7. Психологические последствия компьютеризации ч3

Владислав Логинов
            Передавая компьютеру интеллектуальные функции, человек произвольно может регулировать характер и глубину опосредствования своей умственной деятельности. Например, делая выбор, передавая компьютеру только некоторые небольшие операции или объемные и наиболее трудоемкие, человек тем самым может существенно влиять на преобразования своей деятельности и на динамику своих психологических процессов и свойств под влиянием компьютеризации.
            Орудийное компьютерное опосредствованно представляет собой динамичный процесс, связанный с изменением типов компьютеров, их программ, языков программирования, что ведет к изменению характера передаваемых ему исполнительских функций и компонентов деятельности, остающихся за человеком, активизируя, делая меняющимся в историческом плане и сам процесс преобразования психических процессов и свойств человека.
            Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль, т. е. он сам формирует своеобразие опосредствования своей деятельности, влияя тем самым на особенности своего будущего психического развития.
            На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роли в процессе длительной работы с ним.            Это говорит о том, что компьютер, подчиняя деятельность человека, в частности, выполнению правил работы с ним как орудием, может вести за собой психическое развитие человека, в зависимости от программ, формируя у него не только новые по предметному содержанию и динамическим особенностям творческие способности, но и может приводить к формализации, шаблонности его мышления, к развитию безынициативной, лишь исполняющей чужую волю личности.
             В данном случае метафорически имеются в виду «приказы» компьютера.  Отсюда следует, что компьютерное опосредствование может приводить не только к прогрессивному, но и к регрессивному развитию психики человека, если при этой оценке исходить из довольно распространенного положения, идущего от Л. С. Выготского, согласно которому творческие процессы как высшие психические функции и есть позитивный прогрессивный путь развития мышления человека.
            Рассматривая функциональные и онтогенетические преобразования умственной деятельности и личностных свойств ее субъекта, можно сделать вывод, что они выступают как интеграционные эффекты многих опосредствующих влияний, составной частью которых является компьютеризация. В связи с этим, закономерности преобразований могут иметь как линейный, так и нелинейный характер, чисто позитивные или негативные эффекты сосуществуют с эффектами паритета, т.е. примерно равного соотношения, и неопределенными эффектами с неясно выраженными, неосознаваемыми, неустойчивыми преобразованиями психических явлений.      Нелинейность проявляется как в сочетаниях различных типов эффектов и их одновременном наличии в преобразованиях психических явлений, так и в строении самих эффектов, обобщающих происходящие преобразования разного качества по предметному содержанию, динамике, степени выраженности и осознанности. Линейность эффекта выступает как частный случай его описания по некоторой характеристике в более сложном нелинейном проявлении психических преобразований в условиях компьютеризации.
            Надо учитывать то, что компьютеры представляют собой в настоящий момент феномен, играющий огромную роль в несколько мифологизированном сознании так называемого потенциального «конечного пользователя», и, поэтому, могут оказывать воздействие на него, при минимальном по времени контакте или даже, без прямого контакта между объектом – компьютером и субъектом деятельности – человеком.

                Продолжение следует.