6. Психологические последствия компьютеризации ч2

Владислав Логинов
            В строении мотивационной направленности личности, в условиях компьютеризации, возникающие мотивы могут приобретать негативное значение, если их развитие является чрезмерным и отвлекает от решения основной задачи. Ими могут быть, например, чрезмерно развитые игровые мотивы, а также деструктивные, направленные на разрушение компьютеризированной деятельности: ориентация на преждевременное прекращение или намеренное введение «вируса» в компьютерную программу.
            Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.
            Негативное значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие, чрезмерная их интенсивность. Например, известное явление «хаккеризма», когда чрезмерная надситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим сферам деятельности.
            Все эти закономерности преобразований личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетического развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных устойчивых психических свойств. При этом существенной является возможность преобразований личностных свойств скорее в зависимости от профессиональных или субъективных условий, чем от компьютерного опосредствования. Это показывает необходимость дифференцированного подхода к анализу онтогенетического развития субъекта, в частности уточнения каждый раз критерия, по которому выделяется и оценивается то или иное психическое свойство и его изменения в условиях компьютеризации.
            В историческом развитии человека компьютер с психологической точки зрения может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которому передаются исполнительские интеллектуальные функции.
            В опосредствовании компьютером деятельности человека можно выделить несколько вариантов. В относительно элементарных видах умственной деятельности,  имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться и некоторые компоненты творческого процесса (например, целеобразование по предварительно составленной программе), что ведет к редуцированию в деятельности человека не только шаблонных, но и некоторых творческих компонентов (например, формирование новых целей на основе имеющихся знаний с заранее устанавливаемыми критериями их оценки).
            В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером. Передавая компьютеру интеллектуальные функции, человек произвольно может регулировать характер и глубину опосредствования своей умственной деятельности. Например, делая выбор, передавая компьютеру только некоторые небольшие операции или объемные и наиболее трудоемкие, человек тем самым может существенно влиять на преобразование своей деятельности и на динамику своих психологических процессов и свойств под влиянием
компьютеризации.

                Продолжение следует.