскажи ту историю, когда всё это началось?!

Старец начал неспешный рассказ:

– Ты знаешь:  мы живем в Нижней Галилее, недалеко от горы Фавор. В те времена, когда я был молод, у одного нашего земляка вдруг проявились удивительные способности исцелять людей и истолковывать Писание. Вокруг Него собирались люди, много людей, а самые преданные так и ходили за Ним из города в город. Их было около двух десятков: мужчин и женщин.

Он привлекал всех обаянием молодости и умением просто изъяснять самые сложные вещи. В наш городок это множество пришло из Наина, где Он воскресил сына вдовы. Слава об этом чуде бежала впереди Него! Многие стали говорить, что Бог наконец-то  посетил нас, послав Своего  пророка!

Послушав Его в синагоге, я пригласил Его на обед. Вместе с Его учениками, конечно. Об этом стало известно всем. И любой человек в тот день мог без приглашения придти в наш дом, чтобы приобщиться к премудрости Господней.

Не могу сказать, что мы жили так зажиточно, что нам ничего не стоило принять  несколько десятков посторонних,  или в нашей традиции было кормить всех странствующих учителей с их  учениками…

Но Его учение привлекло меня какой-то удивительной силой и неожиданной любовью, исходящей лично от Него. А ведь меня, потомственного фарисея, мало кто мог удивить рассуждениями о законе Господнем…

Разные чувства боролись в моей душе. С одной стороны – я знал, что добродетель гостеприимства будет вознаграждена. Кроме того, мне было приятно, что Человек, о Котором вот уже второй год говорит вся Галилея,  посетит именно мой дом. А с другой стороны – в тесном общении часто открывается такое, что человек старается скрыть, выступая перед толпой. Мне очень хотелось разглядеть Его поближе, и может быть – увидеть то, что спрятано от других?!

Я послал сына, твоего отца, он был тогда, как ты сейчас – вперед, чтобы предупредить женщин о большом застолье. Когда мы вошли во двор дома, то увидели, что практически всё уже готово: расставлены и застелены высшее, среднее и низшие ложа, поданы лепешки, чечевица, огурцы, бобы, гранаты, смоквы, маслины, сладкое вино, рыба, яйца, мед… 

Мне понравилось, что жена так красиво и щедро накрыла стол: пришедшие люди наверняка высоко оценят наше гостеприимство!

Я провел Учителя в центр стола и предложил возлечь рядом со мной. Всё было достойно и учтиво. Мы  насыщались и неспешно переговаривались. Я был доволен всем происходящим. Но в это время во двор проскользнула женщина. Она встала на колени позади главного Гостя и стала копошиться у Его ног.

Ну и какой же это Пророк?! Кто из нас не знал её «древнейшей профессии»?!  Хорошо еще, что к столу не лезет. И всё-таки она отвлекает: плачет, сморкается, возится у Его ног со своими растрепанными волосами…

Но – всё хорошо! Учитель обращается ко мне, как бы спрашивая, может ли Он нечто мне сказать?!
Я с великодушием позволяю, потому что всем присутствующим и так стало понятно, кто тут главный!

Он посмотрел на меня ласково и заговорил. Он рассказал какую-то притчу. Задал мне вопрос о её героях… И я вдруг почувствовал себя ребенком. И стало неважно, как на меня смотрят все эти люди. Его голос проникал  прямо в сердце и окутывал отцовской любовью: я знал, что Он меня любит не за этот стол, не за мою ученость, не за правильное устройство дома… Он даже не осуждает меня за попытку тщеславия, от которой сейчас ничего и не осталось! Я не мог больше лежать, я сел у Его ног, а слезы катились из моих глаз! Теперь плачущих в нашем дворе было уже двое! я понимал, что Он как бы и обличает меня за то, что я не омыл Ему ноги, не поцеловал, не помазал елеем… но Его слова не угнетали меня, они  утешали, ободряли и давали новое направление жизни – в истинной любви к Богу и ближним… в любви, превосходящей разумение…

Та женщина ушла… Он сказал ей: «Вера твоя спасла тебя!».
А я проводил её взглядом и подумал: принесла миро в руках, а уносит мир в сердце...

Другие тоже постепенно разошлись по домам: тихие, умиротворенные…

А мы еще долго сидели рядом, обнявшись. На прощанье Он поцеловал меня как сына и сказал:
– Бог видит сердце. Если делаешь что-то,  делай как для Бога!

– С тех пор наша семья и служит людям гостеприимством.  Вот и вся история. Я не увидел в Нем никакой неправды. Он был больше чем Пророк! Он и сейчас иногда заходит в наш дом под видом странника…

Но уже поздно, давай спускаться с крыши, завтра рано вставать!

Теперь внук обнял деда и произнес самые дорогие для него слова:
– Наш род сохранит эту традицию! Когда я буду дедушкой, я тоже расскажу об этом своим внукам! Нас всегда будут называть «домом гостеприимного Симона»!